Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол в школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

Принята на заседании
методического (педагогического)
совета:
от «10» июня_2021 года
Протокол № 13

АОУ «COLLI №12
В. Кал и на
021 года

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2021-11-03 13:30:24
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол в школе»
Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год

Авгор-разработчик:
Кожевин Валерий Геннадьевич,
педагог дополнительного образования

г.Артемовский
2021

Содержание
1. Основные характеристики общеразвивающей программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

6

1.3. Содержание общеразвивающей программы

7

1.4. Планируемый результат

15

2. Организационно-педагогические условия

18

2.1. Условия реализации программы

21

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

21

3. Список литературы

22

1 Основные характеристики общеразвивающей
программы
1.1 Пояснительная
записка
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении
проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках
в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество
социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает
возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в
школьной среде.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного
физкультурного
образования
учащихся
с
использованием
способов
двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
В процессе реализации данной программы предполагается решение
следующих задач:
• мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной
деятельности;
• обучение
способам
овладения
различными
элементами
спортивнооздоровительной деятельности;
• помощь в осуществлении самостоятельного планирования, организации,
проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивнооздоровительной направленности.
Баскетбол
является
одним
из разделов школьной
программы и
представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном
стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной
работы в общеобразовательном учреждении. В осуществлении такой работы
необходимо ориентироваться на единство всех форм
системы
физического
воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме
учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Цель занятий-формирование
физической культуры занимающихся.
Задачи работы:
•расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными
действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств
укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа
жизни;
•совершенствование функциональных возможностей организма;
•формирование
позитивной
психологии
общения
и
коллективного
взаимодействия;
•формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
Большое место
во всестороннем
физическом развитии школьников
занимают спортивные упражнения, подвижные игры с мячом. В играх и действиях
с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с
мячом - это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их
школьники
упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину,
метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. ЕЗыполняются
3

эти движения в постоянно изменяющейся
обстановке.
Это
способствует
формированию у учащихся умений самостоятельно применять
движения в
зависимости от условий игры. Упражнения и игры с мячом при соответствующей
организации их проведения
благоприятно
влияют
на
работоспособность
ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только
крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов
пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками.
Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и
всего организма. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на
базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из
учащихся нескольких классов.
Работа
по программе «баскетбол»
предполагает
проведение
игр,
спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя
разный спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки,
ориентиры. Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых
занятий в неделю продолжительностью 60 минут. Продолжительность
занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема
учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и
затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне
ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической. Кроме того, в программе
представлены
контрольные тесты для занимающихся
по физической и
технической
подготовленности,
а
также методическое
обеспечение
и
литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из
содержания
примерной
федеральной программы (Матвеев А.П., 2010)и
комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях,
Л.А.Зданевич, «Просвещение»). При этом большое внимание уделяется
упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактикотехническим действиям баскетболиста.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного
состояния
баскетбола,
правил
соревнований
по
баскетболу,
техники
безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.
Физическая
подготовка
дифференцирована
на
упражнения
общей
и
специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча
и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и
броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные
и командные) игрока в нападении и защите.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность
программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на здоровый образ жизни. Программа направлена на всестороннее
физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в

жизни двигательных и морально-волевых качеств. Эти физические качества
преимущественно развиваются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет
определенной направленности. Данная программа призвана привлечь к занятиям
4

оздоровительными
физическими
упражнениями
детей
для
достижения
физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности,
необходимых им для подготовки к общественно-полезной
деятельности.
Повышению мотивации обучающихся к занятиям по программе будет
способствовать
участию
в
выполнениях
нормативов
комплекса
ГТО,
соревнованиях
по общей физической
подготовке, в фестивалях
ГТО,
физкультурных праздниках и т.п.
Настоящая программа сохранила преемственность подходов и принципов,
содержит
необходимые данные,
отвечающие
современным
требованиям
физического образования, составлена и оформлена в соответствии с новыми
нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №
196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
Адресат программы: предназначена для учащихся 11-15 лег, проявляющих
интерес к занятиям физической культурой и спортом. Программа ориентирована на
возрастные
группы
учащихся
согласно
Положению
о
Всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе.
Подростковый возраст (11-15 лет называют переходным от детства к юности.
Этим объясняются сложность и противоречивости характера, поведения и
развития, за что этот возраст в педагогическом отношении иногда считается
трудным.
Для обучения принимаются все желающие.
К освоению программы допускаются учащиеся, относящиеся к основной
группе здоровья, на основании результатов диспансеризации или медицинского
осмотра. В группе могут заниматься 12-15 человек.
Режим занятий'. 2 раза в неделю по 1 ч.
Объем программы. 68 часов.
Срок освоения: 1 год.
5

Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
программы,
беседа,
практическое занятие, фестиваль, соревнование, тестирование.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей

программы

Цель: Создание условий для удовлетворения потребности ребёнка в
двигательной
активности
через занятия
баскетболом,
формирование
и
систематизация профессиональных теоретических знаний и практических умений
и навыков, развитие общей физической подготовки и укрепление здоровья
занимающихся; достижение всестороннего развития, приобретение навыков и
умения самостоятельно заниматься физической культурой.
В
процессе
реализации
данной
программы
предполагается
решение
следующих задач:
мотивирование
школьников
к
участию
в
спортивно-оздоровительной
деятельности;
обучение
способам
овладения
различными
элементами
спортивнооздоровительной деятельности;
помощь
в осуществлении
самостоятельного
планирования,
организации,
проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивнооздоровительной направленности;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
В осуществлении цели и задач программа ориентирует на единство всех форм
системы физического воспитания школьников: урок физической культуры,
мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные
праздники.
Работа по программе «баскетбол» предполагает проведение игр, спортивных
конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный
спортивный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
Воспитательные:
провести работу по воспитанию нравственных и волевых качеств личности
учащихся,
привлекались
к участиям
в массовых
патриотических
мероприятиях;
сформировать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом
спорта в свободное время;
- воспитывать культуру здорового и безопасного образа жизни.

6

1.3.Содержание
Учебный (тематический)

общеразвивающей

программы

план

68ч (2 часа в неделю)
5-7 классы
Количество часов
№
п/
п

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1.

ТБ и правила поведения на
занятиях по баскетболу спортивном
зале. Общая физическая
подготовка.

1

2.

Прием нормативов по
технической и специальной
подготовке.

1

3.

Развитие баскетбола в России и за
рубежом. Повороты на месте.
Стойка игрока и передвижения.
Общая
физическая
подготовка. Остановка
прыжком.

1

1

1

5.

Ловля и передача мяча 2-мя
руками от груди на месте, в парах.

1

1

6.

Общая физическая подготовка.
Ловля и передача мяча 2-мя руками
от груди в движении, в парах и
тройках.

1

1

7.

Ловля и передача мяча со сменой
мест.
Общая физическая подготовка.
Передача мяча с отскоком от пола.

1

1

1

1

Передача одной рукой от плеча.
Имитация защитных действий
против игрока нападения.

1

1

Общая физическая подготовка.
Передача одной рукой снизу.

1

1

11. Взаимодействие двух игроков с
передачами мяча.
12.
Общая физическая подготовка.
Ведение мяча на месте правой и
левой рукой.

1

1

1

1

13. Ведение мяча шагом и бегом правой
и левой рукой.

1

1

4.

8.
9.

10.

1

1

1

Формы
аттестаци
и/контрол
я

14.

Общая физическая подготовка.
Ведение мяча с изменением
направления и скорости движения.

1

1

15.

Ведение мяча с изменением
высоты отскока шагом и бегом.
Имитация защитных действий
против игрока нападения.

1

1

16.

Общая физическая подготовка.
Ведение шагом и бегом с обводкой
стоек.

1

1

17.

Ведение шагом и бегом с
обводкой стоек и с броском.

1

1

18.

Общая физическая подготовка.
Взаимодействие грех игроков с
передачами и ведением мяча.

1

1

19.

Взаимодействие трех игроков
со
встречным ведением
мяча.

1

1

20.

Общая физическая подготовка.
Бросок мяча в кольцо 2-мя руками
от груди на месте.

1

1

21.

Бросок мяча в кольцо после
ловли. Имитация действий атаки
против игрока защиты.

1

1

22.

Общая физическая подготовка.
Бросок мяча в кольцо после
ведения.
Бросок мяча в кольцо с заданных
точек.

23.
24.

Общая физическая подготовка.
Бросок мяча в кольцо с разных
точек.

25. Бросок мяча в кольцо после
ведения с двух шагов.

1
1
1

1

1

1

1

1

26.

Общая физическая подготовка.
Бросок мяча в кольцо одной рукой
от плеча с места.

1

1

27.

Бросок мяча в кольцо одной
рукой от плеча после ловли.

1

1

28.

Общая физическая подготовка.
Бросок мяча в кольцо одной рукой
от плеча после ведения.

29.

30.

Штрафной бросок. Имитация
действий атаки против игрока
защиты.
Общая физическая подготовка.
Бросок одной рукой сверху на

1
1
1
1
1
1
8

месте.
Бросок одной рукой сверху в
движении.

1

1

32. Общая физическая подготовка.
Бросок «крюком».

1

1

31.

33.

34.

Бросок от головы в прыжке.
Имитация действий атаки против
игрока защиты.

1
1

Общая
физическая
подготовка.
Индивидуальная защита.
Индивидуальная защита.

1

1

1

1

36.

Общая физическая подготовка.
Подбор мяча в защите.

1

1

37.

Борьба за мяч после отскока от
щита.

1

1

38.

Общая физическая подготовка.
Вырывание и выбивание мяча
после подбора.

1

1

39.

Вырывание и выбивание мяча
после подбора.

т1

1

40.

Общая физическая подготовка.
Выбивание мяча сзади.

1

1

1

1

35.

41.

Выбивание мяча сзади.

42.

Общая физическая подготовка.
Добивание мяча в нападении.

1
1

1

43.

Добивание мяча в нападении.

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

47. Защитные действия при опеке
игрока без мяча.

1

1

48.

1

1

44. Общая физическая подготовка.
11ерехваты мяча.
45.
46.

Учебная игра.
Общая физическая подготовка.
Борьба за мяч после отскока от
щита.

Общая физическая подготовка.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.

49.

Командные действия в защите.

1

1

Общая
физическая
подготовка. Командные
действия в защите.
51. Зонная защита. Нападение против
юнной защиты.

1

1

1

1

Общая физическая подготовка.
Зонная защита. Нападение против
зонной защиты.

1

1

53. Личная защита. Нападение против
личной защиты.

1

1

1

1

1

1

50.

52.

54.

55.

Общая физическая подготовка.
Личная защита. Нападение против
личной защиты.
Смешанная защита.

56. Общая физическая подготовка.
Смешанная защита.

1

57.

Заслоны для игрока с мячом, без
мяча.

1

1

58.

Общая физическая подготовка.
Взаимодействие двух игроков в
нападении и защите через «заслон».

1

1

59.

Противодействие быстрому
прорыву.

1

1

60.

Общая физическая подготовка.
Учебная игра.

1

1

61.

Противодействие цен тровому
игроку.

1

1

62.

Общая физическая подготовка.
Противодействие центровому
игроку

1

1

1

1

1

1

63.
64.

Защита вблизи корзины.
Общая
физическая
подготовка. Защита
корзины.

вблизи

65.

Защита при вбрасывании мяча.

1

1

66.

Общая физическая подготовка.
Учебная игра.

1

1

1

1

67.

Прием нормативов по
технической и специальной
подготовке.

68.

Общая физическая подготовка.
Учебная игра.

1

ВСЕГО

1

68

2

66

8-9 класс
№

Количество часов
Название раздела, темы

и/
п
1. ТВ и правила поведения на занятиях
по баскетболу спортивном зале.
2. Прием нормативов по технической
и специальной подготовке.
5. Стойка игрока и передвижения.

ВСЕГО

Теория

1

1

Практика

1

1

1

1

Развитие баскетбола в России и за
рубежом. Повороты на месте.
5. Остановка прыжком.

1

1

1

1

6.

1

1

I

1

1

1

1

1

1

1

1 1 Передача одной рукой от плеча.

1

1

12 Передача одной рукой снизу.

1

1

13 Взаимодействие двух игроков с

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.

7.

8.
9.

10

Ловля и передача мяча 2-мя руками
от груди на месте, в парах.
Ловля и передача мяча 2-мя руками
от груди в движении, в парах и
тройках.
Ловля и передача мяча 2-мя руками
в парах и кругу.
Ловля и передача мяча со сменой
мест.
Передача мяча с отскоком от пола.

передачами мяча.
14 Взаимодействие двух игроков с
15
16
17
18
19

передачами мяча.
Ведение мяча на месте правой и
левой рукой.
Ведение мяча шагом и бегом
правой и левой рукой.
Ведение мяча с изменением
направления и скорости движения.
Ведение мяча с изменением высоты
отскока шагом и бегом.
Ведение шагом и бегом с обводкой
стоек.

Формы
аттестат!
и
контроля

20 Ведение шагом и бегом с обводкой
стоек и с броском.
21 Взаимодействие трех игроков с
передачами и ведением мяча.

1

1

1

1

22 Взаимодействие трех игроков со
встречным ведением мяча.
23 Взаимодействие трех игроков со
встречным ведением мяча.
24 Бросок мяча в кольцо 2-мя руками
от груди на месте.
25 Бросок мяча в кольцо после ловли.

1

1

1

1

1

1

1

1

26 Бросок мяча в кольцо после
ведения.

1

1

27 Бросок мяча в кольцо с заданных
точек.
28 Бросок мяча в кольцо с заданных
точек
29 Бросок мяча в кольцо с разных
точек
30 Бросок мяча в кольцо после
ведения с двух шагов
31 Бросок мяча в кольцо одной рукой
от плеча с места.
32 Бросок мяча в кольцо одной рукой
от плеча после ловли

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

35 Бросок одной рукой сверху на
месте
36 Бросок одной рукой сверху в
движении

2

2

2

2

37 Бросок «крюком»

2

2

38 Бросок от головы в прыжке

2

2

39 Разыгрывание спорного мяча

1

1

40 Индивидуальная зашита

2

9

41 Подбор мяча в защите

2

2

42 Выравнивание и выбивание мяча

2

2

после подбора
43 Выбивание мяча сзади

2

2

44 Добивание мяча в нападении

2

2

45 Перехваты мяча

2

2

46 Накрывание мяча, взятие отскоков
от щита (подбор)

1

1

33 Бросок мяча в кольцо одной рукой
от плеча после ведения
34 Штрафной бросок

I

47 Жонглирование мячом

2

2

48 Командная защита

2

2

49 Зонная защита

3

3

50 Личная защита

1

1

51 Соревнования по баскетболу

1

1

68

Всего

Содержание
Содержание

1

учебного (тематического)

курса

структурировано

по

67

плана

«Баскетбол»

видам

спортивной

подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Теоретическая подготовка / 2ч
Развитие баскетбола в России и за рубежом. ТБ и правила поведения на
занятиях по баскетболу спортивном зале.
Физическая подготовка / 35ч
Общая физическая подготовка: Общеразвивающие упражнения. Игры и
эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и
тактических действий. Игры, развивающие физические способности. Полосы
препятствий.
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
Упражнения для развития: специальной выносливости, скоростно-силовых
качеств, ловкости.
Техническая и тактическая подготовка / 29ч
Техническая
Упражнения без мяча.
Прыжок вверх-вперед толчком одной и
приземлением
на
одну
ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной
скоростью; в одном и в разных направлениях.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте и в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.
Ловля и передача мяча.
Двумя руками от груди: стоя на месте; с шагом вперед; в движении.

Передача одной рукой от плеча; с шагом вперед; после ведения мяча.
Передача одной рукой с отскоком от пола.
Передача двумя руками с отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от пола; в движении.
Ловля мяча после полуотскока.
Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте; в движении.
Ведение мяча.
На месте; в движении шагом; в движении бегом; с изменением направления
и скорости и высоты отскока.
Правой и левой рукой поочередно на месте; в движении.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча.
Одной рукой в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места; после ведения и
остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места; после
ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину с места; после ведения; после двух
шагов. В прыжке одной рукой с места.
Штрафной.
Двумя руками снизу в движении.
Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
В прыжке со средней дистанции; с дальней дистанции.
Вырывание мяча и выбивание мяча.
Тактическая

подготовка.

Индивидуальная защита.
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Перехват мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита.
Быстрый прорыв.
Противодействие быстрому прорыву.
11ротиводействие центровому игроку.
Командные действия в защите.
Смешанная защита.
14

Защита вблизи корзины.
Защита при вбрасывании мяча.
Заслоны для игрока с мячом, без мяча.
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон».
Командные действия в нападении.
Нападение против личной защиты.
Нападение против зонной защиты.
Учебная игра.
Тестирование/2ч
Формы организации работы с детьми:
•
•
•
•
•

групповые учебно-тренировочные занятия,
групповые
и
индивидуальные
теоретические
восстановительные мероприятия,
участие в матчевых встречах и в соревнованиях,
зачеты,
тестирования.

занятия,

Основные
методы
организации
учебновоспитательного процесса:
словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание,
указание, беседа и разбор. Наглядный метод: показ упражнений или их элементов
учителем
или
наиболее
подготовленными
учениками,
демонстрация
видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий;
методы ориентирования. Практический метод, игровой метод, соревновательный
метод.
1.4.

Планируемые результаты
внеурочной деятельности

Обучающиеся

освоения учебного

курса

«Баскетбол в школе»

получат возможности

узнать:

-о значение пионербола в развитии физических способностей
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

и

-правила безопасного поведения во время занятий пионерболом;
-названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной
техники;
-наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и
тактических действий;
15

-упражнения для развития
физических способностей
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

(скоростных,

-контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их
выполнения;
-основное содержание правил соревнований по баскетболу;
-жесты судьи;
-игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;
Дети смогут научиться:
-соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на
занятиях баскетболом;
-выполнять технические приемы и тактические действия;
-контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятиях баскетболом;
-играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
Личностные результаты
освоения.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения спортивной
игры «баскетбол». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в
положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной)
деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать
ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Метанредметные
результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметнопрактической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания игры
«баскетбол», в единстве с освоением программного материала других
образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в
рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной
повседневной жизни учащихся.
Предметные
результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры

для

укрепления

здоровья

человека,

о

ее

позитивном

влиянии

на

развитие человека;

16

формирование навыка систематического наблюдения
физическим
состоянием.
Величиной
физических
нагрузок,
мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;

за своим
данными

взаимодействие со сверстниками по правилам проведения спортивных
игр и соревнований.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению —баскетбол - является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД.
-Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учить высказывать свое предположение (версию) на основе данного
задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь
самостоятельно планировать свою деятельность.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

давать

-Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2.

Познавательные УУД.
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды.
-Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
3.

Коммуникативные УУД.

-Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать
и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
-Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
17

Оздоровительные результаты программы
-осознание учащимися необходимости заботы о здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит,
произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные мероприятия;
-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Ожидаемый результат:
Реализация
данной
программы
будет способствовать
повышению
физиологической активности систем организма, содействию оптимизации
умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности,
более успешной адаптации ребенка к школе, повышению интереса к занятиям
физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый
образ жизни.
Направленность на усиление оздоровительного эффекта педагогического
процесса достигается за счет включения в содержание программы материалов о
разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений с мячом с
учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся и
состояния их здоровья.
2. Организационно-педагогические
условия
2.1 Условия реализации
программы

1
2
3

Материально-техническое
Спортивный зал
Мячи баскетбольные
Баскетбольные щиты

обеспечение:

1

1
14
4

Кадровое обеспечение:
Данная программа реализуется учителем истории и обществознания,
имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Основные обязанности педагога дополнительного образования:
- комплектует состав обучающихся детского объединения и принимает меры
по его сохранению в течение срока обучения;
осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы;
обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;
обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;
18

-

составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет
установленную документацию и отчетность;
выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья;
оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь
родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим
работникам образовательного учреждения;
выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья
обучающихся в период образовательного процесса;
оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае,
принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных
занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

Методические
материалы:
В зависимости от поставленных задач на учебном занятии используются
различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их
комплексное сочетание.
Основные формы проведения занятий - учебно-тренировочное занятие.
В качестве дидактического материала используются:
- наглядные пособия;
- сведения из интернета;
- книги, брошюры, газетные материалы;
- фото и видеоматериалы;
- тесты.
В образовательном процессе используются следующие педагогические
технологии:
- информационно-коммуникативного обучения;
- дифференцированного обучения;
- игровые технологии (общие и расширенные формы);
- обучение в сотрудничестве;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы занятий, методы и приемы обучения и воспитания используются с
учетом возрастных особенностей.
В процессе занятий по программе используются две большие группы методов:
общепедагогические,
включающие
словесные
и наглядные
методы,
и
практические, включающие методы строго регламентированного упражнения,
игровой и соревновательный.
Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод
используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным
требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики.
Педагогические методы:
19

Словесный метод - применяемым в спортивной тренировке, относятся
рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение и др. Эти формы наиболее часто
используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных
спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных
методов с наглядными.
Наглядный метод, используемый в спортивной практике, многообразны и в
значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. В
последние годы широко применяются вспомогательные средства демонстрации учебные фильмы, видео записи, макеты игровых площадок и полей для
демонстрации тактических схем, электронные игры.
Методы физической подготовки:
Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных
методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего
упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.
Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной
техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостноконструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные).
В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух
основных групп методов - непрерывных и интервальных.
Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и
переменной работы, в основном используются для повышения аэробных
возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой
длительности.
Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной
работы значительно многообразнее.
В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части
упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной
интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Интервальные методы
тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в
практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и
разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго
регламентированными произвольными паузами является типичным для данных
методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и
нисходящий варианты.
Игровой метод - основной метод, реализуется в виде общепринятых
подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо
конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых
разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются
организации в соответствии с требованиями игрового метода.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения
занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и
повышения

эффективности

адаптационных

и

восстановительных

процессов,

поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Соревновательный
метод
предполагает
специально
организованную
соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве
20

оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса.
Применение данного метода связано с высокими требованиями к техникотактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает
глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым
стимулирует
адаптационные
процессы,
обеспечивает
интегральное
совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях
по сравнению с официальными.

2.2 Формы аттестации/контроля

и оценочные

материалы

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система
контроля, благодаря которой можно оценить эффективность
избранной
направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С
помощью контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке
учащихся. Он используется для оценки эффективности средств и методов
тренировки.
Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Все они наиболее полно
характеризуют развитие основных физических качеств.
Тестирование по выполнению нормативов должно проводиться в процессе
тренировки на заключительном занятии раздела.
1) Тестирование уровня теоретической подготовленности обучающихся.
2) Текущий контроль - тестирование уровня физической подготовленности
обучающихся.

21

3. Список

литературы

Литература для педагога:
1. Ивочкин В.В. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции,
спортивная ходьба. Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт,
2014.
2. Квашук П.В. Лыжные гонки. Примерная программа спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт,
2003.
3. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к
сдаче комплекса ГТО. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
4. Информационный портал ВФСК ГТО gto.ru.
5. Сеть творческих учителей/сообщество учителей физической культуры
sandbox.openclass.ru.
6. Журнал «Физическая культура в школе» elibrary.ru.
7. Электронный каталог центральной отраслевой библиотеки по физической
культуре lib.sportedu.ru.
Литература для учащихся (родителей):
1. Барышников В.Я. ВФСК: концептуальные, нормативные правовые основания
введения, структурно-содержательное построение, механизмы реализации,
алгоритм внедрения. - Екатеринбург, 2018. - 47 с.
2. Кузнецов B.C., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к
сдаче комплекса ГТО. - М.: Просвещение, 2015.
3. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. - М . :
Физическая культура, 2010.
4. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физическая
культура, 2010.
5. Пьянзин А.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и
практика физической культуры». - М.: 2014.
6. Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».