Описание адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2)

Описание адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
в 1-9 классах
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП)
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МАОУ «СОШ № 12» (далее – Школа) ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО МАОУ «СОШ № 12» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» (с
изменениями);
- Уставом общеобразовательного учреждения
АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана с учетом образовательных потребностей и запросов
участников образовательного процесса. АООП реализуется совместно с другими
обучающимися.
Принципы и подходы к формированию АООП ОО
В основу разработки АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) заложены
дифференцированный
и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с легкой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
возможность
реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им

деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности. В основу АООП образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие
принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей
между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для
решения практико-ориентированных задач;
• принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий,
адекватных способов поведения в разных социальных средах;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
• принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и
учебными предметами, входящими в их состав;
• принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
• принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно- практической

деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса. Обязательная часть АООП для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет не менее 70%, а
часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего
объема АООП. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Освоение АООП ОО обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предполагает, что обучающийся получает образование, которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, и в сроки, которые определяются Стандартом. Обязательной
является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как
общих, так и особых образовательных потребностей. АООП ОО, которая при необходимости
индивидуализируется (СИОП), к которой может быть создано несколько учебных планов, в
том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности
групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП ОО (вариант 1).
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых
образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в
разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и др.).
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как
итоговые достижения на момент завершения образования.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проходят
итоговую аттестацию в форме двух испытаний: первое предполагает комплексную оценку
предметных результатов усвоения обучающимися письма и развития речи, чтения и
развития, математики и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и
умений по выбранному профилю труда.
Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП ОО имеет интегративный характер и включает в
себя: требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и
умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты).
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Часть первая учебного плана – «Образовательные предметы» отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является
обязательным
для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня
отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению
ими образования по этому варианту программы.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения программы
Система
оценки
достижения
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект
и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный
подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку
предметных и личностных результатов;
 предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
 позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
Структура АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП школой, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;

• планируемые

результаты
освоения
обучающимися
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает
следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных
результатов:

• программу формирования базовых учебных действий;
• программы
отдельных
учебных
предметов,

курсов
коррекционноразвивающей области;
• программу духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• программу
формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного образа жизни;
• программу внеурочной деятельности;
• программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Организационный раздел определяет
общие
рамки
организации
образовательного
процесса,
а также
механизмы
реализации
АООП
школой.
Организационный раздел включает:
• учебный план;
• систему
специальных
условий
реализации
основной
образовательной
программы.
Содержательный раздел
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее программа
формирования БУД, программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и
конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам
освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и
внеурочной деятельности.
Программа БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет
реализовывать
коррекционно-развивающий
потенциал
образования
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности,
которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Результативность овладения базовыми учебными действиями у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на
завершающем этапе обучения (IX класс). Организация самостоятельно разрабатывает
процедуру и содержание итоговой комплексной оценки базовых учебных действий.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении
Программы.

Программа коррекционной работы основного общего образования
обеспечивает:
— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания,
обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми
образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.
Разработка и реализация программы коррекционной работы осуществлятся
общеобразовательным учреждением совместно с образовательными учреждениями
посредством организации сетевого взаимодействия, направленная на обеспечение
возможности освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
программы.
Организационный раздел
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать их особым
образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает
сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9 лет:
1 вариант ― I-IV; V-IX классы (9 лет);
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены учебные предметы
и коррекционно-развивающие занятия.
Календарный
учебный
график
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения Артемовского городского округа «Средняя
общеобразовательная школа № 12» (МАОУ «СОШ № 12») является одним из основных
документов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
Условия реализации программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Требования к условиям получения образования обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляют собой интегративное
описание совокупности условий, необходимых для реализации АООП ОО, и
структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом
реализации указанных требований является создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их
образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных
представителей), нравственное развитие обучающихся; гарантирует охрану и укрепление
физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Система условий реализации АООП ООО в соответствии с требованиями
Стандарта представлена следующими разделами:

- описание кадровых условий реализации основной образовательной программы
основного общего образования;
- психолого-педагогические условия реализации ООП в школы;
- материально-технические и информационные условия реализации ООП;
- информационно методические условия реализации ФГОС.

Калина
Лариса
Витальев
на

Подписан: Калина Лариса
Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ
№12""", CN=Калина Лариса
Витальевна, E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2021-06-29 12:11:20
Foxit Reader Версия: 9.7.2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».