МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение № 2 к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ №12», утвержденной приказом
директора МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020
№ 175
Калина
Лариса
Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
основное общее образование
(5 класс)
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась, город
Артемовский, улица Терешковой, дом 15
Дата: 2022-11-28 11:49:56
Foxit Reader Версия: 9.7.2
I.
Планируемые результаты изучения внеурочного урса ОДНКНР
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность
данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности
поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие
школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский
народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач, общения с учетом особенностей собеседников и ситуации
общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном
виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение следующих образовательных
задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
Высказывать предположения о последствиях безнравственного поведения
человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с текстами на нравственно-этические темы.
II.
Содержание учебного предмета
Введение в предмет.
Гражданин России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ.
Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг,
гимн. Россия – многонациональное государство.
Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета,
их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм
морали. Достоинство и благородство.
Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их
выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений
учеников класса, школы.
Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в
честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков.
Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление
сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных
отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость.
Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление
милосердия в классе, школе.
Правда и ложь.
Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение
действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности,
передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки.
Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и
помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые
рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести.
Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и
честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство,
патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение».
Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры
религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее
свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и
доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.
Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности.
Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных
ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим
путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта,
дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся.
Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями
нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена
человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба
со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность,
сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели
развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.
Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания,
правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения.
Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического.
Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения
сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения,
беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи.
Правила разговора по телефону.
Мои права и обязанности.
Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика.
Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе.
Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Защита проектов.
Обобщение курса.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.
Тематическое планирование:
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Введение в предмет
Гражданин России
Порядочность
Совесть
Доверие и доверчивость
Милосердие и сострадание
Правда и ложь
Традиции воспитания
Честь и достоинство
Терпимость и терпение
Мужество
Равнодушие и жестокость
Самовоспитание
Учись учиться
Речевой этикет
Мои права и обязанности
Защита проектов
III.
Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема
1
Введение в предмет
2
Гражданин России
3
Порядочность
4
Совесть
5
Доверие и доверчивость
6
Милосердие и сострадание
7
Правда и ложь
8
Традиции воспитания
9
Честь и достоинство
10
Терпимость и терпение
11
Мужество
12
Равнодушие и жестокость
13
Самовоспитание
14
Учись учиться
15
Речевой этикет
16
Мои права и обязанности
17
Защита проектов
Плановые сроки
прохождения
Скорректированные
сроки прохождение