Положение об итоговой аттестации обучающихся с нарушением интеллекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: schooll2art@mail.ru

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
От 16.05.2025 г. №13

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «СОШ №12»
О;> ‘ОДху
Л.В.Калина
11рикаФот (6.05.2025 г. №158
.97/

Положение об итоговой аттестации обучающихся с нарушением интеллекта

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об итоговой аттестации обучающихся с нарушением
интеллекта (далее — положение) разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектулаьными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки
России от 19 декабря 2014 г. № 1599 (ФГОС), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1026 (ФАООП), Методическими рекомендациями ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики» и уставом
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» (далее —
школа).
1.2. Положение определяет требования к формам, процедуре и документальному
оформлению процедуры итоговой аттестации по результатам завершения обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с
нарушением интеллекта.

1.3. Все заявления, уведомления и иные документы в целях проведения итоговой
аттестации обучающихся могут быть направлены посредством электронной или иной
связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений
и их документальное подтверждение. Факт ознакомления с документами фиксируется
в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами школы по вопросам
организации электронного документооборота.
2. Цели и задачи итоговой аттестации

2.1. Итоговая аттестация как форма оценки качества образования является завершающим
этапом проверки и сравнения планируемых результатов, заложенных в АООП, с уровнем
и объемом знаний, которыми овладел выпускник к завершению ее реализации и
проводится с целью оценки эффективности реализации образовательных программ и
прогнозирования дальнейших образовательных маршрутов для реализации социальных,
профессиональных и других возможностей обучающихся в жизни, их дальнейшей
социализации.
2.2. В ходе итоговой аттестации по завершению реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта оцениваются не
только академические знания подростка (умения правильно ориентироваться в условиях

задания, понимать смысл прочитанного текста, производить необходимые в практической
жизни расчеты, решать задачи социального характера), но и умения выполнять
практические задания по трудовому профилю, а также возможностей и достижений в
личностной сфере.
2.3. В ходе аттестационных мероприятий определяются сильные качества и
возможности личности обучающихся, а именно: сформированности социально-бытовых
умений, навыков коммуникации, способности к межличностному взаимодействию, умения
управлять собственным поведением, положительных черт характера, индивидуальных
качеств, проявляющихся во внеурочной деятельности.
3. Формы проведения итоговой аттестации
3.1. Формы проведения итоговой аттестации по завершению реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
определяются положениями ФГОС и ФАООП.
Для обучающихся, обучение которых проводилось по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением интеллекта варианта 1,
итоговая аттестация осуществляется в форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Для обучающихся, обучение которых проводилось по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением интеллекта варианта 2
предметом итоговой оценки является достижение результатов освоения СИПР последнего
года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся
СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:




что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

4. Порядок проведения итоговой аттестации
4.1. Итоговая аттестация проводится согласно графику, утверждаемому руководителем в
конце учебного года.
4.2. Организация итоговой аттестации обучающихся по АООП варианта 1 осуществляется
в течение трех дней:
в первый день проводится ИА по учебным предметам «Русский язык», «Чтение
(Литературное чтение)»; на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
во второй день — по учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»; на
процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);

в третий день — по учебному предмету «Труд (технология)»; на выполнение теста
отводится 40 минут, на выполнение практического задания — 2 часа (120 минут); между
выполнением теста и практическим заданием допускается перерыв не менее 15-20 минут.
Вариант выполнения практической работы по выбранному профилю труда определяет
учитель с учетом возможностей каждого обучающегося.
Перерыв между проведением отдельных аттестационных испытаний должен быть не менее
2 календарных дней.
4.3. Аттестационные мероприятия проводятся коллегиально. Для проведения итоговой
аттестации по результатам реализации АООП варианта 1 в школе создаются комиссии:
аттестационная – для проведения аттестационных мероприятий и оценки их
результатов;
 апелляционная – для рассмотрения обращений выпускников и их родителей
(законных представителей) по факту несогласия с результатами итоговой
аттестации.


4.4. Комиссии формируются ежегодно приказом руководителя. В состав комиссии входит
от пяти человек, в числе которых:
педагоги, которые осуществляют непосредственное преподавание учебных
предметов, по которым проводится аттестация;
 педагог-дефектолог, учитель-логопед или иной специалист в соответствии со
спецификой обучающихся.


Количество членов комиссии должно быть нечетным. При невозможности явки одного из
членов комиссии на аттестационные мероприятия ему назначается замена.
4.5. Для проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 2 в
школе создается экспертная группа на междисциплинарной основе.
4.6. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребенка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены
в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный
уровень жизненной компетенции.
4.7. Состав экспертной группы утверждается приказом руководителя. В экспертную группу
могут входить представители всех заинтересованных участников образовательного
процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Количество
членов экспертной группы не ограничено.
4.8. В целях проведения итоговой аттестации в школе создаются условия в соответствии с
состоянием физического здоровья и психо-эмоционального состояния обучающихся.

5. Оформление результатов итоговой аттестации
5.1. В ходе проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 1
членами комиссии составляется протокол (Приложение 1).

5.2. По завершению итоговой аттестации комиссия подписывает протокол и составляет
психолого-педагогическую характеристику обучающегося с целью определения его
возможного дальнейшего образовательного маршрута (Приложение 2).
5.3. Психолого-педагогическая характеристика подписывается всеми членами комиссии и
выдается выпускнику вместе со свидетельством об обучении.
5.5. В ходе проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 2
протокол не составляется. Результаты итоговой аттестации оформляются только
психолого-педагогической характеристикой (Приложение 3).

Приложение 1
Протокол 1.

1.
2.

Общи Значени
й балл е I (%)

Математ
.

Математ
.
ОСЖ

Математ
.
ОСЖ

Математ
.
ОСЖ

Математ
.
ОСЖ

Математика, Основы социальной жизни
Труд
Транспор Бюдже Питани Жилищ
т
т
е
е

ОСЖ

Русский язык, Чтение (Литературное чтение)
2 вопрос
3
4
5
вопрос вопрос вопрос
1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2 3

6 вопрос

ФИО
обучающегос
я

1 вопрос

№
п/п

7 вопрос

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

№
п/п

1.
2.
ФИО
обучающегося

Вопрос 20

Вопрос 19

Вопрос 18

Вопрос 17

Вопрос 16

Вопрос 15

Вопрос 14

Вопрос 13

Вопрос 12

Вопрос 11

Вопрос 10

Вопрос 9

Вопрос 8

Вопрос 7

Вопрос 6

Вопрос 5

Вопрос 4

Вопрос 3

Вопрос 2

Вопрос 1

Протокол 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
ТЕСТ (баллы)
Общий балл
Значение
I (т)
(%)

Протокол 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
Трудовой профиль

_____Швейное дело___________

Ф. И. обучающегося

_____________________________

Критерии оценивания

Соблюдение техники безопасности при
выполнении практической работы
Соблюдение последовательности
изготовления изделия
Соблюдение параметров выполнения изделия в
соответствии с образцом
Оценка качества готового изделия
Общее количество баллов

Количественная оценка качества выполнения
Выполнил
Выполнил
Выполнил
Не выполнил
Значение I
практическую практическую практическую
практическую
(п) %
работу
работу после работу только с
работу
самостоятель- дополнитель- помощью учителя
но
ного пояснения
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл

Протокол 3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА
Трудовой профиль

_____Столярное дело___________

Ф. И. обучающегося

______________________________

Критерии оценивания

Соблюдение техники безопасности при
выполнении практической работы
Соблюдение последовательности
изготовления изделия
Соблюдение параметров выполнения изделия в
соответствии с образцом
Оценка качества готового изделия
Общее количество баллов

Количественная оценка качества выполнения
Выполнил
Выполнил
Выполнил
Не выполнил
Значение I
практическую практическую практическую
практическую
(п) %
работу
работу после работу только с
работу
самостоятель- дополнитель- помощью учителя
но
ного пояснения
4 балла
3 балла
2 балла
1 балл

Протокол 4
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ВЫБРАННОМУ ПРОФИЛЮ ТРУДА

№
1
2

ФИО обучающегося

Теоретическая
часть

Практическая
часть

Общий
балл

Значение I
(%)

Протокол 5
Результаты итоговой аттестации
№п/п

1.
2.

ФИО обучающегося

Оценка комплексной
экзаменационной работы (по
учебным предметам)

Оценка экзаменационной
работы по выбранному
профилю труда

Результат итоговой
аттестации
(зачет/незачет)

Приложение 2
ПРИМЕРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ЗАВЕРШАЮЩИХ
ОБУЧЕНИЕ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Структура
психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушением интеллекта,
завершившего
обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1)
Фамилия, имя обучающегося
Возраст
Класс
Вариант АООП
Семья
(полная, неполная) (есть/нет)
1. Физическое развитие:
а) общая моторика (соответствует возрасту, недостаточно развита, негрубо нарушена, грубо
нарушена);
б) мелкая моторика (сформирована, частично сформирована).
2. Эмоционально-коммуникативная сфера (контактен, замкнут, инертен, обидчив,
злопамятен).
3. Поведение:
а) с близкими взрослыми (подчиняется требованиям, подчиняется в некоторых случаях, не
подчиняется);
б) с педагогами школы (доброжелателен, уважителен, заинтересован, навязчив, безразличен,
груб, привлекает к себе внимание; соблюдает режимные и дисциплинарные требования, не
соблюдает);
в) с одноклассниками (со всеми дружелюбен, дружит избирательно, не имеет друзей;
предпочитает быть лидером, предпочитает подчиняться более сильному сверстнику;
предпочитает совместные игры, любит играть один; пользуется уважением сверстников,
не пользуется; проявляет интерес к коллективной внеклассной, трудовой, кружковой работе,
спорту и играм, не проявляет);
г) в учебной деятельности (на уроках ведет себя заинтересованно, активно, пассивно,
отказывается от деятельности; переключается от одной деятельности на другую, не
переключается; качественно выполняет задания, некачественно выполняет задания, не
выполняет задания; выполняет задания до конца, не выполняет задания до конца);
д) навыки культурного поведения (сформированы, сформированы частично, не сформированы;
вежлив, груб; чуток, безразличен; отзывчив, себялюбив; опрятен, неряшлив).
4. Темп обучения (медленный, средний, высокий)
5. Восприятие:
а) зрительное (достаточное, недостаточное, фрагментарное); б) слуховое (достаточное,
недостаточное, фрагментарное); в) тактильное (достаточное, недостаточное, фрагментарное);
6. Память (механическая, зрительная, слуховая, двигательная):
а) характер запоминания информации (произвольный, непроизвольный, продуктивный,
непродуктивный);
б) характер воспроизведения (точное, неточное, с ошибками, с привнесениями, искажённое и

др.);
7. Внимание (активное, устойчивое, произвольное, поверхностное, неустойчивое,
отвлекаемое, непроизвольное).
Наиболее эффективными средствами для привлечения внимания являются (наглядный
материал, изменение громкости, высоты голоса).
8. Мышление (невербальное, наглядно-действенное, с элементами наглядно-образного,
наглядно-образное, с элементами словесно-логического, словесно-логическое):
а) операции сравнения, обобщения, исключения лишнего, классификации, установления
причинно-следственных связей (не сформированы, в стадии формирования, сформированы
ниже возрастной нормы);
б) при усвоении понятий (умеет, не умеет) выделять существенные признаки и давать
определение, знает (называет) обобщающие слова и признаки предметов.
9. Речевое развитие:
а) импрессивная речь (понимает обращенную речь, не понимает; выполняет простые
инструкции, не выполняет);
б) экспрессивная речь:
 словарный запас (соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен);
 грамматический строй речи (соответствует возрасту, нарушен, не нарушен);
 темп, ритм речи (нарушен, не нарушен, убыстрен, замедлен, с запинками);
 выразительность речи (развита, не развита; интонационную окраску употребляет, не
употребляет);
 монологическая речь (сформирована, не сформирована);
 диалогическая речь (развита, не развита; умеет отвечать на вопросы, задавать их, соблюдать
последовательность высказываний, удерживать содержание разговора);
в) средства альтернативной коммуникации (использует в общении и социальной
коммуникации, не использует).
10. Предметные результаты. а) Русский язык:
 письмо (списывает с печатного и/или рукописного текста; по буквам, по слогам, целыми
словами; под диктовку пишет, не пишет; допускает большое количество ошибок, допускает
минимальное количество ошибок, без ошибок);
 грамматические задания (выполняет, не выполняет, с помощью учителя, самостоятельно с
ошибками, самостоятельно правильно);
 почерк (разборчивый, неразборчивый). б) Чтение (Литературное чтение):
 читает (побуквенно, медленно по слогам, бегло по слогам, целыми словами);
 понимает смысл прочитанного (полностью, частично, понимает с трудом, не понимает);
 отвечает на вопросы по прочитанному (с ошибками, односложно, самостоятельно, не
отвечает);
 пересказывает содержание прочитанного (с опорой на картинку, по вопросам,
самостоятельно с ошибками, самостоятельно и правильно);
 заучивает наизусть (короткие стихотворения, длинные стихотворения, прозу, не может
заучивать).
в) Математика:
 счетно-вычислительные навыки (сформированы достаточно, недостаточно, не
сформированы);
 прямой
(и обратный)
счет в пределах
(механически,
осознанно);
 решает примеры (на сложение в пределах
, на вычитание в пределах
, на
умножение в пределах
, на деление в пределах
);

 пользуется таблицей умножения (знает, не знает);
 решает задачи (понимает смысл, нуждается в дополнительном разъяснении, не понимает;
решает самостоятельно, нуждается в помощи учителя);
 геометрический материал (геометрические формы, фигуры узнает, называет, путает, не
знает);
 временные представления (сформированы, сформированы частично, не сформированы);
 восприятие величины (формы) (сформировано, сформировано частично, не сформировано);
 ориентация в пространстве: право-лево (знает, путает, не понимает), верх-низ (знает,
путает, не понимает), близко-далеко (знает, путает, не понимает);
 ориентация на листе бумаги (сформирована, не сформирована);
 последовательность событий (понимает, путает, не удерживает).
г) Основы социальной жизни:
 представления
о
себе,
о
ближайшем
окружении
(сформированы, частично сформированы, не сформированы);
 представления об окружающем мире (сформированы, частично сформированы, не
сформированы);
 представления о природном мире (сформированы, частично сформированы, не
сформированы);
 представления о социальном мире (сформированы, частично сформированы, не
сформированы).
д) Трудовой профиль:
 Швейное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
 Столярное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
 Слесарное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
 Строительное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
 Переплетно-картонажное дело (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
 Сельскохозяйственный труд (освоен, недостаточно освоен, не освоен);
 Подготовка младшего
обслуживающего
персонала
(освоен,
недостаточно освоен, не освоен);
 Цветоводство
и
декоративное
садоводство
(освоен,
недостаточно освоен, не освоен).
11. Другое
12. Самостоятельность:
 в самообслуживании (проявляет самостоятельность в процессах одевания/раздевания,
приеме пищи, пользовании туалетом, осуществлении гигиенических процедур; не проявляет);
 в бытовой деятельности (проявляет самостоятельность в совершении покупок,
приготовлении пищи, уборке, уходе за вещами; не проявляет);
 в учебной деятельности (самостоятельно выполняет задания, просит помощи взрослого,
принимает помощь, отказывается от помощи; не выполняет);
 в доступной трудовой деятельности (проявляет интерес к определенным видам труда, не
проявляет; самостоятельно выполняет трудовые операции, действия в рамках изучаемого
профиля, не выполняет; стремится к достижению качественного результаты труда, не
стремится; просит помощи взрослого, принимает помощь, отказывается от помощи).
13. Особенности характера:
 черты (отличается добротой, искренностью, трудолюбием, сдержанностью, скромностью,
честностью, самокритичностью, уверенностью в себе; эгоизмом, замкнутостью, скрытностью,

негативизмом,
завышенными
притязаниями,
ленью,
лживостью,
капризностью,
вспыльчивостью, агрессивностью, мстительностью, драчливостью; при возникновении
трудностей прикладывает усилия для их преодоления, становится агрессивен, плаксив);
 настроение (устойчиво положительное, пониженное, неустойчивое);
 воля (легкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность,
рассеянность, уход от трудностей);
 склонности (склонен к аффективным реакциям, длительным, быстропроходящим
переживаниям, не склонен; имеет вредные привычки, не имеет);
 самооценка (занижена, адекватна, завышена).
14. Положительные компетенции:
 коммуникабелен, дружелюбен;
 опрятен;
 соблюдает требования и правила в разных видах деятельности (включая трудовую);
 удерживает
инструкцию
со вспомогательными
средствами
(карточками, схемами и пр.);
 владеет элементарными навыками пользования компьютером (телефоном, принтером
или др.
);
 требует частичного контроля собственной деятельности;
 работоспособность
высокая
(средняя,
низкая,
быстро
истощаем).
15. Особые характеристики (предпочтения):
 театрализация;
 спорт (виды спортивных занятий
);
 рисование;
 работа с глиной (гончарное дело);
 работа с нитками (макраме, вязание крючком, вышивание и др.;
 волонтерство;
 другое
.
На учете
в правоохранительных
органах,
социальных
службах,
органах системы профилактики не состоит (состоит).
Дата

Подпись

Приложение 3
Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики
обучающегося с нарушением интеллекта, завершившего образование по АООП, вариант
2 (СИПР)
Характеристика представляет собой качественное описание уровня сформированности
жизненной компетенции обучающегося по четырем направлениям, наиболее значимым для его
дальнейшей жизни.
Структура характеристика следующая:

1. Взаимодействие с окружающими людьми

Характер общения.
Вариативность средств коммуникации. Используемые средства АДК (перечислить).
Поведение.

2. Психофизическое развитие
Состояние зрения. Состояние слуха.
Используемые
ТСР
(перечислить,
например,
очки,
слуховые
аппараты, кохлеарные импланты).
Представления о явлениях общественной жизни и о социальном окружении.
Представления о количестве и счетных операциях.

3. Возможности ориентировки и мобильности

Передвижение.
Ориентировка в пространстве. Положение сидя.
Ориентировка на плоскости.
Характер и степень принятия помощи.
Необходимость в сопровождении, постоянного участия ассистента.

4. Трудовые навыки Мотивация к деятельности. Целенаправленность деятельности.
Работоспособность.
Критичность (оценка собственных достижений). Самостоятельность деятельности.
Доступные предметные манипуляции. Сформированность предметной деятельности.
Самообслуживание.
Сформированность продуктивной деятельности.
Доступные трудовые операции (перечислить в соответствии с содержанием уроков труда).
Дополнительно: указать наиболее интересные для обучающегося виды деятельности.
Члены экспертной группы (междисциплинарной команды специалистов) в процессе
наблюдения за обучающимся в процессе освоения СИПР последнего года обучения и при
проведении итоговой диагностики совместно разрабатывают содержание характеристики.
Ниже представлена рекомендуемая структура итоговой характеристики и для каждого
показателя представлены варианты его качественной оценки.

Примерный образец вариантов качественной оценки освоения СИПР и
сформированности жизненных компетенций обучающегося с нарушением
интеллекта, завершившего обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе, вариант 2 (СИПР)

ФИО выпускника
Год рождения
Инвалидность ДА/НЕТ
Класс
Семья (полная, неполная) (есть/нет)
Варианты качественной оценки показателей

1. Взаимодействие с окружающими людьми

Характер общения:
 Самостоятельно проявляет инициативу, активно общается с другими людьми.
 Инициирует
общение,
поддерживает
общение
при
наличии
эмоционального включения и интересной для него тематики.
 Участвует в общении, может инициировать общение при поддержке другого человека.
 В общении избирателен, общается только со знакомыми людьми.
 Участвует в общении формально, по инициативе другого человека, старается уйти от
общения.
 Не проявляет стремления к любому виду контакта.
Вариативность средств коммуникации:
 Использует для общения устную или письменную речь (при нарушениях слуха —
жестовую или дактильную).
 Самостоятельно использует ограниченный набор устных или письменных слов/фраз
(при нарушениях слуха — жестов и/или дактильную речь).
 Использует ограниченный набор слов/фраз (устных, письменных, дактильных) с опорой
на предметы, изображения, естественные жесты.
 Может использовать отдельные слова, в том числе усеченные или лепетные. Может
выразить просьбу, понимает простые инструкции. Использует средства альтернативной
и/или дополнительной коммуникации для общения.
 Использует для общения элементарные паралингвистические средства, такие как
вокализации, необщепринятые формы коммуникации, преднамеренное поведение (взгляд,
улыбка, плач, отворачивание головы, приближение, отталкивание, прикасание к партнеру,
касание предмета, касание партнера, протягивание предмета), естественные жесты и др.
 Средства коммуникации не сформированы. Используемые средства АДК (перечислить):
Поведение:
 Поведение адекватное, соответствует социальным нормам.
 Наблюдаются эпизодические нарушения поведения на фоне переутомления или стресса,
но они корректируются замечаниями другого человека.
 Эпизодические проявления деструктивного поведения в бытовых и/или учебных
ситуациях.
 Проявление негативного поведения при попытках включения в деятельность и/или
общение.
 Систематические проявления негативного поведения по отношению к окружающим.
 Постоянная демонстрация негативного поведения. Проявления аутоагрессии.

2. Особенности психофизического развития
Состояние зрения:
 Сохранное.
 Функциональные нарушения зрения.
 Слабовидение.
 Ограничение (изменение) полей зрения.
 Слепота с остаточным зрением.
 Тотальная слепота.
Состояние слуха:
 Слух в пределах нормы.
 Тугоухость I–II степени.
 Тугоухость III–IV степени.
 Глухота.
Используемые ТСР: перечислить, например, очки, слуховые аппараты, кохлеарные
импланты.
Представления
об явлениях
общественной
жизни и о социальном
окружении:
 Представления сформированы: знает и называет знакомые общественные объекты,
знает, кто работает в этих учреждениях, называет профессии людей.
 Представления сформированы частично: определяет учреждения социального
назначения, называет их доступным коммуникативным способом. Для обозначения
профессий людей необходима помощь другого человека.
 Представления ограничены. Может показать по инструкции педагога знакомые
общественные объекты, не знает, кто в них работает и характер деятельности людей
(профессии).
 Фрагментарные представления об явлениях общественной жизни и о социальном
окружении. Обозначить деятельность людей в общественных учреждениях не может.
 Представления об явлениях общественной жизни и социальном окружении
фрагментарные, не узнает общественные объекты. Показ осуществляется совместно со
взрослым.
 Не сформированы представления об объектах и явлениях общественной жизни.
Представления о количестве/ счетные операции:
 Сформированы с закрытым и открытым результатом: выполняет счетные операции в
пределах 3–5 доступным способом, обобщает словом количество; соотносит количество и
число с цифрой.
 Сформированы с открытым результатом в пределах 3–5. Может обозначить количество
предметов доступным способом в ответ на вопрос
«Сколько?».
 Сформированы количественные представления в пределах 2–3, с открытым результатом;
самостоятельно количество не называет.
 Сформированы количественные представления в пределах один – много, доступен
механический пересчет по подражанию действий педагога до 5.
 Представления не сформированы.

3. Возможности ориентировки и мобильности
Передвижение:
 Двигательные возможности без ограничений.
 Ходит самостоятельно, с ограничением скорости, балансировки и координации общих
движений (бег, прыжки и пр.).

 Ходит самостоятельно, но нуждается в дополнительных приспособлениях или помощи
другого человека при перемещении на большие расстояния.
 Ходит, используя ручные ортопедические приспособления для передвижения по ровной
поверхности, преимущественно в помещениях.
 Передвигается по помещению перекатыванием или ползанием. Передвигается с
ортопедическими приспособлениями или с физической помощью другого человека.
 Находится в вынужденном положении в кровати, самостоятельно не переворачивается,
двигательно мало активен. Зависим от посторонней помощи.
Ориентировка в пространстве:
 Находит все знакомые помещения в школе, свое место в них, объясняет их
местоположение. Ориентируется в процессе передвижения.
 Находит 3 знакомых помещения в школе, свое место в них, объясняет их
местоположение. Определяет, называет доступным коммуникативным способом и
показывает направление движения, выполняет задание, но может допустить 1–2 ошибки.
 Находит только 1–2 знакомых помещения в школе, свое место в них, допускает ошибки
в объяснении их местоположения. Определяет только 1–2 знакомых направления
передвижения, необходимых для выполнения задания, и выполняет его.
 С помощью педагога находит знакомые помещения в школе и свое место в них,
допускает ошибки в объяснении их местоположения. С помощью педагога ориентируется
в процессе передвижения.
 Не ориентируется в знакомом замкнутом пространстве, но делает попытки совместных
действий. Не ориентируется в процессе передвижения, но делает попытки совместных
действий.
 Отказывается от совместной деятельности со взрослым.
Положение сидя:
 Сидит устойчиво продолжительное время.
 Нуждается в ТСР для длительного удержания правильной позы.
 Способен поддерживать правильное положение сидя ограниченное время.
 В положении сидя неустойчив. На время занятий, приёма пищи требуется
дополнительная фиксация ремнями. Для подъема из положения сидя на стуле или на полу
требуются физическая помощь или опорная поверхность.
 Кратковременно удерживает положение сидя. Нуждается в адаптации сидения с
фиксацией таза и туловища.
 Не сидит самостоятельно. Необходимы вспомогательные приспособления.
Ориентировка на плоскости:
 Ориентируется в микропространстве.
 Показывает и называет доступным коммуникативным способом части листа и стола.
Располагает предметы на заданных частях листа, стола.
 Находит предметы в заданной части стола, но допускает 1–2 ошибки.
 Показывает и называет только некоторые части листа и стола, располагает предметы
только на знакомых частях листа, стола, находит 2– 3 предмета в заданной части стола.
 Для ориентировки на столе необходима помощь другого человека.
 Не ориентируется в микропространстве.
Характер и степень принятия помощи:
 Понимает объем и характер необходимой помощи и обращается за помощью
доступным коммуникативным способом.
 Не всегда адекватно оценивает свои возможности и обращается за необходимой
помощью.
 За помощью не обращается, но принимает и использует ее.

 Не способен продуктивно использовать помощь другого человека.
4. Трудовые навыки
Мотивация к деятельности:
 Заинтересован в различных видах деятельности.
 Заинтересован в видах деятельности, свойственных более младшему возрасту.
 Заинтересован
в определенном
виде деятельности,
не проявляя
интереса к другим видам деятельности (указать, каким).
 Нуждается в стимуляции для включения в деятельность.
 Эпизодически
кратковременно
проявляет
заинтересованность
к
некоторым действиям.
 Мотивация к деятельности отсутствует.
Целенаправленность деятельности:
 Целенаправленно действует в соответствии с заданием.
 Действует
преимущественно
целенаправленно,
но нуждается
в
вербальной поддержке.
 Может действовать целенаправленно в зависимости от характера и сложности
деятельности.
 Демонстрирует редкие проявления целенаправленной деятельности.
 Деятельность нецеленаправленная, хаотичная.
 К любому виду деятельности безразличен.
Работоспособность:
 Работоспособен в течение всего урока.
 В течение урока требуется смена видов учебной деятельности для профилактики
переутомления.
 Требуются
дозирование
учебной
нагрузки,
частая смена видов
учебной деятельности, физкультминутки.
 Практически постоянно демонстрирует физическую и/или психическую истощаемость,
дефицит внимания, затрудняющие учебную деятельность.
Критичность (оценка собственных достижений):
 Адекватно оценивает результаты своей деятельности, осуществляет пошаговый и
итоговый контроль результатов, корректирует выполнение задания.
 Не всегда адекватно оценивает результаты своей деятельности, способен осуществлять
пошаговый и итоговый контроль результатов при напоминании.
 Может с помощью педагога увидеть ошибку и исправить ее, оценить трудность
выполнения задания (легко или трудно).
 К результатам своей деятельности не критичен (не замечает ошибок и не исправляет их).
Самостоятельность деятельности:
 Знакомую деятельность осуществляет самостоятельно.
 Отдельные знакомые операции выполняет самостоятельно.
 При осуществлении знакомой деятельности требуется вербальная поддержка.
 При осуществлении знакомой деятельности необходима помощь другого человека.
 Для выполнения отдельных знакомых операций необходима помощь другого человека.
 Проявления
самостоятельности
при
выполнении
привычной
деятельности минимальны.
Доступные предметные манипуляции:
 Без ограничений.
 Предметные манипуляции разнообразны, манипуляции с мелкими предметами

доступны в полном объеме.
 Доступны разнообразные предметные манипуляции.
 Предметные манипуляции доступны, затруднены манипуляции с мелкими
предметами.
 Предметные действия резко ограничены. использует руку лишь для удержания
предмета при несложных манипуляциях.
 Предметные манипуляции не доступны.
Сформированность предметной деятельности:
 Действует с предметами в соответствии с их функциональным назначением.
 Адекватно
действует
с ограниченным
количеством
бытовых
предметов.
 Выполняет действия с предметами по подражанию взрослому.
 Осуществляет
стереотипные
и/или
хаотичные
действия
с
предметами.
 Отсутствует;
или
осуществляет
неадекватные
действия
с
предметами.
Самообслуживание:
 Навыки самообслуживания сформированы в полном объеме.
 В процессе самообслуживания нуждается в незначительной помощи со стороны
взрослого.
 Способен выполнять действия самостоятельно при организующей помощи взрослого,
при необходимости используя вспомогательные приспособления.
 Может осуществлять деятельность с помощью взрослого и с использованием
вспомогательных приспособлений.
 Проявляет активность и пытается сотрудничать при осуществлении деятельности
другим человеком.
 Навыками самообслуживания не владеет. Нуждается в постоянном уходе.
Сформированность продуктивной деятельности:
 Сформирована по возрасту.
 Сформирована не по возрасту. Действует только по инструкции педагога
(словесной, жестовой и др.).
 Осуществляет
деятельность
по образцу
или с незначительной
помощью взрослого.
 Осуществляет деятельность совместно со взрослым, со значительной помощью.
 Осуществляет
отдельные
действия
в совместной
с педагогом
деятельности.
 Не сформирована.
Доступные трудовые операции:

Положительные личностные качества:
 коммуникабелен, дружелюбен;
 опрятен;
 соблюдает требования и правила в разных видах деятельности (включая
трудовую);
 удерживает инструкцию со вспомогательными средствами (карточками, схемами и пр.);

 владеет

элементарными
навыками
пользования
бытовыми
приборами
( ),
 требует постоянного (частичного) контроля собственной деятельности в быту и в других
ситуациях (
),
 работоспособность (удовлетворительная, низкая, быстро истощаем).
Особые характеристики (предпочтения):
 театрализация;
 спорт;
 рисование;
 конструирование;
 работа с глиной;
 другое (
).
На учете
в
правоохранительных
органах,
органах системы профилактики не состоит (состоит) и пр.

Дата

социальных

Подпись

службах,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».