Положение о школьной службе медиации (примирения)

Калина Лариса
Витальевна

Утверждаю:

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: ИНН=660200826991,
СНИЛС=02664339254, E=lkalina@list.ru,
C=RU, S=Свердловская область, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
12""", G=Лариса Витальевна, SN=Калина,
CN=Калина Лариса Витальевна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.04.20 10:22:29+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

МАОУ «СОШ №12»
С.И.Ильманова
риказ от 26.02.2016 № 63

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ)
1.

Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок создания и деятельности
школьной службы медиации (примирения).
1.2. Правовой основой создания и деятельности школьной службы медиации
(примирения) является:
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Конвенция о правах ребенка.
- «Национальная стратегия действий в интересах детей 2012 - 2017г.»
- Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных
организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г.
№ВК-54/вн).
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЭ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)».
Стандарты

восстановительной

медиации.

Разработаны

и

утверждены

Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, 17 февраля 2009 г.
1.3. Школьная служба медиации (примирения) объединяет обучающихся,
педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в

разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в
образовательном учреждении.
1.2. Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования
на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения
несовершеннолетних. Метод школьной медиации позволяет образовательной
организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к
одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и
благополучия ребенка.
2. Цели и задачи службы медиации (примирения).
2.1. основная цель школьной службы медиации (примирения) состоит в
формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в
конфликты.
2.2. Задачами службы медиации(примирения) являются:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода
системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех
возрастов и групп;
- создание и использование процедуры медиации и восстановительного подхода
системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в
трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении,
детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным поведением;
з
- внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов
мирным путем;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему
воспитания, повышения эффективности социальной и психологической помощи,
оказываемой детям;
- повышение квалификации педагогов школы по вопросам
процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

применения

3. Принципы деятельности службы медиации (примирения)
Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается

направление
сторон
конфликта
и их законных
представителей
на
предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут
участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения
1
конфликта.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за
исключением примирительного договора (по согласованию с участниками
встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная
медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации).
Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о
виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым
посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если
медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных
взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации
или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования службы медиации (примирения).
4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся
прошедшие обучение проведению восстановительной медиации.

8-11 классов,

4.2. Куратором службы являются педагог-психолог и заместитель директора по
УВР или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение
проведению восстановительной медиации, на которых возлагаются обязанности
по руководству службой примирения приказом директора.
4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч (медиаторов).
4.4. Члены службы медиации
восстановительной медиации.

должны

пройти

обучение

по

проведению

4.5. Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся, входящим в
состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением,
могут определяться уставом службы, принимаемым службой примирения
самостоятельно.
5. Порядок работы службы медиации (примирения).

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации
образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том
числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица
образовательного учреждения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на
участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая
помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы
работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как
правонарушение или преступление, для проведения программы, также
необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводят кураторы
службы медиации.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится
на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в
известность администрация образовательного учреждения и родители.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной
программы
на основании своих
профессиональных
стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности
обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение
может использовать иные педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае
криминальной ситуации) куратор и другие взрослые участники службы
примирения принимают участие в проводимой программе.
5.9. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.

5.11. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.12. При необходимости, служба примирения передает копию примирительного
договора администрации образовательного учреждения.
5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении
обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи
сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.14. При необходимости служба примирения информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального
педагога,
специалистов
учреждений
социальной
сферы,
социальнопсихологических центров).
5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах,
которые являются внутренними документами службы.
5.16. Медиация и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со
стороны родителей.
6. Организация деятельности службы примирения.
6.1. Службе примирения администрация образовательного
учреждения
предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения примирительных
программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного
учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства
информации и другие).
6.2. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе
примирения содействие в распространении информации о деятельности службы
среди педагогов, учащихся и родителей.
6.3. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с
психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного
учреждения.
6.4. Администрация образовательного учреждения содействует
службе
примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательного
учреждения, а также социальными службами и другими организациями.
Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся
в службу

примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного
разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.5. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
восстановительной медиации), то применение административных санкций в
отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о
необходимости возобновления административных действий принимается после
получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых
договоренностях сторон.
6.6. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому
возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может
ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а
также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность
обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
6.7. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного
учреждения по предложению службы примирения, управляющего совета или
органов самоуправления.
7.3.
Вносимые
изменения
восстановительной медиации.

не

должны

противоречить

стандартам

МАОУ «СОШ № 12» г. Артемовский
Примирительный договор.
1. Имя, фамилия, отчество участников конфликта.

2. Мы провели встречу, на которой обсудили следующую ситуацию

и договорились, что

3. Проверять выполнение условий договора и уведомлять
Программы Примирения об их успешном завершении будет

ведущих

4. Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)

5. Возмещение
невозможно)

ущерба

(требуется,

не

требуется;

возможно,

6. Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать
следующее

7. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана
администрации
и другим заинтересованным
в решении
лицам.
Обсуждавшееся на примирительной встрече, медиатор никому сообщать не
будет. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся
проблемы,
мы
согласны
вернуться
на
медиацию

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МАОУ «СОШ № 12»
г. Артемовский

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Начат:
Окончен
Ответственный

Дата
От
кого Дата
Ведущий
поступления поступил
примирительной медиатор
запроса
запрос
встречи

Содержание Результат

План основных мероприятий Школьной службы медиации
на 2016-2019 г.г.
№

мероприятия

сроки

ответственные

ожидаемые результаты

1

Создание рабочей
группы по
созданию службы
мотивации.

Сентябрь
2016 г.

Администрация
ОУ

Функциональная
рабочая группа,
готовая к созданию
школьной службы
медиации

2

Изучение
теоретических
методологических
и правовых
аспектов о
медиации.

Сентябрь
2016 г.

Рабочая группа по
созданию
школьной службы
медиации

Необходимая для
создания
фундаментальная
основа для
создания службы

3

Составление
нормативноправовой базы для
создания службы.

Октябрь

Рабочая группа по
созданию
школьной службы
медиации

Набор
необходимой
документации,
необходимой для
эффективного
функционирования
службы.

Создание
межведомственны
х взаимодействий
для эффективного
функционировани
я службы.

Октябрь
- ноябрь

Рабочая группа по
созданию
школьной службы
медиации,
администрация

Эффективное
межведомственное
взаимодействие
при создании и
функционировании
службы.

Создание
инфраструктуры,
для проведения
программ
примирения.

Ноябрь январь
2016 г.

Рабочая группа по
созданию
школьной службы
медиации,
администрация

Готовая, рабочая
инфраструктура
(руководитель и
участники
службы),

4

5

2016г.

2016 г.

позволяющая

проводить
программы
примирения.

6

Организация
рекламной
кампании по
осведомлению
всех категорий ОУ
о возможностях
программ
примирения,
популяризация
медиации как
механизма
разрешения
конфликтных
ситуаций.

В
течение
всего
времени
реализац
ИИ
проекта

Руководитель
школьной службы
медиации,рабочая
группа

Просвещение
участников ОУ
через школьный
сайт,
специализированн
ые стенды, акции,
круглые столы,
буклеты и т.д.

7

Выявление
специфики
конфликтов ОУ

20162017 уч.г.

Руководитель и
модераторы
школьной службы
медиации

Прогноз
проведения
программ
примирения,
учитывая
полученные в ходе
мониторинга
результатов.

8

Проведение
тренингов
школьных команд
по освоению
техник
переговоров.

20162019 г.г.

Руководитель
службы

Подготовленные
кадры для
проведения
программ
примирения

9

Проведение
программ
примирения

20162019 г.г.

Руководитель и
модераторы

10

Анализ
результатов
создания и
функционировани
я службы

Май
2019г.

Руководитель и
модераторы
службы

1
Решение
возникающих
конфликтов на
начальной стадии
Отчет о
результатах
работы.
!

!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».