МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение к адаптированной основной
образовательной
программе начального
общего образования для обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ
«СОШ №12», утверждённой
приказом
директора
МАОУ
«СОШ
№12»
от10.07.2020 №175
Калина
Лариса
Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Чтение»
(4 класс, по варианту 8.1)
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 12:46:00
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Планируемые результаты освоение учебного предмета
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой
роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс
обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и
любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических
операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в
различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей
обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются
на различных этапах обучения.
Регулятивные УД:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.).
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место
самостоятельно.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.
Познавательные УД:
Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
самостоятельно.
Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски самостоятельно.
Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные УД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2.Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3.Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать
очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УД:
1.Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и
общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного
поведения дома, в школе, на улице и на транспорте.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие основных мыслительных операций;
Развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления;
Коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы;
Обогащение словаря;
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В конце учебного курса учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст целыми словами;
- выразительно читать тексты: соблюдать паузы между предложениями, ставить логические
ударения, соблюдать необходимую интонацию;
- выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и
смысл прочитанного;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план;
- выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;
- выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины
природы;
- делать самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказывать по аналогии с
прочитанным;
- заучивать стихотворения, басни;
- читать доступные детские книги, газеты, журналы, отвечать по содержанию, рассказывать
отдельные эпизоды прочитанного.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 – 10 стихотворений;
- наизусть 1 басню.
Содержание учебного предмета
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки,
потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и
зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни
детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и
безнравственное в этих отношениях. Рождественские рассказы.
статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу
время- потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на
добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные
истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильного ударения. Переход на чтение целыми словами.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми
слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со
сложными слоговыми структурами.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца
предложения, вопросительной и восклицательной интонации, интонации перечисления.
Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого
(радость, грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон
голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям и
драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку.
Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное
состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как
можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение
произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие
умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю,
одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти
речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися
непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя
в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное
выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к
произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного
автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием
приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с
эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу
и др.) Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь,
можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.).
Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и
выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание
заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки.
Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Тематическое планирование по чтению 4 класс.
№
Тема
К-во
часов
1
2
3-4
5
6
7
8
9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19
20
21-22
Стихи об осени.
А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»
По М. Пришвину «Старый гриб» (в 2х частях)
Е.Носов «Хитрюга». Н.Сладков «Осень».
Г.Снегирёв «Бурундук».
Считалки.
Л.Пантелеев «Карусели».
Д.Хармс «Игра». (Отрывок).
В.Левин «Чудеса в авоське».
Н.Носов «Затейники».
«Не моё дело!»(Китайская сказка)
И.Крылов «Чиж и Голубь».
Л.Толстой «Два товарища».
Л.Пантелеев «Трус».
Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».
В.Сафронов «Подвиг».
Ю.Ермолаев «Силач». 1 часть.
Ю.Ермолаев «Силач». 2 часть.
К.Киршина «Вот какая история». Работа над
рассказом.
По Я. Длуголенскому «Как подружились Вова и
Боря».
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
23
1
Дата
план
факт
24
25-26
27-28
29
30-31
32
33
34
35
36
37-38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48-49
50
51
52
53-54
55
56-57
58
59-60
61
62
63-64
65-68
А.Барто «В театре».
Повторяем прочитанное.
Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская
сказка). Работа над сказкой.
С.Прокофьева «Подарки Зимы».
Г.Харлампьев «Жадная сорока».
Работа над развитием речи.
З.Александрова «До свидания, зима!»
«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1
часть.
«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).2
часть.
«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).3
часть.
Г.Сапгир «Рабочие руки».
Н.Носов «Заплатка».
А.Барто «Я лишний».
С. Погореловский «Маленькое и большое».
Г.Виеру «Хлеб с росою».
Э.Киселева «Волшебный котелок»
А.Плещеев «Весна».
А.Майков «Ласточка примчалась».
К.Ушинский «Ласточка».
А.Н.Толстой «Весенние ручьи».
Стихи о весне.
«Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина)
1 часть.
«Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина)
2 часть.
«Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина)
3 часть.
По О.Орлову «К неведомым берегам».
Рассказы и стихи о лете.
Г. Греков «Летом».
По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец».
1 часть.
По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец».
2 часть.
По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).
1 часть.
По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).
2 часть.
По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).
3 часть.
Вс.Рождественский «Одуванчик».
Обобщающий урок.
Всего
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
4
68