РП Практикум по обществознанию, 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 12 к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ №12», утвержденной приказом
директора МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020
№ 175

Калина
Лариса
Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию»
основное общее образование
(9 класс)

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 12:11:45
Foxit Reader Версия: 9.7.2

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а
также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими
нарушения слуха; 2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования; способность к
осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3) для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия
в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере
интересов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Учебный план
№
п\п

Название раздела, темы.

Количество часов

всего

теоретическ практические
ие занятия занятия

1

Введение

2

Общество и человек

3

3

3

3

Политикоправовая сфера

4

4

4

4

Экономическая сфера

4

4

4

5.

Социальная сфера

3

3

3

6
7.

Духовная сфера
Итоговое занятие

2
1

2

2
1

П. Содержание учебного курса
Введение
Обществознание как знание и как наука.
Различные виды источников. Способы описания и объяснения обществознания.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в
государственном образовательном стандарте по обществознанию. Основные структурные
и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме
ГИА.
Общество и человек Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их
взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы.
Эволюция и революция. Развитие общества Типология обществ. Прирожденные и
приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка.
Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления.
Роль моральных норм и духовных.

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и
военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства.
Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социальнопсихологический процесс общения.
Политикоправовая сфера
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти.
Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание,
правительство.
Демократический и недемократический режимы. Источники власти. Классификация
форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет.
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и
движения Многопартийность.
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права. Право и закон. Конституция —
Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство.
Правонарушения. Правоохранительные органы.
Экономическая сфера
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в
развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об
информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности.
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка.
Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на
производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная
модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция
производителей
и
продавцов.
Экономическое
содержание
и
функции
предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе.
Государственный бюджет, бюджет семьи. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы
и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход.
Социальная сфера
Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение
конфликтов в развитии общества.
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Меж поколенная связь и
поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности
кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.
Духовная сфера
Материальная и нематериальная культура. Её состав и структура. Элементы культуры
и культурный комплекс. Формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры.
Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства
распространения. Понятие о доминирующей культуре.
Итоговое занятие
Чему мы научились

Ш. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование занятия

Введение. Общество и человек
1.
2.

Человек, природа общество.
Личность и социальная среда

3.

Межличностные отношения,
общение
Политико– правовая сфера.

5.

Власть. Органы государственной
власти Российской Федерации
Политические режимы

6.

Государство, формы правления.

7.

Право.

4.

Экономическая сфера

10.

Экономика её роль в жизни
общества
Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательство.
Бюджет. Налоги. Деньги.

11.

Труд, занятость, безработица.

8.
9.

Социальная сфера

13.

Социальная структура. Социальные
отношения.
Этнос, нации, народности.

14.

Семья как малая группа.

12.

Духовная сфера
15.

Культура.

16.

Наука и образование
Итоговое занятие

17.

Чему мы научились.

Плановые сроки
прохождения

Скорректированные
сроки прохождение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.