МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение № 9 к основной образовательной
программе основного общего образования МАОУ
«СОШ №12», утвержденной приказом директора
МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020 № 175
Калина
Лариса
Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Прикладная математика»
основное общее образование
(8 класс)
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2022-10-07 12:03:22
Foxit Reader Версия: 9.7.2
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива,
находчивость, активность при решении математических задач
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической
терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с
обыденного языка на математический и обратно
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических
рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
УД
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения
цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта)
разрабатывать простейшие алгоритмы
на материале выполнения действий с
натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и
отрицательными числами
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план)
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета
определять возможные источники необходимы сведений, анализировать найденную
информацию и оценивать ее достоверность
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения
своих целей
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
давать определения понятиям
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т. д.)
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его
понимая
позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории)
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
К концу изучения курса внеурочной деятельности «За страницами учебника
математики» учащиеся получат возможность:
освоить основные приёмы и методы решения
нестандартных
задач
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность,
вырабатывать собственный метод решения
успешно выступать на математических олимпиадах, конкурсах, конференциях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с
использованием различных приемов
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с
реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
Обучающиеся научаться:
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при
вычислениях устные и письменные приемы
• выполнять сравнение и упорядочивание чисел на координатной прямой
• уметь находить отношения между величинами, решать задачи на пропорции
• решать основные задачи на проценты: нахождение числа по его проценту, процента
от числа, процентное отношение двух чисел, а также более сложные задачи
• с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду,
решать такие уравнения
•
использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при
решении уравнений
•
решать простейшие линейные уравнения с параметрами
• решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной
формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения
• решать комбинаторные задачи перебором вариантов и с помощью графов
• применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение
числа объектов или комбинаций
• распознавать
задачи на определение числа перестановок и выполнять
соответствующие вычисления
• находить среднее арифметическое, моду, медиану, наибольшее и
наименьшее
значение числовых наборов
• выполнять преобразования буквенных выражений
• выполнять деление многочлена на многочлен «уголком»
• возводить двучлен в степень.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять основные правила решения диофантовых уравнений
• решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки
и сложения
•
Учебно – тематический план
№
Название раздела
1
2
3
4
5
6
Действительные числа
Уравнения с одной переменной
Комбинаторика. Описательная статистика
Буквенные выражения. Многочлены
Уравнения с двумя переменными
Итоговое занятие
Итого
Количество
часов
5
9
9
6
4
1
34
П. Содержание учебного предмета
Раздел I. Действительные числа (5 часов)
1. Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения.
2. Сравнение числовых выражений. Координатная прямая, сравнение и упорядочивание
чисел.
3. Пропорции. Решение задач на пропорции.
4. Проценты. Основные задачи на проценты. Практическое применение процентов.
Раздел II. Уравнения с одной переменной (9 часов)
1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных
уравнений с одной переменной.
2. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих
неизвестное под знаком модуля.
3. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
4. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
1.
2.
Раздел III. Комбинаторика. Описательная статистика (9 часов)
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов.
Комбинаторное правило умножения
Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок.
Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода,
медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены(6 часов)
Преобразование буквенных выражений.
Деление многочлена на многочлен «уголком».
Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Раздел V. Уравнения с двумя переменными(4 часа)
Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение
диофантовых уравнений к практическим задачам.
Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений
различными способами.
Итоговое занятие (1 час)
Освоение курса внеурочной деятельности завершается итоговым тестированием и
анкетированием.
III.Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п
1
2
3
4-5
6
7-8
9-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
Наименование занятия (игры)
Числовые выражения
Сравнение числовых выражений
Пропорции
Проценты
Уравнения с одной переменной
Решение линейных уравнений с модулем
Решение
линейных
уравнений
с
параметрами
Решение текстовых задач
Решение
комбинированных
задач
перебором вариантов
Решение комбинаторных задач с помощью
графов
Комбинаторное правило умножения
Перестановки. Факториал
Статистические характеристики набора
данных
Преобразование буквенных выражений
Деление многочлена на многочлен
Плановые сроки
прохождения
Скорректирова
нные сроки
прохождение
28-29
30-31
32-33
34
Возведение
двучлена
в
степень.
Треугольник Паскаля
Линейные диофантовы уравнения
Системы линейных уравнений с двумя
переменными
Итоговое занятие