РП ОДНКР, 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 2 к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ №12», утвержденной приказом
директора МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020
№ 175

Калина
Лариса
Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
основное общее образование
(5 класс)

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась, город
Артемовский, улица Терешковой, дом 15
Дата: 2022-11-28 11:49:56
Foxit Reader Версия: 9.7.2

I.
Планируемые результаты изучения внеурочного урса ОДНКНР
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность
данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности
поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач, общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение следующих образовательных
задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.

- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения
человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.

Работать с текстами на нравственно-этические темы.

II.

Содержание учебного предмета

Введение в предмет.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ.
Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг,
гимн. Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета,
их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм
морали. Достоинство и благородство.
Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их
выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений
учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в
честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков.
Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление
сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных
отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость.
Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление
милосердия в классе, школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение
действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности,
передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки.
Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и
помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые
рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести.

Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и
честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство,
патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение».
Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры
религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее
свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и
доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности.
Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных
ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим
путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта,
дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся.
Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями
нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена
человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба
со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность,
сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели
развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания,
правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения.
Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического.
Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения
сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения,
беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи.
Правила разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика.
Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе.
Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Защита проектов.
Обобщение курса.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.

Тематическое планирование:
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Введение в предмет
Гражданин России
Порядочность
Совесть
Доверие и доверчивость
Милосердие и сострадание
Правда и ложь
Традиции воспитания
Честь и достоинство
Терпимость и терпение
Мужество
Равнодушие и жестокость
Самовоспитание
Учись учиться
Речевой этикет
Мои права и обязанности
Защита проектов

III.

Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

1

Введение в предмет

2

Гражданин России

3

Порядочность

4

Совесть

5

Доверие и доверчивость

6

Милосердие и сострадание

7

Правда и ложь

8

Традиции воспитания

9

Честь и достоинство

10

Терпимость и терпение

11

Мужество

12

Равнодушие и жестокость

13

Самовоспитание

14

Учись учиться

15

Речевой этикет

16

Мои права и обязанности

17

Защита проектов

Плановые сроки
прохождения

Скорректированные
сроки прохождение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».