Положение о текущем контроле и нормах оценки, обучающихся с задержкой психического развития

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

СОГЛАСОВАНО
П р о т о к о л заседания
П е д а г о г и ч е с к о г о совета
От 29.12.2020 № 5

Калина Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: ИНН=660200826991,
СНИЛС=02664339254, E=lkalina@list.ru,
C=RU, S=Свердловская область, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 12""", G=Лариса Витальевна,
SN=Калина, CN=Калина Лариса Витальевна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.04.20 09:47:10+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ И НОРМАХ ОЦЕНКИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

1.Общие положения
1.1. Положение о текущем контроле и нормах оценки, обучающихся с задержкой
психического развития в МАОУ «СОШ №12» (далее Положение) разработано на
основании Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЭ, Концепции
коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях, разработанной
Институтом

коррекционной

педагогики

РАО

и

рекомендованной

коллегией

Минобразования РФ для использования в системе образования России, Уставом и
нормативными локальными актами МАОУ «СОШ №12».
1.2.

Настоящее

положение

общеобразовательных

регулирует

деятельность

классах и реализующих

учителя,

адаптированные

работающего

в

образовательные

программы для детей с задержкой психического развития по текущему контролю и
нормах оценок знаний, умений, навыков.
1.3. Положение является локальным нормативным актом, принимается педагогическим
советом и утверждается приказом директора школы.
1.4. Для

формирования

положительной

мотивации

к

обучению

и

созданию

благоприятных и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и
эмоционально- личностной сферы детей настоящим положением

рекомендуется

осуществлять текущий контроль письменных работ по русскому языку, чтению,
математике учащихся с ОВЗ с индивидуальным подходом по изменённой шкале
оценивания (приложение №1).
2. Особенности текущего контроля успеваемости, обучающихся с ЗПР
Текущий

контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителями: в

первых классах - по безотметочной системе, предполагающей критерии относительной
успешности обучающихся; в 2-9 классах - по пятибалльной системе.
2.1. Текущий

контроль осуществляется в форме индивидуального и фронтального

опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических
заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания.
2.2. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в
тетрадях обучающихся.
2.3. Контрольные работы следует проводить по пройденному материалу.
2.4. Проведение контрольных работ необходимо закончить не позднее, чем за 7 дней до
окончания четверти.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06e-mail: school 12art@inail.ru

2.5. При организации текущего контроля обучающихся с ОВЗ следует использовать
сочетательную оценку, не допускать поверхностное оценивание ответов школьников в
начале каждого урока, а также в ходе освоения нового материала.
2.6. Учителям предметникам следует осуществлять оценку достижений обучающихся с
ОВЗ в сопоставлении с их же предшествующими достижениями, сочетать оценку
учителя с самооценкой школьником своих достижений, избегать сравнения достижений
обучающихся с другими детьми.
2.7. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов
обучающихся (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что
человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в
успехе.
2.8. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют
максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников
(оценки за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.9. Использовать

различные

формы

педагогических

оценок

описательные виды оценки (некоторая устная или письменная

-

развернутые

характеристика

выполненного задания, отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания
привыкания к ним учеников и снижения вследствие этого их мотивированной функции.
2.10. Правильность

ведения

текущего

контроля

отслеживает заместитель директора по учебной работе.

успеваемости

обучающихся

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

Приложение №1
Оценивание навыков чтения обучающихся с ЗПР 1-4 классов.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для
внеклассного

чтения,

путем

специального

опроса

по

чтению,

пересказа

и

комбинированного опроса. При оценке навыков чтения не учитываются следующие
речевые нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение
за овладением навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления
элементарного навыка чтения без выставления отметки.
Основными объектами проверки в 1-ом классе являются умения учащихся
анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения,
короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется
первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а
именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым чтением текстов
при темпе 20-25 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений
учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II
полугодия.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
•S

читает правильно, понимает содержание прочитанного;

S

в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать

целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;
•S

во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает

по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

S

верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие

знаки препинания в конце предложения;
S

умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать

содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть
стихотворение и читает его выразительно.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
S

понимает основное содержание прочитанного;

•S

в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам),

темп чтения не менее 30 слов в минуту;
S

во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по

слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в
словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце
предложения;
S

правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но

допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой
помощью учителя;
S

-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко

и самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
•S

осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;

•S

в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком),

со скоростью не менее 25 слов в минуту;
^

во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком),

темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и
предложениями;
•S

пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки

и исправляет их только с помощью учителя;
•S

знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

Отметка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте
даже с помощью вопросов учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту; -во II
полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со
скоростью 25 слов в минуту; -не воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит
текст прочитанного.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

3 КЛАСС.
Отметка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;
•S -в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой
S

структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;

•S -во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
•S -читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
S

-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает
содержание

•S прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
•S -понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и
выражения,
•S используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и
т.д.;
•S -твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка «4» ставится ученику, если он:
•S -правильно понимает основное содержание прочитанного;
•S -в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
S

трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;

•S -во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 3
S

ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает
незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится ученику, если он:
•S -смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
•S -в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком,
темп чтения 40 слов в минуту;
S

-во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового
чтения, монотонно, темп чтения 45 слов в минуту;

S

-допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит
наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.
Отметка «2» ставится ученику, если он:

•S -в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
•S -во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп
чтения
•S 35 слов в минуту;

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

S

-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль
прочитанного и

S

разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

•S -при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
•S -правильно и полно понимает содержание прочитанного;
S

-читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного

S

произведения;

•S -в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не
менее 80 слов в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет
простейший
S

план, выявляет основной смысл прочитанного;

S

-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Отметка «4» ставится ученику, если он:
•S -правильно понимает основное содержание прочитанного;
S

-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;

•S -в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
S

-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;

S

-знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые
исправляет

•S самостоятельно.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
•S -понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
•S -в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с
элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
•S -во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не
менее 70 слов в минуту, допускает от 4-5 ошибок;
S

-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и
исправляет их
только с помощью учителя.

Отметка «2» ставится ученику, если он:
•S -не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить
план; -в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова
читает целиком), допускает большое количество ошибок;

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

•S -во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся
с ЗПР в 1-4 классах
Объем диктанта и текста для списывания:
класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

год

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80

Объем словарного диктанта:

Количество слов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

7-8

10-12

12-15

До 20

Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов в каждом классе.
Сочинения и изложения носят обучающий характер.
Нормы оценки за контрольный диктант:
Отметка «5» - допущена одна негрубая ошибка или 1 -2 дисграфических ошибок, работа
написана аккуратно.
Отметка

«4» - не более двух

орфографических,

1-3 пунктуационных

и 1-3

дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
Отметка «3» - 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфических ошибки.
Отметка «2» - более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.
Классификация ошибок:
Однотипные ошибки:
•S первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная
считается за отдельную ошибку;
•S при 5 исправлениях отметка снижается
на 1 балл. За одну ошибку в диктанте
считаются:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

S два исправления;
две пунктуационные ошибки;
S

повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды
написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она
считается за ошибку;

•S при выставлении отметки все однотипные ошибки приравниваются к одной
•S орфографической ошибке.
За ошибку в диктанте не считаются:
•S ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни
в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует
оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них
по написанию слово на доске);
•S единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
S

единичный случай замены одного слова без искажения смысла. Оценка за
грамматическое задание:
Выполнение грамматических заданий по русскому языку

Отметка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно
применять знания при выполнении;
Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не
менее 3/4 заданий;
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из
изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; Отметка «2»
ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с
большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида
речевого нарушения:
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов,
навыков звукового анализа и синтеза:
• пропуск букв и слогов - «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
• перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),
«натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

• наращивание слова лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые»
(которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с
пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне»
(висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений
- «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо.знать машину после
школы я тоже. Буду шофёром»;
• замена одной буквы на другую - «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан»
(тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь),
«лублу» (люблю).
2. Ошибки, обусловленные несформированностъю

кинетической и динамической

стороны двигательного акта:
•смешения букв по кинетическому сходству - о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у
«прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч»
(ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка).
3. Ошибки, обусловленные несформированностъю лексико-грамматической

стороны

речи:
• аграмматизмы - «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья».
«Пять желтеньки спиленачки») пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при
летели», «в зяля», «у читель».
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку для учащихся с
ЗПР в 5-9 классах
Контрольный диктант:
Отметка «5»
1 негрубая орфографическая+1 негрубая пунктуационная+1
дисграфическая Отметка «4»
2орфографических+2 пунктуационных +3 дисграфических ИЛИ
1 орфографическая + 4 пунктуационных + 3 дисграфических
Отметка «3»
6 орфографических +4 пунктуационных + 4 дисграфических
ИЛИ 5 орфографических + 5 пунктуационных + 4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

дисграфических ИЛИ 7 орфографических + 7
пунктуационных+5 дисграфических
Отметка «2» 8 орфографических+ 8 пунктуационных + 6 дисграфических
Примечание.
Отметка «5» не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в
контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка
снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не
может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и
занижения оценок.
Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок
включает грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как
обычные; все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как
однотипные ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за
многочисленные исправления; все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1. Неверные

написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют

на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в
переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не
проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или
негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
S

в исключениях из правил;

•S в переносе слов;
•S буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных
в собственных именах (Мариетта);
•S в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных
наименованиях; при переносном употреблении собственных имён (Обломовы,
обломовы); в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в
рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

•S в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями
в роли сказуемого; в написании -ы и -и после приставок;
S

в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского
происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
•S в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;
S

при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие
основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или
общем вводном слове, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна
негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. Повторяющиеся и однотипные
ошибки:
•S Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же
правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или
не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются,
исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
•S Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и
фонетических
однотипные

(пирожек,

счерчек)

особенностях

данного

слова. Первые

ошибки принято считать за одну, каждая последующая

самостоятельная.

Нельзя

считать

однотипной

ошибкой

написание,

три

- как
которое

проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые
согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если

в

одном

слове

с

непроверяемыми

орфограммами

(типа

привилегия,

интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения
и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать
основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него
соответствующую композиционную и языковую форму; языковые навыки или

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

соблюдение в речи норм литературного языка; навыки правописания - орфографические
и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений:
Подробное

изложение

(количество слов)
5 класс

100-130

6 класс

130-170

7 класс

170-220

8 класс

220-300

9 класс

300-350

Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление;
вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Логические ошибки
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места
событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение
источников, имен собственных, мест событий, дат.
- нарушение последовательности в высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
- раздробление одной микротемы другой микротемой;
- несоразмерность частей;
- высказывания или отсутствие необходимых частей; - перестановка частей текста (если
она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого
ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом
от третьего лица.
Речевые ошибки:
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и
построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и
стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school12artfiimail.ru

S употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми
ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать,
братик опрокинул подбородок на стол;
S

неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась,
как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на
поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает
город; пули не свистели над ушами;

S употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
S

пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

S

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например,
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые

связаны с требованиями к выразительности речи:
S

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов;

S

неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций,
особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из
малышей);

S

смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;

•S речевые ошибки в построении текста. Речевые ошибки в построении текста:
•S бедность и однообразие синтаксических конструкций;
•S стилистически неоправданное построение слов;
S

неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста,
приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул
удочку, и она клюнула);

•S неудачный порядок слов.
Грамматические

ошибки:

Грамматические

ошибки

-

это

нарушение

грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами
языка (словообразовательными,

морфологическими,

синтаксическими) не владеет

ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
•S словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя
воспринимать как орфографические;
S

морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и
употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в
полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий
ребенок; ложити т. д.);

синтакси чес кие:
S

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

•S б) ошибки в структуре простого предложения:
S

нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не
вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);

S

нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке);

•S нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему
делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие:
шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн) и др.
Нормы оценивания сочинений и изложений:
Отметка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70 % исходного
текста. Содержание работы излагается последовательно.
Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием
синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
Допускается 1 недочет в содержании
Допускается:
1 негрубая орфографическая, 1 пунктуационная, 1 грамматическая, 1 логопедическая
ошибка
Отметка «4»
1.

Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные

отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические
неточности, при этом в работе сохранено не менее 70 % исходного текста. Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается не более недочетов
в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографических +3 пунктуационных +3 грамматических +3 логопедических ошибки.
ИЛИ
1 орфографическая +3 пунктуационных +3 грамматических +3 логопедических ошибки.
ИЛИ
О орфографических +4 пунктуационные +3 грамматических +3 логопедических ошибки
Отметка «3»
Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические
ошибки.
Объем изложения составляет менее 70 % исходного текста. Допущено нарушение
последовательности изложения.
Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается
неправильное употребление слов. Стиль работы не отличается выразительностью.
Допускаются:
0

орфографических +5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 3
логопедических ошибки.

ИЛИ 5 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки
Отметка «2»
Работа не соответствует заявленной теме.
Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 %
исходного текста.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними.
Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти
отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых
недочетов.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного

и речевого

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют
повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует
исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две
единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Содержание контрольных письменных работ по математике для 2 — 9 классов
1 класс.
Проверяются:
•S знание письменной нумерации в пределах 20;
•S знание числового ряда и места каждого числа в этом ряду;
•S знание десятичного состава чисел второго десятка;
•S умение считать равными группами в пределах 20;
•S умения решать арифметические примеры на каждое из четырех действий; умения
решать задачи в один вопрос;
S умения пользоваться ученической линейкой при выполнении простейших
графических работ (черчение полос, столбиков, квадрата, прямоугольника,
треугольника).
В текст одной контрольной работы включается 2-3 задания. Например: а) одна простая
арифметическая задача, 8-10 примеров и практическое задание - определить время по
рисунку циферблата часов или начертить при помощи линейки одну - две геометрические
фигуры; б) две простые задачи, 6-8 примеров и счет денег по образцам монет.
2 класс
Проверяются:
•S знание письменной нумерации в пределах 100;
S знание числового ряда и место каждого числа в этом ряду;
•S знание десятичного состава двухзначного числа;
S умение считать равными группами, решать арифметические задачи и примеры на
каждое из действий (I полугодие);
S умение решать задачи в два действия, знание табличного умножения и деления;
•S умение

выполнять

предусмотренные

учебной

программой

простейшие

графические или геометрические работы, например, начертить циферблат часов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

сетку для домино или лото, геометрические фигуры, квадраты с клетками для
изготовления метра и т.д.
В текст контрольной работы включается не более 3 заданий, а именно:
а) 6-8 арифметических примеров с двумя числовыми компонентами (II полугодие) и одна
простая задача;
б) одна арифметическая задача в два действия и задание, в котором выясняется знание
нумерации числа:
в) знание табличного умножения и деления (в примерах и задачах), практическая работа
с линейкой.
4класс
Выявляются:
•S знание нумерации, десятичного состава трехзначных чисел;
S знание табличного умножения и деления;
•S умение решать примеры и задачи с простыми и именованными числами (рубли и
копейки, метры и сантиметры, граммы и килограммы, часы и минуты), а также
навыки и умения выполнять простейшие графические работы (черчение квадрата
и прямоугольника по данным предварительного самостоятельного измерения
образцов, черчение стрелок на рисунках циферблатов часов, черчение сеток на
картах для арифметических игр, изготовления метра и пр.).
В текст каждой контрольной работы включаются не менее 3 и не более 4 заданий,
например: а) одна сложная (в 2-3 вопроса) арифметическая задача и 4-6 примеров; б) две
простейшие задачи и 6-8 примеров: Как в первом, так и во втором случае в число заданий
включается практическое задание по черчению при помощи ученической линейки.
5—8—9 классы.
В тексты контрольных работ (письменных) включаются задания с целью выявления
знаний нумерации, арифметические задачи и примеры (решить и проверить) с простыми
и именованными числами (не более двух наименований) и задания практического
характера (графические работы с использованием геометрического материала).
Объем материала для контрольной письменной работы примерно может быть
следующим:
5 класс:
а) задачи в 2-3 действия, 2-4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел под
диктовку учителя, черчение отрезков заданной длины;
б) две задачи в 1-2 действия, 2- 4 простых примера, запись 3-4 многозначных чисел
под диктовку, черчение углов или окружности.
6 класс:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

а) задачи в 3—4 действия, 2-4 примера, разложение 2-3 многозначных чисел на
десятичные группы, черчение окружности с радиусом и диаметром;
б) две задачи, не более 2 действий каждая, 2-4 примера, запись 2-3 многозначных
чисел под диктовку учителя, черчение треугольников.
7 класс:
а) задача (не более 4 действий), 6-8 примеров, черчение разрядной сетки, черчение
плана класса или земельного участка по данным размерам длины и ширины (участки
прямоугольной формы);
б) две задачи, не более 2 вопросов каждая, 6-8 примеров, черчение разрядной сетки,
черчение заданных прямоугольников.
8-9 классы:
а) запись многозначных чисел и разложение их на десятичные группы по заданию
учителя, решение задачи с составными именованными числами, 4-6 примеров,
обращение десятичных дробей в обыкновенные и обыкновенных в десятичные или
обращение десятичных дробей в именованные числа;
б) черчение развертки куба или прямоугольного параллелепипеда и изготовление
модели.
Числовые данные для задач учащихся можно брать из справочных таблиц (цены на
продукты, предметы обихода, на билеты городского транспорта и т.д., нормы материала
на пошивку вещей, которые изготавливаются в школьной учебной мастерской).
В контрольные задания могут быть включены вопросы о соотношении единиц
измерения, например: Сколько сантиметров в метре? Во сколько раз метр больше
сантиметра? Сколько килограммов в центнере, в тонне? Во сколько раз центнер легче
тонны?
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся
требовалось:
- во II полугодии 1 класса 25-35мин;
- во 2 - 4 классах - 40 мин;
Учащиеся должны за указанное время не только выполнить работу, но и успеть
проверить ее.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи
или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи,
примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант,
сравнение чисел, а также вычислительные, измерительные или другие геометрические
задания.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art fiimail.ru

Нормы оценки письменных работ по математике
«5» - ставится за работу, в которой нет ошибок в вычислениях, при записи плана
правильно записаны наименования, правильно сформулированы вопросы к действиям и
безошибочно записано решение задачи.
Если ученик допустил ту или иную неточность в формулировке одного из вопросов
или ошибку при вычислении и самостоятельно внёс поправки, оценка не снижается.
«4» - ставится, когда:
1) задача решена правильно и нет ошибок в формулировке вопросов к действию, в
наименованиях и в ответе, а в решениях примеров допущены 1-2 ошибки;
2) когда задача и примеры решены правильно, но допущены 1 -2 ошибки в записи
наименований;
3) когда задача и примеры решены правильно, а формулировки вопросов к
действиям задачи по существу правильны, но не точны;
4) когда правильны решения задачи и примеров, запись наименований и вопросов к
действиям задачи, но конечный ответ записан ошибочно.
5) в том случае, когда ученик изменил одно из чисел задачи или примера (например
переставил цифры), но дал правильные решения.
«3» - ставится за работу, в которой:
1) правильно решены задачи и не решены примеры;
2) не решены задачи, но решены примеры;

i

3) задача решена, но допущены ошибки в наименованиях, формулировках вопросов к
действиям; в решениях примеров допущены 1-3 ошибки.
«2» - ставится за работу, в которой:
1) ошибочно решены задача и половина примеров;
2) ошибочно решены или не решены примеры и при правильном решении задачи даны
ошибочные формулировки и допущены ошибки в записи наименований.
За невыполнение практического задания общий оценочный балл снижается на
единицу.
За орфографические ошибки на непройденные правила, допущенные учеником в
контрольной работе по арифметике, оценка не снижается.
Учащимся с плохой моторикой за несовершенное каллиграфическое выполнение
контрольной работы по арифметике оценка не снижается.
Оценка устных ответов, учащихся по математике
Систематический и регулярный устный опрос учащихся являются обязательным
видом работы на уроках математики.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school12artfiimail.ru

Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их
индивидуального и фронтального опроса на основании текущих и итоговых письменных
или практических работ по пятибалльной системе.
«5» - ставится, если ученик:
1) дает правильные осознанные, глубокие ответы на все поставленные вопросы,
правильно выполняет предметно-практические задания;
2) умеет самостоятельно и правильно решить задачу, примеры и объяснить ход
решения;
3) умеет правильно производить и объяснять практические задания, записывать
данные именованных чисел, производить вычисления;
4) называет геометрические фигуры, их элементы, выполняет работы по черчению с
помощью

измерительного

и

чертежного

инструментов,

умеет

объяснить

последовательность работы.
«4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки 5, но:
1) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах;
2) при вычислениях и решении задач нуждается в дополнительных промежуточных
записях и в дополнительных вопросах учителя, уточнении и объяснении выбора
действий;
3) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические
фигуры, их положения в пространстве, по отношению друг к другу;
4) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, ему
может быть поставлена оценка 5.
«3» - ставится ученику, если он:
1) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы
на поставленные вопросы, формулирует математические правила, может частично их
применять;
2) может выполнять вычисления с опорой на различные виды счетного материала,
умеет записывать решения задач, но с помощью учителя;
3) узнает и называет геометрические фигуры, их положение на плоскости и в
пространстве, умеет делать чертежи в тетрадях и целевых таблицах, но с помощью
вопросов и практической помощи учителя. После предварительного коллективного
обсуждения в классе может выполнять измерения и последовательно записывать их в
тетради.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school12artfiimail.ru

«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не может воспользоваться помощью учащихся и учителя.
Нормы оценки за работу, содержащую примеры:
«5» - без ошибок, 1 -2 самостоятельных исправления
«4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления или 2 негрубые
ошибки
«3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые
ошибки
«2» - выполнена часть работы
Нормы оценки за работу, содержащую задачи:
«5» - без ошибок
«4» - 1 -2 негрубые ошибки
«3» - 2-3 ошибки (более половины работы выполнено верно)
«2» - более половины работы выполнено неверно

Примечание:
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не
снижается. За неряшливо оформленную работу оценка снижается на 1 балл (но не ниже
«3»).
Нормы оценки за устный счёт.
«5» - без ошибок
«4» -1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».