РП Литературный журнал

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Приложение 16 к основной
общеобразовательной программе начального
общего образования (утверждено приказом
№276 от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Литературный журнал»
начальное общее образование (1-4 классы)

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой, дом
15
Дата: 2023-08-31 11:51:41
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности разработан для начальных классов в соответствии с
требованиями следующих нормативно-правовых актов:
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–
1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);





Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.368521).

Направленность программы: общекультурная
Рабочая программа рассчитана на младших школьников и может быть реализована как с
отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной
категории.
Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный
характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные
детьми при изучении школьного курса литературного чтения.
Актуальность программы.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что
сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают
комиксы, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а
художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить
воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и
эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников –
задача внеурочной деятельности библиотекаря. Эти занятия способствуют развитию
личностиребенка, помогают ориентироваться в мире детских книг.
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам
чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и
огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной литературы
вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно это касается
научно- познавательных книг. Как следствие, он заменяет книгу другими источниками
информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли
книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и
читательской активности на занятиях по внеурочной деятельности в библиотеке.
Особенности программы.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития
интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по
формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.
Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь,
сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников –

характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость
использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает
эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные
виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации
деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:
коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные
журналы. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от
умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников
произведений классиков русской и зарубежной литературы. Эмоциональная
привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия
проведения занятий с младшими школьниками.
Цель: формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и
духовном развитии посредством книги; создание условий для формирования
потребности в самостоятельном систематическом чтении; социализация и развитие
творческих способностей школьников во внеучебное время.
Задачи:
 Знакомство с основными правилами пользования библиотекой и работы с книгой,
акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой
цивилизации как основного источника информации;
 раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
 представление о книге как о художественно-историческом памятнике в контексте
мировойкультуры, культуры России;
 формирование умений и навыков работы с книгой;
 формирование основ культуры работы с информацией, что включает умения
самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные
виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
 развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать
информациюв письменной и устной форме;
 развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
 развитие творческой и познавательной активности,
 развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело;
 формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
 воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с
книгой;
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
 знать основные правила пользования библиотекой и книгой;
 понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых
программой;
 уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о
структуре и справочном аппарате книги;
 вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать
библиографическую запись, используя библиографические пособия, и составлять
простыебиблиографические списки;
 уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать
алгоритм поиска;
 обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные
записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
 ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной

Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:








Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся;
мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностноориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг ко другу, к учителю, к результатам обучения;
приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой
литературе;
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать
высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные результаты:
Познавательные:
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий;
 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления
в устной и письменной форме;
 представлять результаты своей деятельности в различных формах;
 умение структурировать знания;
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее
эффективные способы решения;
 умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменившейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление
осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные:
 организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё
мнение;
 умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; владение устной и письменной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий.
Предметные результаты:
 воспитание чувства гордости за литературные достижения своей страны, родного края;
 сформировать уважительно – ценностное отношения к книге;

 освоение элементарных правил ухаживания за книгой;
 освоение доступных способов изучения литературы и истории создания книги;
 развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.
Методы и формы обучения
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на развитие
природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов
определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей,
возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий. Значительное
количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный
творческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческий
проект (выставку, викторину, литературную игру), школьник тем самым раскрывает свои
способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно
значимых формах деятельности. Получает опыт самостоятельного социального действия
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум, игровое занятие
(конкурсы, викторины).
Типы занятий: Сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего повторения,
самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний, умений.
Виды занятий: игра-путешествие, кинолекторий, сюжетно-ролевая игра, экспресс-час,
деловая игра, круглый стол, видеоурок, конкурс, встречи с интересными людьми,
экскурсия.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные,
групповые.
Форма контроля – защита проекта, творческая работа, конкурс
Список литературы
1. Антипова В. А вдруг в этом что-то есть?: размышления перед единственным уроком/ В.
Антипова // Б-ка в шк.- 2001.- № 6.-С.6.;
2. «Библиотека в школе». Ежемесячный Всероссийский научно-методический журнал, 2018;
3. Бединская, Е. Основы информационной культуры школьников: программа для учащихся 57 классов / Е. Бединская // Школьная б-ка. – 2002. – № 3. – С. 3-10. Бесхлебникова, В.
Тематическое планирование по предмету «Основы книжной культуры» / В. Бесхлебникова
// Школьная библиотека. – 2001. – № 2. – С. 33-36.Библиотечная энциклопедия / Российская
государствен ная библиотека. – М.: Пашков дом, 2007. – 1300 с. : ил.Библиотечнобиблиографическая классификация: таблицы для детских и школьных библиотек / РГБ ;
4. Валькова В. О тайнах профессии: программа подготовки старшеклассников к профессии
библиотекаря / В. Валькова // Библиотекарь.-1990.-№ 11.-С.20.;
5. Колыжева Г.И. Программа факультативного курса «Работа с книгой» / Г.И. Колыжева //
Активные формы работы с книгой.- Сыктывкар,2013.- С.54-58;
6. Крук Н. [Программа уроков «Библиотечно-библиографическая грамотность», 1-8 классы.
Тематический план курса: «Основы информационной культуры»- 9класс] / Н. Крук // Школ.
б-ка.-2001.-№8.-С.20.
7. Серых П.А. Роль школьных
библиотек в повышении информационной
грамотности.//Библиография, 2000, № 7;
8. Сизюхина Г. Как пройти в страну чудес через страшный темный лес / Г.Сизюхина //
Библиотека.- 2001.-№ 7.-С.46-47;
9. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных
учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скрипор, Г.А. Стародубова.- М.: Школ. бка, 2002. -284с.- (Приложение к журналу «Школьная библиотека») – (Профессиональная
библиотечка школьного библиотекаря);
10. Хуторской А. Книговедение / А. Хуторской // Частная шк.- 1994.- № 2.- С. 26-27.

Содержание курса для 1 класса
Тема 1: Вводное занятие. Знакомство с книжным царством. (2 часа)
Основные этапы реализации данного курса. Знакомство с библиотекой. Правила
поведения и работы в библиотеке.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема2: В стране знаний (10 часов)
Игра-путешествие «В страну знаний». Роль книги в интеллектуальном развитии человека.
Окружающий мир в книгах. Моя любимая книга о природе и животных. Описание природы.
Осенний праздник.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 3: Библиотека – дом твоих друзей (8 часов)
Урок-экскурсия «Библиотека – дом твоих друзей». Изучение правил пользования книжным
фондом в библиотеке. Экскурсия по библиотеке. Карточки, стеллажи, разделители книг.
Алфавитный порядок расстановки книг.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 4: Земля – наш общий дом (12 часов)
Писатели о природе и их книги. Знакомство с книгами о птицах и животных, чтение
любимых книг и их обсуждение. Викторина о животных.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 5: В гостях у сказочных героев (32 часа)
Мир сказок в библиотеке. Чтение книг о любимых сказочных персонажах. Играпутешествие «В гостях у сказочных героев». Час тихого чтения. Чтение любимых книг.
Погружение в мир сказок и волшебства. Книги из домашней библиотеки. Единый день чтения.
Портреты писателей. Информация о происхождении букв. Книга и кино. Игра-викторина
«Азбука, я тебя знаю». Читаем вместе сказки Пушкина. Детские годы А.С.Пушкина. Конкурс
рисунков «Галерея сказок Пушкина».
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов работы. Что почитать летом – советы библиотекаря.
Содержание курса для 2 класса
Тема 1: Книга, здравствуй (10 часов)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс
«Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги.
Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей — любитель чтения.
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы
знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 2: Книги о твоих ровесниках (10 часов)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В.
Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал.
Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат,
которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о
детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах
детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты .Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героевсверстников» (инсценирование от дельных эпизодов из рассказов о детях). Книги-сборники о
детях и для детей (В. Осеева, Н, Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бланки, Э.
Шим, Г Скребицкий, Н. Сладкое и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким,
С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 3: Крупицы народной мудрости (12 часов)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки.
Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 4: Старые добрые сказки (18 часов)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников.
Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок.
Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги сказок
народом мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок
народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки
народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка "Снегурочка", японская
народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на
страницах детских журналов.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 5: Книги о тех, кто подарил нам жизнь (6 чсов)
Книги о семье, маме, детях. Выставка Жанры произведений о семье: стихотворения,
пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По
страницам учебника»; чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты
(работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье»,
«Стихотворения о семье». Рукописная книга "Семья".
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 6: Защитникам Отечества посвящается (4 часа)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг
детских писателей о защитниках Отечества. Работа с книгой А. Гайдара .Сказка о Военной
тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная
книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 7: По страницам любимых книг (6 часов)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книгисборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по
оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и
весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная».
Беседа. Деловая игра
Содержание курса для 3 класса
Тема 1: Вводное занятие. Дом, в котором живут книги. (6 часов)
Цели и задачи занятий по программе «Библиотека - читателю». Основные понятия и
термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др. Многообразие библиотек
(школьные, детские, публичные и др.) Правила пользования библиотеками. Основные отделы
библиотеки (абонемент, читальный зал, книжный фонд, каталоги и картотеки.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 2: От глиняной таблички к печатной страничке. (12 часов)
История книги. Материалы для передачи информации: камень, глиняные таблички,
папирус, пергамент. Первые книги. Появление бумаги. Из чего её делали и где бумага впервые
появилась. Рукописные книги. Изобретение первого печатного станка в Германии. Развитие
книгопечатания на Руси. Путь книги от писательской рукописи до читателя. Итоговое занятие
по истории книги и книгопечатания.
Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг и его книги. Книгопечатание на Руси. Иван
Федоров и его книги. История возникновения письменности, история появления библиотек,
развитие книгопечатания. Как печатают книги сейчас.
Основные понятия: кипу, вампумы, пиктограмма, идеограмма, иероглифы, буква,
алфавит, кириллица, азбука, клинопись, папирус, переплёт, летопись.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 3: Структура книги. Справочный аппарат книги. (6 часов)

Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного
листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные.
Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге через
использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели).
Использование знаний о структуре и справочном аппарате книги при выборе книги.
Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре.
Основные понятия: переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист,
авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление
(содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Тема 4: Библиотека – информационный центр школы. (8 часов)
Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки.
Организация книжного фонда.
Каталоги и картотеки. Каталожная карточка. Правила работы с алфавитным каталогом.
Систематический каталоги «ключ» к нему. Алгоритм поиска книги в систематическом
каталоге. Разнообразие карточек. Картотека газетных и журнальных статей. Электронный
каталог.
Основные понятия: абонемент, читальный зал, правила пользования, читательский
формуляр, открытый доступ, каталожная карточка, шифр, алфавитный каталог,
систематический каталог, алфавитно-предметный указатель, картотека, книжноиллюстративная выставка.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра. Виртуальная экскурсия.
Тема 5: Справочный фонд библиотеки. (4 часа)
Справочный фонд библиотеки. Энциклопедии, словари, справочники. Структура
справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях. Алгоритм поиска
информации.
Основные понятия: энциклопедии, словари, справочники.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Тема 6: Детские периодические издания. (6 часов)
Понятие о периодических издания (газета, журнал). Первые детские газеты и журналы.
Н.И.Новиков, создатель первого детского русского журнала. Знакомство с лучшими детскими
газетами и журналами. Характеристика периодических изданий.
Методы работы с периодическими издания. Обзоры статей из журналов.
Основные понятия: периодика, газета, журнал, журналистика.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Тема 7: Как работать с книгой. (8 часов)
Понятие библиография. Роль библиографии в поиске и отборе источников.
Рекомендательные библиографические указатели и списки. Чтение библиографической
записи.
Необходимость составления библиографического описания источников учебной и
самообразовательной деятельности. Схема составления библиографического описания книг и
статей из периодических изданий.
Понятие о целях и способах чтения научно-популярной, справочной, учебной литературы
(просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение).
Значение умений вести при чтении текста.
Виды записей по мере их усложнения: выписка, цитата, план, тезисы, конспект.
Анализ и оценка полученной информации. Использование записей в практике учебной и
самообразовательной деятельности.
Основные понятия: библиография, библиограф, библиографические пособия,
библиографическое описание, выписка, цитата, план, тезисы, конспект, отзыв на книгу.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 8: Книжно-иллюстративные выставки. (6 часов)
Книжные выставки и их многообразие. Организация книжно-иллюстративных выставок.
Учебное занятие. Беседа. Практикум – оформление выставки. Деловая игра.
Тема 9: Юбилейные и праздничные даты в библиотеке. (10 часов)

Многообразие массовых мероприятий в библиотеке. Знаменательные и памятные даты,
юбилейные даты детских писателей. Литературные викторины, обзор, устный журнал.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра. Конкурс.
Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная».
Беседа. Деловая игра
Содержание курса для 4 класса
Вводное занятие (2 часа)
Тема 1: Страницы старины седой (12 часов)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и
прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая
печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях
России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает
армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление
стенда с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских
солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники,
энциклопедии). «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц ни теме,
объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и
поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление стенда с
собранными материалами, презентация творческих работ.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 2: Мифы народов мира (8 часов)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка
книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка
И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 3: Русские писатели-сказочники (10 часов)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, Лермонтова, П,
Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Сказка сказок П.П. Ершова «КонёкГорбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений ( 'летопись
«Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателяхсказочниках (проектная деятельность).
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 4: Книги о детях и для детей (10 часов)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования
библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат.
Классификация книг о структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные,
художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура
энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и
сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор
материала, чтение басен, басни iбродячими» сюжетами.
Дети герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Г.Х.Андерсена, Марка Твена,
В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг
по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К.
Булычёва. А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А.
Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 5: Словари, справочники, энциклопедии (6 часов)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов,
этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс "Объясни слово". Справочники и

энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов
Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 6: Родные писатели и поэты (12 часов)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание
стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н.
Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Книги-сборники «Очерки и
воспоминания». Очерки о природе людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о
Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации,
определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания о А.П.
Чехове. Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 7: Мир книг (6 часов)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона
«Герои-животные». Очерк B.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона». Час читателя: знакомство
с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Итоговое занятие (2 часа)
Подведение итогов курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная».
Беседа. Деловая игра

№
п/п

1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.

Темы занятий

Тематическое планирование 1 класс
Форма проведения
занятия

Тема
1.
Вводное
занятие.
Знакомство с книжным царством
Экскурсия «Знакомство с книжным
Беседа, викторина
царством»
Тема 2: В стране знаний
В страну Знаний
Беседа, викторина
Я с книгой открываю мир
Беседа, виртуальная
экскурсия
О правилах движения всем без
Беседа,
работа
с
исключения
видеоматериалом
Золотая волшебница Осень!
Беседа,
творческая
работа
Урок этикета «Ежели Вы вежливы»
Беседа, деловая игра
Тема 3: Библиотека – дом твоих
друзей
Библиотека – дом твоих друзей
Беседа, викторина
Правила обращения с книгой
Беседа,
работа
с
книгой
Беседа, практическая
Много книг на свете есть!
работа
с
фондом
библиотеки
От глиняной таблички к печатной
Беседа, викторина
страничке
Тема 4: Земля – наш общий дом
Земля – наш общий дом
Беседа, викторина
Мои любимые звери
Беседа, викторина
Сами с усами
Беседа, деловая игра
Птицы – наши друзья
Беседа,
работа
с
книгой
Тайны зеленого леса
Беседа, викторина
Мои любимые домашние животные
Беседа,
творческая
работа
Тема 5: В гостях у сказочных
героев

17.

В гостях у сказочных героев

18.

По дорогам сказок

19.

Юные сказочники

20.
21.
22.

Угадай сказку
Мы играем в сказку
В стране веселого детства»

23.

Книга и кино об увиденном и
прочитанном

Беседа, работа с
книгой
Беседа, виртуальная
экскурсия
Беседа,
творческая
работа
Беседа, викторина
Беседа с обсуждением
Беседа,
работа
с
книгой
Беседа, виртуальная
экскурсия

Кол-во часов
всего

теория

2

1

практи
ка
1

1

1

5
1
1

5
1
1

1

1

1

1

1
4

1
4

1
1

1
1

1

1

1

1

12

6
1
1
1
1

6
1
1
1
1

32

16

16

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

10

8

24.

Чудеса сказочной страны

25.
26.

Азбука, я тебя знаю
Путешествие по стране ОЗ

27.

Давайте за руки возьмемся

28.

Кино – в волшебный мир окно

29.
30.

Мы знаем сказки Пушкина
Галерея сказок Пушкина

31.
32.
33.

Наши любимые сказочники
Сказочный калейдоскоп
Итоговое занятие
ИТОГО:

№
п/п

Темы занятий

Тематическое планирование для 2 класса
Форма проведения
занятия

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1
33

1
1
1
33

Кол-во часов

5
1
1
1
1
1

1
1

с

5
1
1

5
1
1

с

1

1

с

1

1

с

1

1

Тема
3: Крупицы
народной
мудрости
Путешествие
по
тропинкам Беседа, викторина
фольклора
Малые жанры фольклора.
Беседа,
работа
с
книгой
Пословицы о книге и учении
Беседа,
творческая
работа
Отгадай загадку
Беседа, викторина
Скороговорки и чистоговорки
Беседа,
работа
с
книгой
Живой цветок народной мудрости
Беседа,
творческая
работа
Тема 4: Старые добрые сказки

1

1

6

6

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

9

9

6.
7.

Тема 2: Книги о твоих ровесниках
Дети — герои детских книг
Книги В.Осеевой

8.

Книги Е.Пермяка

9.

Книги Н.Носова

10.

Книги В.Драгунского

16.

1
1

10

Что вы знаете о книге?
Я – библиотекарь!

14.
15.

1
1

практи
ка
5
1
1
1

4.
5.

13.

1

теория

Тема 1: Книга, здравствуй
Роль книги в жизни человека
История создания книги
Как устроена книга

12.

2
66

1

всего

1.
2.
3.

11.

Беседа,
работа
с
книжным текстом
Беседа с обсуждением
Беседа,
творческая
работа
Беседа, виртуальная
экскурсия
Беседа,
работа
с
видеоматериалом
Беседа, викторина
Беседа,
творческая
работа
Беседа, викторина
Беседа, деловая игра
Беседа, деловая игра

Беседа, викторина
Беседа, викторина
Беседа,
работа
с
книгой
Беседа, деловая игра
Беседа,
творческая
работа
10
Беседа, деловая игра
Беседа,
работа
книгой
Беседа,
работа
книгой
Беседа,
работа
книгой
Беседа,
работа
книгой

12

18

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.

29.
30.

31.
32.
33.
34.

№
п/п

1.
2.
3.

4.
5.
6.

Книги с литературными (авторскими) Беседа, викторина
сказками
Сказки народов мира
Беседа, виртуальная
экскурсия
Народные сказки на страницах Беседа, викторина
детских журналов
Кем сказка сказывается?
Беседа,
творческая
работа
Писатели-сказочники
Беседа с обсуждением
Хоровод сказочных героев
Беседа, викторина
По страницам сказок Х.К.Андерсена Беседа,
работа
с
книгой
Путешествие в страну сказок
Беседа, виртуальная
экскурсия
Лукошко сказок
Беседа,
групповая
работа
Тема 5: Книги о тех, кто подарил
нам жизнь
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Беседа с обсуждением
Они писали о семье
Беседа, виртуальная
экскурсия
Главное слово в каждой судьбе
Беседа,
творческая
работа
Тема 6: Защитникам Отечества
посвящается
Говорят погибшие герои
Беседа с обсуждением
Мы читаем – мы гордимся
Беседа, викторина
Тема 7: По страницам любимых
книг
«Хвала книге»: путешествие по Беседа, виртуальное
страницам любимых книг
путешествие
Какие бывают сборники
Беседа с обсуждением
Дневник книгочея
Беседа, творческая
работа
Итоговое занятие
Беседа, деловая игра
ИТОГО:

Темы занятий

Тематическое планирование для 3 класса
Форма проведения
занятия

Тема 1. Дом, в котором живут книги
Правила «Книжного царства»
Беседа, викторина
Многообразие библиотек
Беседа, виртуальная
экскурсия
Её величество Книга
Беседа, деловая игра
Тема 2: От глиняной таблички к
печатной страничке
История письменности
Беседа, викторина
Древние книги
Беседа, виртуальная
экскурсия
Русская рукописная книга
Беседа,
творческая
работа

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

3

3

1
1

1
1

1

1

4

2

2

6

1
1
3

1
1
3

1

1

1
1

1
1

1
34

1
34

6

2
68

Кол-во часов
всего

теория

6

3
1
1

практи
ка
3
1
1

1
6

1
6

1
1

1
1

1

1

12

7.
8.

Древние библиотеки
История книгопечатания

9.

13.
14.

Русская печатная книга
Тема
3:
Структура
книги.
Справочный аппарат книги
Как устроена книга
Как выбрать книгу: советы юным
читателям
Как найти книгу самостоятельно.
Прядок
расстановки
книг
в
библиотеке
Тема
4:
Библиотека
–
информационный центр школы
Информация, ее поиск и передача
Способы получения информации

15.

Поиск информации в библиотеке

16.

Каталоги и картотеки

10.
11.
12.

Беседа, деловая игра
Беседа,
творческая
работа
Беседа, викторина
6
Беседа, викторина
Беседа,
работа
с
книгой
Беседа, практическая
работа
с
фондом
библиотеки
8
Беседа, викторина
Беседа, виртуальная
экскурсия
Беседа, практическая
работа
с
фондом
библиотеки
Беседа,
работа
с
карточками

Тема 5: Справочный фонд
библиотеки
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.

26.
27.
28.

Энциклопедии расскажут обо всем на
свете
Словарь – наш друг

4
Беседа, работа с
книжным текстом
Беседа, работа с
книжным текстом

Тема 6: Детские периодические
издания
Первые детские журналы
Беседа, виртуальная
экскурсия
Периодические издания для детей
Беседа, викторина
Наши любимые журналы
Беседа с обсуждением
Тема 7: Как работать с книгой
Библиография. Библиографические Беседа,
работа
с
пособия
книгой
Способы чтения
Беседа,
работа
с
книжным
текстом,
чтение по ролям
Записи при чтении
Беседа,
работа
с
книжным текстом
Отзыв на книгу
Беседа с обсуждением
Тема 8: Книжно-иллюстративные
выставки
Книга как предмет искусства
Беседа,
творческая
работа
Многообразие книжных выставок
Беседа, виртуальная
экскурсия
«Жил-был художник…»
Беседа, практикум по
созданию выставки
Тема 9: Юбилейные и праздничные
даты в библиотеке

6

8

6

10

1
1

1
1

1
3

1
3

1
1

1
1

1

1

4

4

1
1

1
1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

3

3

1

1

1
1
4
1

1
1
4
1

1

1

1

1

1
3

1
3

1

1

1

1

1

1

5

5

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Творчество Б.С.
Житкова
Творчество
С.Я.Маршака
Творчество
Э.Н.
Успенского
Творчество Ш. Перро
150 лет со дня рождения
Пришвина
Итоговое занятие
ИТОГО:

№ п/п Темы занятий

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

Беседа, викторина

1

1

Беседа, деловая игра

1

1

Беседа, викторина

1

1

1
1

1
1

1
34

1
34

Беседа, деловая игра
М.М. Беседа, викторина
Беседа, деловая игра

Тематическое планирование для 4 класса
Форма проведения
занятия

Тема 1: Страницы старины седой
Былинные богатыри
История книги – история в книгах
Героические песни о героях России
Рассказы о Суворове и русских
солдатах
Русь великая в произведениях
фольклора
Русь великая в пословицах и
поговорках
Тема 2: Мифы народов мира
Мифы народов мира
О богах и героях
Мифологические герои

Кол-во часов
всего

теория

12

6
1
1
1
1

практи
ка
6
1
1
1
1

1

1

1

1

4
1
1
1

4
1
1
1

1
5

1
5

1
1

1
1

1

1

1
1

1
1

5
1
1

5
1
1

1

1

1

1

1

1

Беседа, викторина
Беседа, викторина
Беседа, викторина
Беседа, виртуальная
экскурсия
Беседа,
работа
с
видеоматериалом
Беседа,
творческая
работа
8
Беседа, викторина
Беседа, викторина
Беседа,
работа
с
книгой
Беседа, деловая игра

Мифологический калейдоскоп
Тема
3:
Русские
писателисказочники
Мир сказок.
Беседа, викторина
Сказки народные и авторские
Беседа, виртуальная
экскурсия
Сказка сказок П.Ершова «Конек- Беседа, викторина
Горбунок»
Исторические корни сказок
Беседа, деловая игра
Что мы знаем о писателях- Беседа,
работа
с
сказочниках?
книгой
Тема 4: Книги о детях и для детей
Храм книги
Беседа, викторина
Как устроены книги
Беседа, работа с
книгой

18.

Русские баснописцы

19.

Дети – герои книг писателей XIX века Беседа, виртуальная
экскурсия
Биографическая страничка
Беседа,
творческая
работа

20.

2
68

Беседа, викторина

10

10

21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Автор, я тебя знаю!
Беседа, деловая игра
Тема 5: Словари, справочники,
энциклопедии
«Хранители слов» - словари
Беседа,
работа
с
книгой
Объясни слово
Беседа, викторина
100 вопросов Почемучек
Беседа, деловая игра
Тема 6: Родные писатели и поэты
Книги-сборники поэтов и писателей
Беседа, викторина
Поэтический калейдоскоп
Беседа, деловая игра
Стихи о Родине и родной природе
Беседа,
работа
с
книгой
Писатели о писателях
Беседа, викторина
Детские газеты и журналы
Беседа с обсуждением
Юные корреспонденты
Беседа,
творческая
работа
Тема 7: Мир книг
Тайны литературных героев
Беседа, деловая игра
Тайны учебной книги
Беседа с обсуждением
Библиотечная мозаика
Беседа, викторина
Итоговое занятие
Беседа, деловая игра
ИТОГО:

6

12

6

2
68

1
3

1
3

1

1

1
1
6
1
1
1

1
1
6
1
1
1

1
1
1

1
1
1

3
1
1
1
1
34

3
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».