РП Практическое право, 8-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 17 к основной образовательной
программе основного общего образования
МАОУ «СОШ №12», утвержденной приказом
директора МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020
№ 175

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 12:27:15
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практическое право для школьников»
основное общее образование
(8-9 класс)

1

I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение детьми курса внеурочной деятельности «Право» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта. Материал занятий подобран в соответствии с возрастом
учащихся и с задачами формирования личности на разных ступенях еѐ развития. В процессе
занятий по данной программе у учащихся будут сформированы следующие результаты
Личностные УУД:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные УУД:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
творческих формах; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
•
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
•
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и
природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
•
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук
•
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических
и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы
•
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
•
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
•
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
•
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
•
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
2

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
определять биосоциальную сущность человека
•
основные этапы и факторы социализации личности
•
место и роль человека в системе общественных отношений
•
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
•
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
•
основные социальные институты и процессы
•
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Обучающийся получит возможность научиться:
•
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
•
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
•
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и
природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
•
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук
•
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических
и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы
•
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
•
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
•
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию,
рецензию, реферат, творческую работу
•
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Учебный план
Количество
№
Название темы
часов
1.
Что такое право
5
2.
5
Правоотношения
4

4.

Государство
Право и человек

5.

Право и государство

9

6

Человек и государство

6

3.

5

3

П. Содержание учебного предмета
Тема 1. Что такое право (5ч)
Социальная норма — правило поведения. Виды социальных норм (религиозные,
моральные, правовые и т. д.). Право в системе социальных норм. Отличие правовой нормы
от иных социальных норм. Источник права — официальный документ, принятый
государством. Система законодательства. Конституция — основной закон государства.
Кодексы. Законы. Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения
Правительства, нормативные акты министерств). Договоры.
Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы — гипотеза, диспозиция,
санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах.
Как найти нужный закон. Порядок официального опубликования закона
(«Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). Основные реквизиты закона.
Компьютерные информационные правовые системы. Кодексы и их структура.
Тема 2. Правоотношения (5 ч)
Регулирование общественных отношений правовыми нормами. Юридические факты.
События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический
состав. Понятие субъекта и объекта права. Понятие правоспособности и дееспособности.
Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные
субъекты (государство, муниципальные образования, юридические лица).
Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность
юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и
должностных лиц. Противоправное поведение и правонарушение. Признаки
правонарушения. Состав правонарушения. Преступление. Формы вины (умысел,
неосторожность). Виды преступлений. Проступок. Виды проступков (правонарушений):
гражданский, административный, дисциплинарный.
Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической
ответственности (гражданская, уголовная, административная)
Тема 3. Государство (4ч)
Организация политической власти. Формы политико-правового режима, разновидности
форм правления и государственного устройства. Верховенство права в государстве.
Гражданское общество и его основные черты.
Тема 4. Право и человек (5ч)
Права и свободы человека. Права человека в историческом контексте. Всеобщая
Декларация прав человека. Международные документы по правам человека. Правовое
положение человека. Защита прав в РК, уполномоченный по правам человека в РК.
Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.
Тема 5. Право и государство (9ч)
Главный закон страны. Место Конституции в правовой системе страны.
Конституция РК. Международное право. Принципы и нормы международного права.
Совет Европы.

4

Европейский Суд по правам человека. Как принимаются законы. Подготовка и
рассмотрение законопроекта. Право законодательной инициативы. Подписание и
обнародование закона. Вето президента.
Организация государственной власти. Система и полномочия законодательной,
исполнительной и судебной власти в России. Статус и полномочия Президента РФ.
Структура и компетенции высшего представительного и законодательного органа:
Федеральное собрание
(функции палат: Совета Федерации и Государственной Думы). Исполнительная
власть: полномочия и основные направления деятельности
Правительства РФ. Органы государственной власти в РК. Представительные
законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Органы
местного самоуправления и их компетенция. Местное самоуправление муниципальных
образований, городских, сельских поселений. Местное самоуправление и его роль в жизни
общества. История местного самоуправления в России. Принципы местного
самоуправления (организационная обособленность, самостоятельность в решении вопросов
местного значения).
Основные принципы деятельности судебной власти и
правоохранительных органов. (Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший
арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные (городские)
суды). Суд присяжных в составе
областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры
(Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ; нижестоящие
прокуратуры).
Органы внутренних дел (милиция — криминальная и общественной безопасности,
подразделения предварительного следствия, учреждения системы исполнения наказаний и
т.д.). Правоохранительные органы в РК.
Тема 6. Человек и государство (6ч)
Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства.
Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства
по регистрации, рождению. Прием в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор
гражданства. Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Права и
обязанности, которые принадлежат только гражданину государства.
Документы, удостоверяющие гражданство.
Право избирать и быть избранным. Принципы избирательного права, закрепленные в
Конституции РФ. Порядок подготовки и проведения выборов в РФ. Общественные
объединения. Формы и виды общественных объединений.
Общественные организации, общественные движения, общественные фонды. Органы
общественной самодеятельности. Молодежные и детские общественные объединения.
Профессиональные союзы и их значение. Политические партии в общественной жизни
страны.
Конституционные обязанности человека и гражданина.
Налоговые правоотношения. Налоговое правонарушение и налоговая ответственность
Особенности налоговой системы России. Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговые правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Воинская обязанность. Понятие воинского учета. Призыв на военную службу.
Освобождение и отсрочка от военной службы. Порядок поступления на военную
службу по контракту. Альтернативная гражданская служба.

5

Ш. Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Наименование занятия (игры)

Раздел 1 Что такое право
1

Социальная норма — правило поведения.

2

Право в системе социальных норм.

3

Источник права. Система законодательства.

4

Подзаконные акты . Договоры.

5

Элементы правовой нормы — гипотеза,
диспозиция, санкция.
Раздел 2 Правоотношения

8

Регулирование общественных отношений
правовыми нормами
Понятие субъекта и объекта права. Понятие
правоспособности и дееспособности
Преступление. Формы вины

9

Проступок.

10

Принципы юридической ответственности.

6
7

11
12

Раздел 3. Государство
Организация политической власти
Формы политико-правового режима,
разновидности форм правления и
государственного устройства

13

Верховенство права в государстве.

14

Гражданское общество и его основные черты

15

Раздел 4 Право и человек
Права и свободы человека.

16

Права человека в историческом контексте

17

Международные документы по правам
человека.

18

Декларация прав ребенка.
6

Плановые Скорректиров
сроки
анные сроки
прохождени прохождение
я

19

Развитие положений
Конвенции о правах ребенка в российском
законодательстве
Раздел 5. Право и государство

20

Главный закон страны. РК. Как принимаются
законы.

21

Международное право.

22

Подготовка и рассмотрение законопроекта.

23

Организация государственной власти.

24

Структура и компетенции высшего
представительного и законодательного
органа:

25

Исполнительная власть: полномочия и
основные направления деятельности
Правительства РФ.

26

Органы местного самоуправления и их
компетенция.

27

Основные принципы деятельности судебной
власти и правоохранительных органов.

28

Основные
вопросы местного значения и механизм их
правового решения.
Правоохранительные органы в РК
Раздел 6 Человек и государство.

29

Принципы гражданства.

30

Основания приобретения гражданства.

31

Выбор гражданства. Основания
прекращения гражданства.

32

Право избирать и быть избранным.
Принципы избирательного права,
закрепленные в Конституции РФ.

33

Формы и виды общественных объединений.

34

Конституционные обязанности человека и
гражданина.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».