РП Говори грамотно, 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 13 к основной образовательной
программе начального общего образования
МАОУ «СОШ №12», утверждённой приказом
директора МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020
№175

Калина
Лариса
Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Говорите грамотно»
основное общее образование
(9 класс)

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2022-10-07 12:18:57
Foxit Reader Версия: 9.7.2

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Русская словесность» направлено
на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с
возрастом учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. В
процессе занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие
результаты:
Личностные УУД :
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры
своего народа;
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
• использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных
на изучении выдающихся произведений российской культуры, мировой культуры;
• формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные УУД: применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативные УУД: владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах,
обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.

Регулятивные УУД:

•

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, интернет-ресурсы; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению
и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
Познавательные УУД:
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать свое отношение к фактам, явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом,
рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных
средств аргументации
Выпускник научится/получит возможность научиться:
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией.
• овладение учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности.
.

П. Содержание учебного предмета
1. Знакомство с демоверсией устного собеседования по русскому языку и
критериями оценивания. Основные аспекты культуры речи: нормативный,

коммуникативный. (1 ч.) Анализ демоверсии устного собеседования, состоящего из 4
заданий разного характера. Знакомство учащихся с критериями и требованиями к каждому
заданию. Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Определение литературного языка как
высшей формы национального русского языка. Нормативный аспект – правильность речи…
Коммуникативный аспект предполагает навыки отбора и употребления языковых средств.
2. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические.
Качества речи: точность, чистота, понятность, богатство. (1ч.) Норма как
общепринятые в общественно-речевой практике правила произношения, грамматики.
Орфоэпия. Расстановка ударения в словах. Правильное словоупотребление. Редактирование
предложений. Паронимы и омонимы в речи. Чистота речи на примере произведений А.С.
Пушкина. Выразительное чтение текста.
3. Слова-паразиты. Бранные слова. Почему нужно их избегать. Книжная и
разговорная речь. (1ч.) Почему слова-паразиты усложняют процесс восприятия речи? Какие
слова относятся к паразитам? Диалекты. Отличия книжной речи от разговорной. Сфера и
уместность употребления.
4. Многозначность слова. Синонимы. Фразеологизмы. Крылатые слова .
Красноречие. Образность речи.(1 ч.) Что такое многозначность, каковы ее функции?
Обогащение речи фразеологизмами и крылатыми словами и выражениями. Принципы
ораторского искусства. Сфера использования ораторской речи.
5. Тропы. Фигуры речи. Творческая работа.(1 ч.) Анафора, антитеза, оксюморон,
риторический вопрос, умолчание, эпифора. Определение фигур речи в отрывках. Составить
речи, используя не менее 5 фигур речи и тропов.
6. Формирование норм литературного языка. Акцентологические нормы (1 ч.)
Правильность речи. Виды норм. Вариантность нормы. Динамика нормы. Степени
нормативности. Ударение в русском языке. Омографы. Изменение орфоэпических норм
7. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. (1 ч.) Нормы, находящиеся за
пределами литературной речи. Управление. Порядок слов
8. Урок-практикум «Я говорю правильно». Текст как основа высказывания (1 ч.)
Составление вопросов и проведение викторины «Говори правильно».Признаки текста.
Особенности построения. Виды связи предложений. Речевые ошибки.
9. Основная мысль текста. (1 ч.) Анализ текста. Определение основной мысли: для
чего создан текст, чему учит, что автор хочет донести до читателя.
10 Виды пауз. Логическое ударение.(1ч.) Пустые паузы, паузы обдумывания,
сценические паузы. Речевые такты.
11. Интонация – отличительный признак устной речи. Типы интонации. (1ч.) Роль
интонации в речи. Акустические компоненты интонации. Интонационная конструкция. Типы
ИК.
12. Выразительное чтение текста. Типы речи, их особенности (1 ч.) Чтение
отрывка текста из жизни выдающегося человека в соответствии с требованиями задания №1 .
Описание, повествование и рассуждение. Морфологические особенности типов.
13. Особенности цитирования. Речевое оформление цитаты. . Пересказ с
цитированием Словарный запас человека: способы развития. (1 ч.) Правила использование
чужой речи в тексте. Способы цитирования. Использование цитат в монологической речи.
Практическая работа по текстам устного собеседования по русскому языку. Словарный запас
как составляющая часть речевого портрета. Методы увеличения активного словарного запаса:
общение, чтение вслух, пересказ близко к тексту, работа со словарем синонимов.

14 .Культура монологической речи. Композиция монологической речи. Анализ
текста (1 ч.) Основные этапы подготовки монологической речи. Композиция
монологической речи. Составление выступления на тему «Разрешите представиться».Анализ
текстов различных типов речи. Описание фотографии.
15. Речевой этикет. Обращение в русском речевом этикете. (1 ч. ) Деловой этикет.
Национальная специфика речевого этикета.Этикет в повседневной обстановке, в
школе.Функции обращения. Эмоционально окрашенные обращения.
16. Диалог, умение отвечать на вопросы. Практическая работа в парах.
Составление текста интервью (1 ч. ) Диалог как форма речи. Функции диалога, правила
оформления и составления. Составление диалога по предложенным темам. Особенности
составления вопросов для интервью. Работа в парах.
17 .Публичные выступления учащихся. (1 ч.) Защита текстов устного характера на
определенные темы, данные заранее (высказывания классиков).

Ш. Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Наименование занятия (игры)

9.

Знакомство с демоверсией устного
собеседования по русскому языку и
критериями оценивания. Основные
аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный.
Основные виды языковых норм:
орфоэпические,
лексические,
грамматические.
Качества
речи:
точность,
чистота,
понятность,
богатство.
Слова-паразиты. Бранные слова. Почему
нужно их избегать. Книжная и
разговорная речь.
Многозначность слова. Синонимы.
Фразеологизмы.
Крылатые
слова
Красноречие. Образность речи.
Тропы. Фигуры речи. Творческая работа.
Формирование норм литературного
языка. Акцентологические нормы.
Морфологические
нормы.
Синтаксические нормы.
Урок-практикум «Я говорю правильно».
Текст как основа высказывания
Основная мысль текста.

10.

Виды пауз. Логическое ударение.

11.

Интонация – отличительный признак
устной речи. Типы интонации
Выразительное чтение текста. Типы
речи, их особенности.

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

12.

Плановые сроки
прохождения

Скорректированные
сроки прохождение

13.

14.

15.
16.

17.

Особенности цитирования. Речевое
оформление
цитаты. Пересказ
с
цитированием.
Словарный
запас
человека: способы развития.
Культура
монологической
речи
Композиция монологической речи.
Анализ текста.
Речевой этикет Обращение в русском
речевом этикете.
Диалог, умение отвечать на вопросы
Практическая
работа
в
парах.
Составление текста интервью.
Публичные выступления учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».