Функциональная грамотность

701_n1980941_big.jpg

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»?

 Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

 «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

 В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

 Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.Хочу такой сайт

  Составляющие функциональной грамотности

 1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Хочу такой сайт

 2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

 3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

 4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

 5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

 6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Нормативные документы

06.03.2025

Приказ Управления образования Артемовского городского округа № 200 от 16.09.2021 г. Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организациий.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ «О внесении изменений в Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ «СОШ №12»».pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ «СОШ №12» на 2021 - 2022 учебный год».pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ «СОШ №12» в 2022 - 2023 учебный год».pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение 1 к приказу МАОУ «СОШ №12» от 06.09.2022 № 259 1 - Члены рабочих групп.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение 2 к приказу МАОУ «СОШ №12» от 06.09.2022 № 259 1 - План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ «СОШ №12» на 2022-2023 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №689-Д от 20.07.2021. Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области.pdf (скачать) (посмотреть)

Аналитические материалы

06.03.2025

Адресные рекомендации по итогам мониторинга ФГ обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Анализ результатов первого этапа регионального исследования сформированности функциональной грамотности обучающихся 4 и 8 классов муниципальных общеобразовательных организаций ..pdf (скачать) (посмотреть)
Перспективные направления деятельности ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Свердловской области.pdf (скачать) (посмотреть)
Проведение мониторингового исследования по функциональной грамотности обучающихся 4 и 8 классов общеобразовательных организаций.pdf (скачать) (посмотреть)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:

06.03.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».