ВЕРЖДАЮ:
ОШ № 12»
В. Калина
Калина
Лариса
Витальевна
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2023-05-11 13:10:08
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Программа
«Работа с детьми
из семей мигрантов» в МАОУ «СОШ № 12»
на 2022-2023 учебный год
г. Артемовский 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
2-3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
II.
6
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
2.1.
6
Основные направления
деятельности
2.2.
6
Формы
работы
2.3.
6
Социально-педагогическое
сопровождение
III.
6
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
3.1.
7
Срок выполнения
программы
3.2.
7
Этапы реализации
программы
IV.
7
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
ПРОГРАММЫ....8
4.1.
Организационная
работа
4.2.
8
Адаптационная работа с семьями и обучающимися из
числа
мигрантов
V.
8
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
9
2
VI.
КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С проблемой адаптации детей мигрантов школа столкнулась совсем недавно.
Основным составом обучающихся, прибывающим к нам в школу, являются дети мигрантов из
стран ближнего зарубежья. Администрации школы и педагогическому коллективу
необходимо искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые
являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в уже сложившийся детский
коллектив школы обучающихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении из-за
наличия у них языкового и социо-культурного барьера.
В настоящий момент в школе обучаются учащиеся более 50 национальностей.
Задача образования - воспитание гражданина демократического государства
независимо от его национальности и вероисповедания.
На территории Российской Федерации государственным языком общения является
русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не только не является не родным, но
и не был языком обучения, он изучался как предмет. При этом количество часов, отводимое
на изучение русского языка в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых
вообще прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории
обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным ФГОС по русскому языку для
школ Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема - плохое знание или
почти незнание русского языка и как следствие:
-сложность изучения учебного материала;
-трудности в общении со сверстниками и педагогами;
-проблемы в адаптации.
Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать
повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной
менталитет детей и религиозных традиций.
Решением вышеуказанных проблем является создание комплексной программы
адаптации и интеграции детей мигрантов «Мир без границ» (далее - Программа),
включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.
Особенность
данной
Программы
заключается
в
комплексном
и
дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только
адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать
склонности, способности и интересы.
Нормативно - правовое обеспечение
Международного уровня:
— Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от
14 декабря 1960 г.;
— Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
Федерального уровня:
— Конституция Российской Федерации;
— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»;
4
— Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЭ от 29 декабря
2012 года (статьи 3, 4, 5, 67,105,106, 107);
— Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25
октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);
— - Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 10, 31);
— - Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской
Федерации» от 01 июня 2005 г. № 53-Ф3 (в редакции от 02.07.2013);
— - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки
России 26.11.2010 № 1241,от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014№ 1643);
— - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1644);
— - - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 29.12.2014 № 1645);
— - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января
2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
— - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая
2013 г. № 08-548
«О приеме в общеобразовательные учреждения»;
— - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О
направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
— Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-148
«О
направлении материалов» - «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
5
I.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов к
системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой интеграции в городское
сообщество.
Задачи:
- Создать условия для освоение детьми-мигрантами образовательных программ;
- Формировать культурные компетентности обучающихся;
- воспитать коммуникативную культуру детей-мигрантов, умения общаться с
представителями разных культур;
- воспитать толерантное сознание обучающихся школы;
- включить родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Ожидаемые результаты:
Качественные: создание равных образовательных возможностей для детей
мигрантов в освоении ФГОС 0 0 посредством понижения языкового барьера участников
коммуникативного процесса (ребенок мигрант - ребенок, носитель русского языка), снятие
психологических проблем, развитие поликультурного пространства школы.
Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским языком,
освоят ФГОСООна соответствующей ступени, включение 80% обучающихся-мигрантов в
активную социально значимую деятельность школы путем участия в общественных делах
класса и школы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления деятельности:
цикл занятий-размышлений с педагогом-психологом, предлагающих детяммигрантам как бы «проиграть» возможные жизненные ситуации, определить способы
поведения в них, возможные варианты выхода из них, поиск помощи и самозащиты;
мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьмимигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование,
беседы, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии, оформление наглядной
информации (стенгазеты, коллажи и др.);
совместная работа с родителями и специалистами компетентных организаций
(лекции, консультации, встречи со специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.
2.2. Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
2.3. Социально-педагогическое сопровождение:
помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и
психического здоровья через различные формы работы;
вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды социальнозначимой деятельности и обеспечение успеха в ней;
индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, оказание
им систематической действенной помощи;
организация коллективной деятельности, общения;
ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и
обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
проведение бесед, встреч с работниками медицинских, правовых учреждений по
проблемам адаптации обучающихся их числа мигрантов и семей-мигрантов.
6
III.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1.Срок выполнения программы
Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов
осуществляться в течение 2021-2022 учебного года.
будет
3.2.Этапы реализации программы
Программа состоит из трех основных направлений: «Учебная мотивация»,
«Социально-психологическая адаптация» и «Культурная адаптация».
I направление: Учебная адаптация.
Внеурочная деятельность в начальной школе.
Направлен на формирование представлений обучающихся о влиянии мировых
религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества,
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями различных культур и мировоззрений.
В рамках этого предмета проводятся: беседы, внеклассные уроки по религиозным
праздникам разных религий, работа по обучению детей жизни в многоконфессиональном и
многонациональном обществе.
II направление: Социально-психологическая адаптация.
Беседы с педагогом-психологом
Направлены
на
правовое
просвещение
школьников,
профилактику
правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и
предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в
молодёжной
среде;
формирование
толерантной
среды на основе
ценностей
многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и
культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Педагогом-психологом проводятся: внеклассные
уроки
по изучению
законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями ОП.
III направление: Культурная адаптация.
Социальный проект «Школьное радио»
Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями, обычаями,
историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ.
Социальный проект «Память» (работа школьного музея)
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание школьников
на
основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к
старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.
В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница», работа с
ветеранами ВОВ и боевых действий в «горячих точках», шефская работа над ветеранами.
Осуществляется взаимодействие с Советом ветеранов города, Центром гражданского и
военно-патриотического воспитания «Патриот».
Дополнительные образовательные услуги
Направлена на создание театрально - игровой среды, которая путем включения
ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной
речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом;
развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
7
Организационная работа:
планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа
-
организация работы школьных кружков и секций;
проведение тематических педагогических советов;
педагогический всеобуч для родителей;
социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
4.2. Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов :
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий (общеклассных, общешкольных) с приглашением
специалистов различных областей;
классные часы;
профориентационная работа;
вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
оказание помощи в трудоустройстве;
охват организованным отдыхом детей-мигрантов в каникулярное время и
содержательным досугом в течение всего года;
выявление причин, способствующих дезадаптации в классном коллективе и
в обществе в целом;
посещение по месту жительства семей мигрантов;
индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными
представителями);
проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.
Организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов,
медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования,
правоохранительных органов, органов здравоохранения.
V.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия
Программы
направлены
на
преодоление
затруднений
обучающихся-мигрантов в учебной деятельности, овладение навыками адаптации таких
обучающихся к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и
безразличия
среди обучающихся, создание условий для развития лидерских качеств
личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического
согласия и российского патриотизма.
№
1.
2.
3.
Социальное сопровождение
Исполнитель
Тема и форма мероприятия
Заместитель директора по УВР,
Социальная диагностика (обследование
классные руководители
социально - бытовых условий,
материального положения и т.д.)
Заместитель директора по УВР,
Консультирование по вопросам организации
классные руководители
социальной поддержки
Заместитель директора по УВР,
Выявление учащихся с девиантным
классные руководители
поведением из числа мигрантов и
8
асоциальных семей
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
Психологическое направление
Педагог -психолог
Мониторинг личностного развития ребенка
Определения уровня психо - эмоционального Педагог -психолог
состояния,адаптации
Педагог -психолог
Психологическое консультирование
родителей
Педагог -психолог
Психологическая коррекция и помощь в
социальной адаптации
Педагогическое направление
Классные руководители, психолог
Изучение интересов, способностей,
достижений обучающегося
Классные руководители, педагоги
Ознакомление обучающегося с
образовательно -воспитательным
дополнительного образования
пространством школы и города для
реализации способностей и интересов
Классные руководители
Составление и ведение индивидуальной
программы сопровождения
Классные руководители, педагоги Организация интенсивного изучения
предметники
русского языка (при необходимости)
Включение учащихся в мероприятия 0 0
Заместитель директора по BP,
согласно плану воспитательной работы
классные руководители
Мониторинг успешности освоения ООП
Заместители директора, классные
руководители
Проблемные занятия-размышления
по межличностному общению подростков - педагог-психолог, классные
руководители
формирование сплоченности коллектива;
по адаптации к новой социокультурной среде классные руководители,
педагог-психолог
для детей-мигрантов (недавно прибывших);
по русскому языку как иностранному с классные руководители, педагогэлементами
психологического
тренинга психолог
(развитие психических процессов);
проведение
тренингов
по
основам классные руководители, педагогмежличностного
общения
в психолог
мультикультурном обществе
организация
мониторинга
процесса классные руководители, педагогпсихолог
адаптации детей-мигрантов
Творческая деятельность детей-мигрантов
Совместная выставка народных промыслов классные руководители;
родителей и детей «Город мастеров»
педагог-организатор
Мини-сочинения «Мое будущее»
учителя
русского
языка
литературы
Реализация социальных проектов
и
Заместитель директора по УВР,
классные руководители
Конкурс рисунков «Сказки народов мира»
классные руководители;
педагог-организатор
Игры, конкурсы, викторины
9
1.
1.
2.
Викторина «Мир без границ»
классные руководители;
педагог-организатор
Праздники, тематические вечера, беседы
Лекция с элементами беседы «Мир без педагог-психолог
границ» (по формированию толерантного
поведения)
Консультации для родителей (законных
представителей) детей-мигрантов.
VI.
зам.директора по BP, педагогорганизатор, педагог-психолог
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации семей и
детей из семей мигрантов на 2021-2022 учебные год:
администрация школы;
педагог-психолог;
медицинский работник;
классные руководители;
учителя-предметники;
педагог-организатор;
Совет профилактики.
10