МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Приложение 18
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования
(утверждено приказом №276 от 30.08.2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Программирование на Python»
среднее общее образование (10-11 классы)
г. Артемовский, 2023г.
Калина
Лариса
Витальевна
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой, дом
15
Дата: 2023-08-31 09:21:20
Foxit Reader Версия: 9.7.2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и направленность программы. В настоящее время
прослеживается острый кризис квалифицированных кадров в различных сферах рынка
труда. Работодатели, хоть и обращают внимание на область предметных знаний, но все
же отдают предпочтения универсальным навыкам. Подобная позиция связана с
постоянно изменяющимися условиями труда, технологическим прогрессом. Подобные
универсальные навыки (способность работать в команде, многозадачность, творческий
подход, критическое мышление, продуктовое мышление, нацеленность на результат)
вырабатываются в процессе профессионального становления.
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий
является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием
этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к
вступлению в информационное общество, любая профессиональная деятельность в
котором будет связана с информатикой и информационными технологиями. Изучение
данного курса имеет важное значение для развития мышления подростков. В
современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и
использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического,
творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого
операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; открывает
новые возможности для овладения такими современными методами научного познания,
как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д.
Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В
то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в
более широком контексте.
Направленность дополнительной образовательной программы — техническая.
Она заключается в развитии технического и творческого мышления у обучающихся
среднего школьного возраста через разработку алгоритмов в цифровой среде,
взаимодействие с приложениями, сервисами и инструментами вне зависимости от
платформы или интерфейса, формирование навыка определения различных видов
ошибок (логическая, синтаксическая, ошибка среды и ошибка взаимодействия) и
принципах их исправления в процессе разработки с помощью процедур отладки. Также
развитие у детей умения составлять план деятельности, стремления к познавательным
активностям, исследовательских, прикладных способностей, формирование навыков
сотрудничества и коллективной работы в цифровой среде.
Развитие навыков программирования является уникальным способом
формирования интереса учащихся к техническим направлениям деятельности, а также
совершенствования алгоритмического, креативного мышления и навыков проектной
деятельности.
Python – это язык программирования общего назначения, распространяемый с
2
открытыми исходными текстами. Он оптимизирован для создания качественного
программного обеспечения. Язык Python используется сотнями тысяч разработчиков по
всему
миру
в
таких
областях,
как
создание
веб-сценариев,
системное программирование, создание пользовательских интерфейсов, настройка
программных продуктов под пользователя, численное программирование и в
других. ...
Программа «Программирование на Python» представляет собой углубленный
курс по программированию, дающий представление о понятиях структурного
программирования (данных, операциях, переменных, ветвлениях в программе, циклах
и функциях, массивах, файлах). Программа направлена на развитие логического и
пространственного мышления обучающегося, способствует раскрытию творческого
потенциала личности, приобретению практических умений и навыков в области
компьютерных технологий, способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Данная программа относится к углубленному уровню, так как направлена на
овладение знаниями и развитие навыков, она дает возможность ребенку погрузиться в
атмосферу дополнительного образования, попробовать себя в новом лично значимом
виде деятельности. Родителям дает возможность разобраться с логикой
дополнительного образования и наметить линию индивидуального развития своего
ребенка.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности
программа «Программирование на Python» интегрированная, так как объединяет в
целое отдельные образовательные области на основе единства математики и
информатики. Главной целью является приобретение обучающимся теоретических
знаний и практических навыков и компетенций, достаточных для дальнейшего
успешного обучения в системе непрерывного образования: школа – допобразование –
ВУЗ – предприятие. Сущностью программы можно определить как развитие мышления
и формирование мировоззрения в условиях преподавания интегрированного курса
информатики, математики, программирования обучающихся среднего и старшего
звена. Изучение всех этих предметов должно быть не целью, а средством познания
мира, давать возможность обучающимся проникать в сущность изучаемых проблем. В
теории интеграции в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи,
взаимопроникновения математики и информатики, что предполагает качественное
изменение в параметрах нового объекта. В школьном курсе информатики вопросы
программирования рассматриваются лишь в ознакомительном плане и на это
выделяется недостаточное количество часов, как следствие – формальное восприятие
обучающимися основ современного программирования. Образовательная программа
«Программирование на Python» направлена на устранение данного пробела.
Отличительные особенности программы и новизна. Отличительной
особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся
навыков поиска собственного решения поставленной практической
задачи,
3
представленную в виде адаптированного кейса из реальной жизни, составления
алгоритма решения и его реализации с помощью средств программирования. Для этого,
учащиеся проходят через следующие этапы: определяют и составляют
последовательность действий, ведущую к цели, и записываю ее с помощью
формального языка. Полученные знания учащиеся
применяют при создании собственных проектов, которые защищаются перед другими
учениками, педагогами и родителями.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми среднего школьного
возраста является стремительно развивающейся методикой в образовании во всем мире.
С ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут
способствовать качественному улучшению обучения ребенка в школе.
Адресат программы. Программа ориентирована на дополнительное
образование обучающихся 16-18 лет, интересующихся программированием.
На изучение программирования на язые Python отводится 68 часов: в 10 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Основной формой обучения являются групповые занятия. В основе
образовательного процесса лежит проектный подход.
1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
2.1. Объем программы
2.2. Учебный план
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практичес
кие работы
0
0
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
Дополнитель
ная
информация
Раздел 1. Введение в Python
1.1
Инструкции и
структура
программы.
2
4
1.2
Установка
Python. Вввод и
вывод данных.
Итого по разделу
2
0
1
4
Раздел 2. Типы данных и операции
2.1
Переменные.
Операторы.
4
0
2
2.2
Типы данных.
Преобразование
типов. Различия
типов данных.
Базовые
функции
(abs,round, int,
math)
8
1
4
Итого по разделу
12
Раздел 3. Инструкции и синтаксис
3.1
Условный
оператор if,
Альтернативны
й условный
оператор elif,
else.
4
0
2
3.2
Циклы while.
Цикл for.
Обработка
включений.
Функция
random.
Случайные
числа.
9
1
5
Итого по разделу
13
Раздел 4. Функции и модули в программировании
4.1
4.1. Встроенные
и
пользовательские
функции.
Создание
функций.
Функции,
возвращающие
результат.
6
3
5
4.2
Строки,
последовательн
ость символов.
Доступ по
индексу. Длина
строки и
отрицательные
индексы.
Преобразование
типов.
Применение
цикла для
обхода строки.
Срезы строк.
Сравнение
строк.
Итого по разделу
12
1
6
18
Раздел 5. Сложные типы данных
5.1.
Списки. Срезы
списков. Решение
задач со
списками
7
5
5.2.
Матрицы
2
1
5.3.
Словари
2
1
5.4.
Множества в
языке Python
2
1
1
Итого по разделу
13
Раздел 6. Написание
и отладка программ.
Самостоятельная
работа
5
Резервное время
2
1
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
4
41
6
6
2.3. Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в Python
1.1. Инструкции и структура программы.
Техника безопасности. История создания. Области применения и перспективы.
Инструкции и структура программы. Основы Алгоритмизации. Достоинства языка.
1.2. Установка Python. Ввод и вывод данных.
Установка Python. Доступ к документации. Основы ввода и вывода данных.
Первая программа на языке Python. Основы Алгоритмизации.
Практическая работа: Решение задач для развития логики и понимания работы
алгоритма. Установка программы Python. Написание первой программы вывод на
экран.
Раздел 2. Типы данных и операции
1.1. Переменные. Операторы.
Переменные. Оператор присваивания. Имена переменных и ключевые слова.
Выражения. Операции. Порядок выполнения операций. Математические функции.
Композиция. Ввод и вывод. Ввод данных с клавиатуры. Вывод данных на экран.
Практическая работа: Решение задач на элементарные действия с числами.
Создание программы простейший калькулятор.
1.2. Типы данных. Базовые функции для работы с различными типами
данных.
Типы данных. Преобразование типов. Различия типов данных. Базовые функции
(abs,round, int, math)
Практическая работа: Решение математических задач с использованием функции
import math.
Раздел 3. Инструкции и синтаксис
3.1. Условные операторы if, elif, else.
Логический тип данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные
выражения (логические операции and, or, not). Условный оператор. Альтернативное
выполнение. Примеры решения задач с условным оператором. Множественное
ветвление. Реализация ветвления в языке Python.
Практическая работа: Практическое закрепление знаний по условным
операторам. Создание программ.
3.2. Циклы while, for. Обработка исключений. Случайные числа.
7
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с
условием. Оператор цикла while. Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла
while. Обновление переменной. Краткая форма записи обновления. Примеры
использования циклов. Оператор цикла с параметром for. Операторы управления
циклом. Пример задачи с использованием цикла for. Вложенные циклы. Циклы в
циклах. Случайные числа. Функция randrange. Функция random. Примеры решения
задач с циклом.
Практическая работа: Числа Фибоначчи. Решение задачи с циклом for. Создание
игры угадай число. Повторение пройденного.
Раздел 4. Функции и модули в программировании
4.1. Встроенные и пользовательские функции.
Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные
переменные. Поток выполнения. Функции, возвращающие результат. Анонимные
функции, инструкция lambda. Примеры решения задач с использованием функций.
Рекурсивные функции. Вычисление факториала.
Практическая работа: Создание игры русская рулетка. Создание всех ранее
созданных программ с использованием функций.
4.2. Строки - последовательности символов.
Составной тип данных - строка. Доступ по индексу. Длина строки и
отрицательные индексы. Преобразование типов. Применение цикла для обхода строки.
Срезы строк. Строки нельзя изменить. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string.
Операторы для всех типов последовательностей (строки, списки, кортежи). Примеры
решения задач со строками.
Практическая работа: Написание программ. Работа со строками.
Раздел 5. Сложные типы данных
5.1. Списки. Срезы списков.
Списки. Тип список (list). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список.
Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков.
Срезы списков. Удаление списка. Клонирование списков. Списочные параметры.
Функция range. Списки: примеры решения задач.
Практическая работа: Написание программ. Работа со списками.
5.2. Матрицы
Матрицы. Вложенные списки. Матрицы. Строки и списки. Генераторы списков в
Python.
8
Установка Python. Доступ к документации. Вввод и вывод данных. Первая
программа на языке Python.
Практическая работа: Создание программ. Практическое закрепление
полученных знаний.
5.3. Кортежи
Кортежи. Присваивание кортежей. Кортежи как возвращаемые значения.
Практическая работа: Создание программ. Практическое закрепление
полученных знаний.
5.4. Словари
Введение в словари. Тип словарь (dict). Словарные операции. Словарные методы.
Практическая работа: Создание программ. Практическое закрепление
полученных знаний.
5.5. Множества в языке Python
Множества в языке Python. Множества. Множественный тип данных. Описание
множеств. Операции, допустимые над множествами: объединение, пересечение,
разность, включение. Оператор определения принадлежности элемента множеству.
Практическая работа: Создание программ. Практическое закрепление
полученных знаний.
Раздел 6. Написание и отладка программ. Самостоятельная работа
Практическая работа: Стиль программирования. Отладка программ.
9
2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1. Список литературы, используемой педагогом
Основная:
1. Клейнберг Дж. Алгоритмы: разработка и применение. СПб: Питер, 2016. - 800 с.
2. Златопольский Д. М. Основы программирования на языке Python. – М.: ДМК
Пресс, 2017. – 284 с.: ил.
Дополнительная:
1. Луц М. Изучаем Python. СПб: Симво-плюс, 2011. - 1280 с.
2. Паронджанов В.Д. Учись писать, читать и понимать алгоритмы. М: Ямб, 2012.
– 520 с.
3. Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию. СПб: БХВПетербург, 2011. - 295 с.
4. ООП на Python: концепции, принципы и примеры реализации [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://proglib.io/p/python-oop/
4.2. Список рекомендуемой литературы для обучающихся
Основная:
1. Свейгар.Эл. Учим python, делая крутые игры M: Эксмо, 2018. – 416 с.
2. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования. М.: Академия,
2016. - 304 с.
Дополнительная:
5. Луц М. Изучаем Python. СПб: Симво-плюс, 2011. - 1280 с.
6. Уроки по Python для начинающих [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://pythonru.com/uroki/vvedenie-uroki-po-python-dlja-nachinajushhih
7. Алгоритмизация. Программирования Python 3 [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://stepik.org/course/7215/promo
10