РП Карусель

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»

Приложение 16 к основной
общеобразовательной программе начального
общего образования (утверждено приказом
№276 от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Карусель»
начальное общее образование (4 класс)

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2023-08-31 11:53:14
Foxit Reader Версия: 9.7.2

2

Пояснительная записка
При составлении данной программы автором использованы следующие нормативно-правовые
документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г №373
«Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями и дополнениями);
 Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного стандарта основного общего образования»(с изменениями и
дополнениями);
 Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»;
 Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
 Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
 Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных образовательных программ»;
 Письмо МОиН Самарской области от 17.02.2016 №МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной
деятельности»;
 Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор – М., 2010.
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» составлена на основе
образовательной программы «Музыкальная литература» (автор-составитель М. Шорникова, г.
Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2015 г.).
Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
заключается в том, что многие подростки интересуются музыкой, им нравится не только слушать, но
и самим петь и играть на музыкальных инструментах. Они ищут себя, пробуют свои силы в разных
областях деятельности, поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр
возможностей проявить себя.
Ценность предложенной программы в том, что она предполагает последовательное и
целенаправленное развитие личности учащегося в течение всего периода обучения и учитывает
возрастно-психологические особенности детей, привлекает акцентирование внимания на большой
роли индивидуальных особенностей личности учащегося, как основного фактора эффективности
педагогического процесса.
Необходимо отметить, что данная образовательная программа предполагает создание
комфортных условий самовыражения в которых учащийся раскрывает внутренний творческий
потенциал, расширяет границы личных возможностей.
Цель курса внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»: формирование музыкальной
культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса,
формирование потребности познавательной деятельности и расширения кругозора.

3

Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:
 приобщить обучающихся к музыкальному и литературному наследию отечественных и
зарубежных композиторов;
 формировать слушательские умения и навыки обучающихся;
 поддерживать познавательный интерес;
 приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство;
 обучить методам коллективной творческой деятельности как основы организации
культурного досуга;
 воспитать чувство коллективизма и партнерства;
 формировать чувство ответственности и добросовестности;
 воспитать чувство любви к Родине средствами отечественной поэзии и музыки;
 способствовать всестороннему развитию личности.
В основе программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» лежат
ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего
уровней.
Курс внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» предназначен для учащихся 4
классов, рассчитан на 1 год обучения (68 часов в год), 2 часа в неделю в течение всего учебного года.

Результаты освоения курса
I. Личностные:
 понимание и осознание эстетической и художественной ценности музыкального наследия
отечественных и зарубежных классиков;
 потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах
деятельности, таких как написание тематических рефератов и эссе, составление презентаций,
участие в музыкальных олимпиадах, викторинах и конкурсах;
 принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных
поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и
представителей различных социальных групп нашего города;
 умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях в школе и во время
культурно-массовых мероприятий в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
 формирование бережного отношения к традициям своей семьи и школы.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
 умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
 умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или
отсутствия планируемого результата (участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах);
 формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач.
Познавательные:
 умение выстраивать образы через знакомство с произведениями композиторов;
 умение делать выводы на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с
творчеством изучаемого композитора;
 анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

4

 умение находить в тексте на музыкальную тематику требуемую информацию,
ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и
явлениями;
 умение проводить анализ формы музыкальных произведений;
 умение активно использовать современные технологии интерактивного обучения.
Коммуникативные:
 умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками
в процессе изучения музыкальных произведений;
 приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной
задачи;
 умение находить компромиссное решение в конфликтных ситуациях;
 соблюдение морально-этических норм в социуме.
III. Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
 различать основные музыкальные направления: классицизм, романтизм, реализм;
 анализировать музыкальные произведения;
 владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации из разных источников;
 использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых
мероприятий;
 владеть выразительной и грамотной речью.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 приобщиться к творческому наследию отечественных и зарубежных композиторов как
посредством мультимедийных систем, так и в результате индивидуального и(или) группового
посещения концертных мероприятий Филармонии, театров и т.д.;
 готовить исследовательские работы о музыке и музыкантах для участия в конференциях,
конкурсах и презентациях.
IV. Воспитательные результаты:
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний
 об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
 о принятых в обществе нормах поведения и общения;
 об основах здорового образа жизни;
 об истории музыкальной культуры Отечества;
 о правилах конструктивной групповой работы;
 об основах коммуникативно-распределительной деятельности;
 о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
 о правилах проведения исследования.
Формы достижения результатов первого уровня: познавательные беседы, инструктажи, беседы о
здоровом образе жизни.

5

Формы контроля результатов первого уровня: написание сочинений, музыкальное тестирование.
Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества):
 развитие ценностного отношения обучающихся к Отечеству, родной природе и культуре,
труду, знаниям, собственному здоровью и внутреннему миру;
 получение первоначального опыта самореализации.
Формы достижения результатов второго уровня: инсценирование, социально-значимые акции в
школе.
Формы контроля результатов второго уровня: ежегодное итоговое музыкальное тестирование.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):
 приобретение опыта исследовательской деятельности;
 опыт публичного выступления;
 опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
детьми.
Формы достижения результатов третьего уровня: подготовка рефератов и презентаций, музыкальные
эссе о произведениях, фестивали и конкурсы.
Формы контроля результатов третьего уровня: исследовательские конференции, фестивали и
музыкальные олимпиады.

Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1
Знакомство с голосовым аппаратом. (2 часа).
Познакомить детей с голосовым аппаратом и его использованием – голосом, дыханием, гортанью,
артикуляционным аппаратом; показать правильную установку корпуса при пении; учить правильно,
пользовать певческое дыхание; обратить особое внимание детей на чистоту интонации; следить за тем,
чтобы не было форсированного звука.
Тема 2 «История возникновения песни» (1 час).
Ребята узнают о истории появления песни, вокального жанра. Знакомятся с нотным станом,
расположением и названием нот, с видами музыкальных инструментов, их звучанием.
Тема 3 Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. (3 часа).
Приобретаются основы вокальных навыков. Работа по разучиванию и усвоению материала,
накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к
усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического
образа до слушательской аудитории.
К основным вокальным навыкам относятся:
- звукообразование;
дикция;
певческое дыхание;
артикуляция;

эмоциональная выразительность исполнения,

слуховые навыки.

6

Тема 4 Певческая установка. Дыхание. (1 час).
Работа над выработкой правильного дыхания. Вдох – выдох. Задержка дыхания. Дыхательная
гимнастика, разогрев голосового аппарата.
Тема 5 Состав симфонического оркестра (5 часов).
Предмет «Музыкальная литература». Средства музыкальной выразительности. Знакомство с
группой струнных смычковых инструментов оркестра. Деревянные духовые инструменты. Медные
духовые инструменты. Группа ударных инструментов в симфоническом оркестре. Струнные и
клавишные инструменты.
Бережное отношение к музыкальным инструментам. Правила пользования инструментами и
музыкальной аппаратурой. Правила поведения на занятиях, на сцене, во время концертного
выступления, в общественных местах, в транспорте.
Формы организации занятия: познавательная беседа, этическая беседа, инструктаж, знакомство с
звучанием различных инструментов оркестра.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тема 6 Детские песни в нашей жизни. Песни из мультфильмов. Дирижерский жест. (6 часов).
Знакомство обучающихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные
образы любимых мультяшных героев, темы и сюжеты происходит их приобщение к разным
направлениям в музыке. Жизнь ребенка нельзя представить без веселых развлечений, игр,
праздников. Музыка раскрывает ее связи с театром, кино и другими видами искусства. "Чебурашка",
"Крошка Енот", "38 попугаев", "Трям, здравствуйте", "Голубой вагон".
Инсценировка (экспромт) и исполнение любимых песен из мультфильмов; Активное участие
детей в сюжетных музыкальных играх, выполнять под музыку образные роли; развивать чувство
ритма; работать над чистотой интонирования при пении.
Тема 7 Детский фольклор. (3 часа)
Понятие о фольклоре, познакомить детей с колыбельными песнями, пестушками, потешками,
играми, дразнилками, нелепицами и нескладухами, частушками, озорными песенками; продолжать
вырабатывать чувство ансамбля, умение слышать себя и партнеров; работать над чистотой
интонирования музыкально выразительным исполнением при исполнении песен; научить чувствовать
движение мелодии и кульминацию произведения.
Тема 8 Раскрепощение певца. (4 часа).
При работе над текстом в произведениях, добиваться смыслового единства текста и музыки;
развивать творческую активность детей через выступления на публике, при инсценировании песен,
свободу движений при исполнении песен, работать над чистотой интонирования музыкально
выразительным исполнением при исполнении песен; вырабатывать профессиональные певческие
навыки.
Тема 9 Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок. (9 часов).
Знакомить детей с нотной грамотой, научить работать с нотными текстами и записывать их,
воспитать у учащихся навыки самостоятельного пения по нотам (чтения нот); повысить
музыкальную культуру; развивать познавательную активность детей; при пении по нотам
координировать процесс чистого интонирования ступеней лада.

7

Тема 10 Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. (3 часа).
Умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, маракасах, бубнах и т.д;
развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям; формировать
музыкальные способности: чувство ритма, слух; приобщать к инструментальной музыке и
самостоятельному осмысленному музицированию; развивать чувство ансамбля, слаженность
звучания оркестра; формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность,
дисциплинированность.
Тема 11 Ноги сами в пляс пустились. (3 часа).
Развитие музыкально- ритмических движения детей; работе над развитием творчества детей,
побуждать их к активным самостоятельным действиям; искоренять закомплексованность детей в
подвижных, свободных танцах; формировать чувство ритма при исполнении танца.
Тема 12 В гостях у сказки. (9 часов).
Знакомство детей с композиторами, сочинявшими музыку к сказкам, о сказках, сказкам - операм;
понравившуюся сказку проинсценировать; развивать музыкально- сценическое творчество детей,
побуждать их к активным самостоятельным действиям; работать над чистотой интонирования
музыкально выразительным исполнением при исполнении песен.
Тема 13 Времена года. (4 часа).
Времена года позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать
музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать
характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также
разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный). На протяжении всего путешествия
по Временам года предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого
дыхания, звукообразования, чистого интонирования.
Тема 14 Путешествие по родным просторам. (4 часа).
Воспитание у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также
уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у
обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру
межнациональных отношений.
Тема 15 Э. Григ – норвежский композитор и общественный деятель (6 часов).
Жизнь и творчество. Музыкальная сюита к драме Ибсена «Пер Гюнт». Знакомство с
музыкальным произведением. Познавательная беседа, слушание музыки, просмотр тематических
видеоматериалов, этическая беседа, музыкальный конкурс «Угадайка».
Тема 16 М. Мусоргский (6 часов).
Жизнь и творчество. Опера «Борис Годунов». Фортепианное творчество. «Картинки с
выставки». Романсы и песни.
Бережное отношение к музыкальным инструментам. Правила пользования инструментами и
музыкальной аппаратурой. Правила поведения на занятиях, на сцене, во время концертного
выступления, в общественных местах, в транспорте.
Формы организации занятий: инструктаж, познавательная беседа, этическая беседа, слушание
музыки, реферат.

8

Тема 17 П. Чайковский «Детский Альбом» (8 часов).
Жизнь и творчество. Фортепианное творчество. «Детский альбом». «Времена года». Балеты
Чайковского. «Лебединое озеро». «Щелкунчик». Оперное творчество.
Формы организации занятия: познавательная беседа, этическая беседа, слушание музыки, просмотр
тематического видеоматериала, составление презентаций, посещение театра оперы и балета.
Тема 18 Н. Римский-Корсаков (4 часа).
Жизнь и творчество. Музыкальные сказки. Опера «Снегурочка». Симфоническое творчество.
Сюита «Шахеразада».
Формы организации занятий: познавательная беседа, слушание музыки, этическая беседа,
музыкальное тестирование, иллюстрации к музыкальным произведениям.
Тема 19 С.С. Прокофьев – Детская музыка (4 часа)
Жизнь и творчество. Фортепианное творчество. Знакомство с циклом фортепианной музыки –
Детская музыка.
Формы организации занятия: познавательная беседа, этическая беседа, слушание музыки, просмотр
тематического видеоматериала, составление презентаций, посещение театра оперы и балета.
Тема 20 Песни о маме "(4 часа)
Исполнение песен о маме. Беседа о самом родном человеке на земле. Мама – ангел хранитель.
«Песенка мамонтенка», «Мама», «Когда приходит бабушка», «Самая хорошая» и другие.
Подготовка муниципальным и школьным конкурсам и концертам. (10 часов)
На протяжении всего учебного года выделяется время для подготовки как в муниципальных, так
и школьных концертах, и конкурсах 10 часов + резервные по необходимости.

9

Календарно - тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема
Введение. Беседа о ТБ, голос, проф-ка
Знакомство с голосовым аппаратом.
«История возникновения песни»
Знакомство с различной манерой
пения. Вокальные навыки.
Певческая установка. Дыхание
Состав симфонического оркестра

Общее
1

Количество часов
Теория
Практика
0,5
0,5

1
2

1
1

1
3

0,5
3

0,5

1

6

Детские песни в нашей жизни
Песни из мультфильмов. Дирижерский
жест.

6

4

2

7
8

Детский фольклор.
Раскрепощение певца.

1
4

0,5
1

0,5
3

9

Основы музыкальной грамоты.
Ритмический рисунок.

6

3

3

10

Я хочу увидеть музыку, я хочу
услышать музыку.

3

1

2

11

Ноги сами в пляс пустились.

2

1

1

12

В гостях у сказки.

4

3

1

13

Времена года.

4

2

2

14

Путешествие по родным просторам.

2

1

1

15

Э. Григ – норвежский композитор и
общественный деятель

1

0,5

0,5

Дата

10

М. Мусоргский «Картинки с
выставки», опера «Борис Годунов»,
песни и романсы.
П. Чайковский «Детский Альбом»

2

1

1

6

4

2

2

1

1

19

Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»,
«Шехерезада».
С.С.Прокофьев –Детская музыка

4

2

2

20

Песни о маме.

2

1

1

21

Подготовка муниципальным и
школьным конкурсам и концертам.
Итоговое занятие. Зачёт
Итого:

10

10

1
68

1
36

16

17

18

22

32

Примерный музыкальный репертуар.
1 «Веселый смех» автор неизвестен
2 «Детство - это я и ты» Ю.Чичков
3 «Пропала собака» Шаинский В.
4 «Мелодия ручья» Е. Жарковский
5 «Песенка друзей» Ю.Энтин
6 «Кручу педали, кручу» Б. Савельев
7 «По дороге с облаками» В. Быстряков
8 «Надежда» А. Пахмутова
9 «Мы маленькие дети» Е. Крылатов
10 «Ежик резиновый» С. Никитин
11«Осенние дорожки» О..Полякова
12 «В путь» В. Соловьев-Седой
13«Ах, эти тучи в голубом» А.Журбин
14 «Остров детства» М.Боярский
15 «Снежинка» Е.Крылатов
16 «Рождественский гимн» автор не известен
17 «Млечный путь» А. Рыбников
18 «В мире музыки» автор не известен
19 «Снегири» Ю.Антонов
20 «Солнечная капель» С.Соснин
21 «Ваши глаза» Е.Крылатов
22 «Моя Россия» Г.Струве
23 «Песня о сказках» Ю.Энтин

24 «Первое признание» С.Ранда
25 «Живет на свете красота» Ю.Антонов
26 «Я у бабушки живу» Э..Ханк
27 «Журавли» Я. Френкель
28 «Огромный дом» А. Дубравин
29 «Ваши глаза» Е.Крылатов
30 «Мы желаем счастья вам» С.Намин
31 «Остров детства» М.Боярский
32 «Черный кот» автор неизвестен
33 «Колокола» Ю.Энтин, Е.Крылатов
34 «Ветер перемен» М.Дунаевский
35 «Последний час декабря»
36 «Новогодние игрушки» А.Хоралов
37 «В мире музыки» автор неизвестен
38 «Люси» О Газманов
39 «Песня о сказках» Ю.Энтин
40 «Ура, каникулы» И.Шимякина
41 «Под небом голубым» Б.Гребенщиков
42 «Снежинка» Е.Крылатов
43 «Взрослые и дети» автор неизвестен
44 «Мамино сердце» К.Брейтбург

11

45 «Ах, школа» Ю.Началова
46 «Посвящение учителю» А.Паутова
47 «Волшебник-недоучка» А.Зецепин
48 «Веселый смех» автор неизвестен
48 «Оранжевая песня» И.Сохадзе
50 «Россия мы дети твои» В.Осошник
51 «Облака» В. Шаинский
52 «Настоящий друг» М.Пляцковский
53 «Песенка мамонтенка» В. Шаинский

54 «Бабушки-старушки» В.Добрынин
55 «Не повторяется такое никогда» С.Туликов
56 «Мама» А.Петряшева
57 «Мама» И.Алегрова
58 «Губки бантиком» О.Попков

Используемая литература:
1. «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
2. Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.
3. «Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ Сост.
Н.Сорокина «Музыка» 2009г.
4. Орлова Т.М. «Учите детей петь». М.1988 г
5. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию
моторики, дыхания и голоса у детей…» 2006 г.
6. «Песенки о школе» составитель М.В.Юдаева 2007г.
7. Песенник для детей «Буратино» составитель В.Модель «Советский композитор» Ленинград
1991.
8. Музыкальный словарь в рассказах Л.Михеева «Советский композитор»1988г.
9. «Мир музыки» М.Зильберквит Москва «Детская литература»1988г.
10. «Что услышал композитор» составитель С.Тихая Ленинград «Советский композитор»1988г.
11. «В мире музыки» Москва «Советский композитор»1986г.
12. «Художественная культура Урала» И.Я.Мурзина «Учебная книга» Екатеринбург 2003г.
13. «Народы и культура Урала в 19-20 веках» Г.Н.Чагин Екатеринбург «Сократ» 2002г.
14. «Народы и культура Урала в 19-20 веках» (Историко -этнографический атлас) Г.Н.Чагин
Екатеринбург «Сократ» 2003г.
15. Интернет ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».