МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
12»
Приложение 18 к основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
(утверждено приказом
№276 от 30.08.2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Серебряные нотки»
начальное общее образование (1-4 классы)
Калина
Лариса
Витальевна
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2023-08-31 11:55:36
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Рабочая
программа
«Серебряные
внеурочной
нотки»
(далее
деятельности
программа)
-
вокальная
является
студия
компилятивной,
разработана на основе программы «Палитра детских голосов»Усачева Н.П.
(Электронная библиотека педагога https://nsportal.ru/user/370687/page/elektronnaya-bibliotekapedagoga) и в соответствии Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом
Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373(с
изменениями
и
дополнениями)
и
Федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.
N 1897 (с изменениями и дополнениями).
Цель программы:
Создание
нравственного
условий
для
становления
развития
детей
творческих
школьного
способностей
возраста
и
посредством
вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и
развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное
мастерство;
-формировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов за 2023– 2024
учебный год:
1 – 3 классы –34ч
4 – 5 классы - 34 ч
Программа ориентирована на обучающихся от 7 до 11 лет. Участники
студии – обучающиеся школы двух возрастных групп: младшей – 1 - 3 класс,
средней - 4 -5классы,
На занятие отводится 1 час в неделю для младшей и средней возрастных
подгрупп.
Формы организации занятий:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
концерты
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося,
формируется целостное представление о мире, развивается образное
восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Обучение
вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное,
социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У
школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются
ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально
значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
В
результате
освоения
содержания
программы
происходит
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается
образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности
творческой деятельности;
формирование
основ
гражданской
идентичности,
своей
этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация
творческого
потенциала
в
процессе
коллективного
(индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы,
города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о
музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач.
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий
с
использованием
справочников.
Предметные результаты:
знать
учебной
литературы,
энциклопедий,
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания
музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебнотворческой деятельности; нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка.
уметь
применять
полученные
знания
и
приобретённый
опыт
творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности;
исполнять одноголосные произведения с не дублирующим вокальную
партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной
фразе;
выражать образное содержание музыки через пластику;
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
исполнять вокально-хоровые произведения.
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены
вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения,
распевания, знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.
Упражнения,
направленные
на
выработку рефлекторного
певческого
дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование
правильного
певческого
произношения
слов.
Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и
муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие
манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и
штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай
мелодию», осознание длительностей
и пауз. Умение воспроизвести
ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9. Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить
настроение в различных движениях и сценках для создания художественного
образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и
разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание
текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого
произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие
умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом,
каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими
интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При
наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс
задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Результаты освоения образовательной программы.
Учащиеся должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию,
ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры,
приводить
примеры
музыкальных
написанных для этих голосов
произведений,
оперных
партий,
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной
выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия,
лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в
нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер
музыки,
называть
и
проанализировать
средства
музыкальной
выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в
куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных
сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству
конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать
дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, без
напряжения, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на
колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до)
первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития
голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант
его интерпретации;
-
знать
и
уметь
исполнять
различными
способами
звуковедения,
динамическими оттенками , в разных темпах ;
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и
задушевностью;
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений
и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия –
концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью
методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные
выступления.
Тематический план занятий на 2023 – 2024учебный год
1 - 3 класс
№
п/
п
1.
Тема
Кол – во Формат
часов
мероприятия
Вводное занятие
1
Лекция,
2.
Знакомство с
правилами пения
1
демонстрация с
помощью муз
оборудования.
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
3.
Пение
специальных
Характеристика
Основных видов
деятельности
Слушание
Изучение
гигиенических
правил пения.
Практическая
работа.
3
Комбинированное
Артикуляционная
занятие
упражнений для
голоса и слуха
4.
5.
Формирование
правильных
навыков дыхания
Дикция и
артикуляция
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
3
Комбинированное
занятие
3
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
6.
Ансамбль, унисон
3
7.
Музыкально –
исполнительская
работа
3
Комбинированное
занятие с
помощью муз.
Сопровождения и
фортепиано.
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью видео и
аудио материала
8.
Ритм
гимнастика
Вокально –
двигательная
гимнастика
Вокально – хоровые
упражнения
Разучивание песни
Упражнения на
развитие речевого и
певческого
дыхания.
Хоровое пение
Артикуляционная и
дикционная
разминка.
Разучивание песни.
Хоровое пение
Ансамблевое и
сольное пение
Работа над текстом.
Пластическое
интонирование.
Движение под
музыку.
Слушание
различных
интерпретаций
исполнения.
3
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью
музыкального
Вокально –
ритмические
упражнения.
Хоровое пение.
9.
Сценодвижение
3
сопровождения
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью видео и
аудио материала
10. Репертуар
3
Комбинированное
занятие
Движения под
музыку.
Разучивание песни.
Элементы
театрализации
Слушание.
Хоровое пение
демонстрация с
помощью видео и
аудио материала
11. Концертная
деятельность
4
12. Отбор лучших
номеров,
репетиции.
Анализ
выступлений
4
Итого
Комбинированное
занятие с
помощью муз.
Сопровождения и
фортепиано
Комбинированное
занятие
я с помощью
музыкального
сопровождения и
фортепиано
Обучение приемам
исполнения
вокального
произведения
Хоровое пение.
Ансамблевое пение
Работа над текстом.
Разучивание песен.
Упражнения для
дикции,
артикуляции.
Анализ исполнения.
Понимание стиля и
музыкального
образа.
34
Тематический план занятий на 2023 – 2024 учебный год
4 - 5 класс
№
п/
п
1.
Тема
Кол – во Формат
часов
мероприятия
Вводное занятие
1
Лекция,
демонстрация с
помощью муз
оборудования.
Характеристика
Основных видов
деятельности
Слушание
2.
Знакомство с
правилами пения
1
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
3.
4.
5.
Пение
специальных
упражнений для
голоса и слуха
3
Формирование
правильных
навыков дыхания
3
Дикция и
артикуляция
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
Комбинированное
занятие
3
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
6.
Ансамбль, унисон
3
7.
Музыкально –
исполнительская
работа
3
Комбинированное
занятие с
помощью муз.
Сопровождения и
фортепиано.
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью видео и
аудио материала
Изучение
гигиенических
правил пения.
Практическая
работа.
Артикуляционная
гимнастика
Вокально –
двигательная
гимнастика
Вокально – хоровые
упражнения
Разучивание песни
Упражнения на
развитие речевого и
певческого
дыхания.
Хоровое пение
Артикуляционная и
дикционная
разминка.
Разучивание песни.
Хоровое пение
Ансамблевое и
сольное пение
Работа над текстом.
Пластическое
интонирование.
Движение под
музыку.
Слушание
различных
интерпретаций
исполнения.
8.
Ритм
3
Комбинированное
занятие
9.
Сценодвижение
3
демонстрация с
помощью
музыкального
сопровождения
Комбинированное
занятие
демонстрация с
помощью видео и
аудио материала
10. Репертуар
3
Комбинированное
занятие
Вокально –
ритмические
упражнения.
Хоровое пение.
Движения под
музыку.
Разучивание песни.
Элементы
театрализации
Слушание.
Хоровое пение
демонстрация с
помощью видео и
аудио материала
11. Концертная
деятельность
4
12. Отбор лучших
номеров,
репетиции.
Анализ
выступлений
4
Итого
Комбинированное
занятие с
помощью муз.
Сопровождения и
фортепиано
Комбинированное
занятие
я с помощью
музыкального
сопровождения и
фортепиано
34
Обучение приемам
исполнения
вокального
произведения
Хоровое пение.
Ансамблевое пение
Работа над текстом.
Разучивание песен.
Упражнения для
дикции,
артикуляции.
Анализ исполнения.
Понимание стиля и
музыкального
образа.
Календарно - тематический план занятий на 2023–
2024учебный год
1 - 3 класс
№
п/
п
1.
Тема
2.
Знакомство с правилами пения
3.
5.
Пение специальных
упражнений для голоса и слуха
Формирование правильных
навыков дыхания
Дикция и артикуляция
6.
Ансамбль, унисон
7.
8.
Музыкально – исполнительская
работа
Ритм
9.
Сценодвижение
4.
Кол – во
часов
(теория)
Кол – во Дата Дата
часов
план. факт.
(практ.)
Вводное занятие
10. Репертуар
11. Концертная деятельность
12. Отбор лучших номеров,
репетиции. Анализ
выступлений
Итого
34
Календарно - тематический план занятий на 2023 – 2024
учебный год
4 - 5 класс
№
п/
п
1.
Тема
2.
Знакомство с правилами пения
3.
5.
Пение специальных
упражнений для голоса и слуха
Формирование правильных
навыков дыхания
Дикция и артикуляция
6.
Ансамбль, унисон
7.
8.
Музыкально – исполнительская
работа
Ритм
9.
Сценодвижение
4.
Кол – во
часов
(теория)
Кол – во Дата Дата
часов
план. факт.
(практ.)
Вводное занятие
10. Репертуар
11. Концертная деятельность
12. Отбор лучших номеров,
репетиции. Анализ
выступлений
Итого
34
Список литературы
1.Абдуллин
Э.Б.
Теория
и
практика
музыкального
обучения
в
общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики
музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении:
Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной
школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников,
школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения.
Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.:
Просвещение. 1983.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка,
2000.
9.Голубев
П.В.
Советы
молодым
педагогам-вокалистам.
-
М.:
Государственное музыкальное издательство, 1963.
10.Гонтаренко
Н.Б.
Сольное
пение:
секреты
вокального
мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой.
– М., Педагогика, 1970. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –
СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем
(методические
рекомендации)
//
Модернизация
профессиональной
подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ,
2002.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе
дополнительного
образования
//
Материалы
1-й
Международной
межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. –
Екатеринбург, 2001.
23.Полякова
О.И.
Детский
эстрадный
коллектив:
Методические
рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского)
творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы
1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 2931марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной
студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы
изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26.Полякова
О.И.
Проблема
активизация
творческого
мышления
обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского
педагогического государственного университета. Гуманитарные науки:
Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы
вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М.,
2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер
2007.
29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокальнохоровыми коллективами. – М., 1999.
30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. –
Ярославль, 2006;
32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.,
Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы
физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных.
Выпуск XXV.– М. 1975.
35.Тарасов
Г.С.
Психология
музыкального
воспитания.
//Вопросы
психологии. 1991. №2;
36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому
портрету
современного
ребёнка//
образования детей. – М., 1998.
Теория
и
методика
музыкального