3.1. Рабочая программа по учебному предмету Речевая практика, 4 класс по варианту 8.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение к адаптированной основной
образовательной
программе начального
общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
МАОУ
«СОШ
№12»,
утверждённой
приказом директора МАОУ
«СОШ №12» от10.07.2020 №175

Калина
Лариса
Витальевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Речевая практика»
(4 класс, по варианту 8.1)

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2022-10-07 12:48:11
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых
личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов.
Личностные учебные действия:
1. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
2. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
3. Положительное отношение к окружающей действительности, готовности к организации
взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
4. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
5. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей.
6. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
7. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик- ученик, учениккласс, учитель-класс).
2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем.
3. Обращаться за помощью и принимать помощь.
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту.
5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
6. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
7. Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1. Активно соблюдать ритуалы учебного поведения ( поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т.д.).
2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе.
3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников.
4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
Минимальный уровень:
 Формулировка просьб и желаний с использованием этических слови выражений;
 Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с
опорой на иллюстрационный материал;
 Выразительное произношение скороговорок, коротких стихотворений с опорой на образец
чтение учителя;

 Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка;
 Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и(или) просмотренных радио –
и телепередач;
Доступный уровень:
 Понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
 Понимание содержания детских радио – и телепередач, ответы на вопросы учителя;
 Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой
ситуации;
 Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
 Высказывание своих просьб и пожеланий; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т.д.) с использованием этических слови выражений;
 Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевой ситуации;
 Составление рассказа с опорой на картинный или картинно- символический план.

Планируемые результаты.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны получить следующие результаты.
Личностные базовые учебные действия:
 Расширение представлений о праздниках – личных и государственных, связанных с
историей страны;
 Закрепление представлений о различных социальных ролях – собственных и окружающих
людей;
 Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
 Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы
социального взаимодействия ( в рамках предметных результатов начального обучения);
 Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни ( в
рамках предметных результатов начального обучения).
Познавательные учебные действия:
Минимальный уровень:
 Формулировка просьб и желаний с использованием этических слов и выражений;
 Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 Восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с
опорой на иллюстрационный материал;
 Выразительное произношение скороговорок, коротких стихотворений с опорой на образец
чтение учителя;
 Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребёнка;
 Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и(или) просмотренных радио –
и телепередач;
Доступный уровень:
 Понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
 Понимание содержания детских радио – и телепередач, ответы на вопросы учителя;
 Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой
ситуации;
 Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

 Высказывание своих просьб и пожеланий; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т.д.) с использованием этических слов и выражений;
 Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевой ситуации;
 Составление рассказа с опорой на картинный или картинно- символический план.
Содержание учебного курса «Речевая практика».
В 4 классе, на ряду со специфической задачей повышения самостоятельности
школьников в речевом общении встаёт задача знакомства детей с простейшими законами
организации текста, в том числе письменного высказывания.
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с
постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Аудирование и понимание речи.
Повторение предложений (6-8 слов) разных по структуре, в след за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с
последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых
ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие
чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления,
испуга и др. соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты.
Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и
без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино,
телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из того
устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют
собеседником? Какой это собеседник устный или письменный? Что мы узнаём из книги?
Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов:
радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить; подбор соответствующих слов. Общепринятые
знаки в общении людей.
Обращение, привлечение внимания.
Обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение. Бытовые обращения к
сверстникам в семье. Именные. Бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения.
Специфика половозрастных обращений. Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения. Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «меня зовут, а тебя?». Формулы
«это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение
познакомиться «Очень приятно!» «Рад познакомиться!».
Приветствие и прощание.
Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата.
Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте». Развёртывание формул с помощью обращения по
имени отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг, посмотреть в глаза. Формулы, сопровождающие получению подарка.
Приглашение, предложение.
Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Поздравительные открытки. Этикетные и
эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Телефонный разговор. Просьба, совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение
с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки.
Мотивировка отказа.
Благодарность.
Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки.
Замечание, извинение.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения. Использование форм
обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п Тема раздела и урока.

Виды учебной деятельности
обучающихся.

1.

Поздравление
с
началом
нового учебного года. Работа с
иллюстрациями. Составление
рассказа о том, как провели
каникулы.
Составление
рассказа
с
опорными
словами
по
иллюстрации.
Повторение
правил этикета. Рисование
рисунка.
Составление рассказа о своём
друге. Ответы на вопросы.
Составление рассказа о самых
интересных
событиях,
прошедшим летом. Игра
«Угадай мой рисунок».

2.

3.

4.

Кол- во Дата.
часов
Делимся новостями.
2 ч.
Делимся новостями. Расскажи 1ч.
мне о своих летних
каникулах.

Рассказываем о своих
друзьях. Игра «Вопрос на
вопрос».

1ч.

Я выбираю книгу.
Я выбираю книгу. Книга –
лучший собеседник.

2 ч.
1ч.

Моя любимая книга.
Экскурсия в школьную
библиотеку.

1ч.

Я пассажир.

2 ч.

Работа
по
учебнику,
рассматривание иллюстраций,
ответы на вопросы. Беседа о
книге, что интересного можно
узнать из книги.
Выбор книги, беседа и рассказ
чем понравилась данная книга.
Посещение и знакомство с
библиотекой,
правила
поведения в библиотеке.

5.

Я пассажир. Правила
поведения в транспорте.

1ч.

6.

Ролевая игра «В автобусе».
Экскурсия «Мы и дорога».

1ч.

Играем в сказку.
Знакомство со сказкой

2ч.
1ч.

7.

Работа по картинкам, ответы
на
вопросы.
Повторение
правил
поведения
в
транспорте.
Проведение сюжетно-ролевой
игры, беседа, ответы на
вопросы. Повторение ПДД.
Просмотр сказки, обсуждение.
Пересказ сказки с опорой на
иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по
кругу».

«Петушок- Золотой
гребешок». Пересказ сказки.
Инсценировка сказки .
Сочиняем сказку.
Моя любимая сказка.
Сочиняем сказку.

1ч.
2 ч.
1ч.

10.

Просмотр сказки.

1ч.

11.

У телевизора.
Я у телевизора.
Полезные и вредные
телевизионные передачи.

2ч.
1ч.

12.

Составь свою телевизионную 1ч.
передачу.

8.
9.

13.

Знаки – помощники.
Знаки – помощники.

2 ч.
1ч.

14.

Правила дорожного движения 1ч.
достойны уважения.

15.

Новогодние чудеса.
2 ч.
Новогодние чудеса. В гости к 1ч.
Деду Морозу.

Инсценирование сказки.
Пересказ
своей
любимой
сказки. Сочинение сказки по
вопросам, работа в тетради.
Просмотр
и
обсуждение
сказки,
беседа
по
просмотренной сказке.
Беседа
о
назначении
телевизора,
работа
по
учебнику. Беседа о передачах,
которые
показывают
по
телевизору,
что
можно
смотреть.
Составление
собственных
телепередач на неделю, время,
канал и т.д.
Рассматривание
картинок,
чтение стихотворения, ответы
на вопросы.
Урок- экскурсия по школе,
знаки в коридоре, значение,
беседа.
Изготовление
новогодних
украшений.
Составление
письма к деду Морозу.

16.

Готовимся к празднику.
Новогодние поздравления.

1ч.

17.

Закрепление пройденного.

1ч.

18.

Знакомство со сказкой
«Лисичка – сестричка».
Пересказ сказки.

1ч.

19.

Инсценировка сказки .
В гостях у леса.
В гостях у леса.
Я на прогулке в лесу.

1ч.
2 ч.
1ч.

20.

21.

Мы друзья или враги
1ч.
природы?
Учимся понимать животных.

22.

Задушевный разговор.
Задушевный разговор.
Вместе в беде и в радости.

5 ч.
1ч.

23.

Рассказ В. Осеевой
«Волшебное слово».

1ч.

24.

Разучивание
новогоднего
стихотворения по выбору.
Составление письма Деду
Морозу.
Изготовление
новогоднихоткрыток.
Повторение пройденного за
полугодие.
Просмотр сказки, обсуждение.
Пересказ сказки с опорой на
иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по
кругу».
Инсценирование сказки.
Рассматривание
иллюстраций,ответы
на
вопросы,
составление
небольшого рассказа.
Зарисовка, ответы на вопросы,
работа по учебнику.
Составление правил поведения
в лесу, работа с картинками.
Работа
с
предметнымии
сюжетными
картинками,
составление рассказа
Ответы на вопросы, работа с
картинками.
Чтение стихотворения, беседа
по
содержанию,
работа
покартинкам.
Прослушивание
беседа по вопросам.

рассказа,

Игра « Свои чувства нескажу, 1ч.
а без слов вам покажу».

Работа в парах.
ролевая игра.

Сюжетно-

25.

Готовимся к празднику.
23 февраля- деньзащитника
Отечества.

1ч.

Работа
с
иллюстрациями,
ответы
на
вопросы,
составление поздравлений.
Изготовление поздравительной
открытки. Работа в парах.

26.

Готовимся к празднику. 8
марта- мамин день.

1ч.

Работа
с
иллюстрациями,
ответы
на
вопросы,
составление поздравлений.
Изготовление поздравительной
открытки. Работа в парах.

Приглашение.

2 ч.

27.

Поздравляю!
Пригласительная
открытка.

1ч.

28.

Игра «В гости».
Во саду ли в огороде.
Экскурсия « Наш сад и
огород».
Составление рассказа о
природе.

1ч.
1 ч.
1ч.

Культура общения «Я и
взрослые».
Культура общения с
малознакомыми людьми.

1ч.

Поздравление.

2ч.

31.

Поздравляю! Поздравление
ветеранов.

1ч.

32.

Этих дней не смолкнет слава! 1ч.
Подвиг наших дедов.

33.

Лексическая тема: «Летние 1ч.
каникулы». Составление
предложений по теме: «Лето».

34.

Итоговое занятие.

29.

30.

1ч.

Ответы на вопросы, работа по
картинкам. Составление текста
приглашения
родителям и
учителю,
оформление.
Доставка адресатам.
Правила этикета в гостях.
Экскурсия в сад и огород,
беседа о значении огорода
исада.Составление рассказа о
природе,
работа
по
картинкам.Работа в парах,
зарисовка.
Ролевая игра. Проигрывание
составленных диалогов.
Ролевая игра. Проигрывание
составленных диалогов.
Составление
поздравления.
Составление
поздравления
ветеранам.
Произношение
поздравления (стоять прямо,
обращаться к имениннику,
произносить
текст
торжественно,
доброжелательно)
Разучить
поздравления
на
день
рождения.
Беседа о празднике Победы.
Экскурсия к памятнику.
Прослушивание
песен,
стихов,рассказов о Великой
отечественной войне.
Составление поздравлений с
Днём Победы.
Конструирование возможных
диалогов.
Проигрывание
ситуации.
Составление предложений с
опорой на схемы и слова по
картинке, а далее на основе
личного опыта.
Повторение
материала,
пройденного за год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».