ПРОЕКТ Положение о безотметочной системе оценивания предметного результата по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»

ПРОЕКТ
ПОЛОЖЕНИЕ
о безотметочной системе оценивания предметного результата по учебным предметам
«Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о безотметочной системе оценивания предметного
результата по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая
культура» регламентирует порядок оценивания по вышеназванным предметам в МАОУ «СОШ
№12» (далее – школа).
1.2. Положение о безотметочной системе оценивания предметного результата по
учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»
разработано на основании письма Министерства образования РФ «О введении безотметочного
обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» от 03.10.2003г. №1351-237, письма Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по механизмам учета результатов выполнения нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при
осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебному
предмету «Физическая культура») от 02.12.2015г. №08-1747, приказа Министерства науки и
высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность» от 30.06.2020г. №845/369, приказа Министерства просвещения Российской
Федерации «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном
общем и среднем общем образовании и их дубликатов» от 05.10.2020г. № 546.
1.3. Безотметочным называется обучение, при котором отсутствует отметка как форма
количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.4. Содержательный контроль и оценка отражают, прежде всего, качественный
результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения
обучающимся знаний по предметам, но и динамикой изменения уровня его психического,
физического и интеллектуального развития.
2. Порядок введения безотметочного обучения
2.1. Вводится безотметочное обучение с целью: осуществления гуманистических
подходов к обучению и воспитанию обучающихся, возможности оценки личных
достижений по данным учебным предметам и развития у обучающихся самостоятельности
учебных действий.
2.2. Безотметочное обучение (зачётная система) осуществляется:
 со 2 класса по 8 класс по предмету «Изобразительное искусство»;
 со 2 класса по 8 класс по предмету «Музыка»;
 со 2 класса по 11 класс по предмету «Физическая культура».
2.3. Безотметочное оценивание по учебным предметам «Изобразительное искусство»,
«Музыка» и «Физическая культура» используется в ходе текущей, промежуточной и итоговой
аттестации.
3. Основные принципы безотметочного обучения
3.1. Критериальность – в основу содержательного контроля и оценки положены
однозначные и предельно четкие критерии, выработанные совместно с обучающимися.
3.2. Приоритет самооценки – заключается в формировании способности
обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей учебной деятельности. Для
1

выработки адекватной самооценки необходимо осуществлять сравнение двух самооценок
обучаемых – прогностической и ретроспективной (оценки предстоящей и выполненной
работы). Самооценка обучающегося должна предшествовать оценке учителя.
3.3. Непрерывность – учитывает непрерывный характер процесса обучения и
предполагает переход от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного
результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом обучающийся получает право
на ошибку, исправление которой считается прогрессом в обучении.
3.4. Гибкость и вариативность инструментария
оценки
–
подразумевает
использование разнообразных видов оценочных шкал, позволяющих гибко реагировать на
прогресс или регресс в успеваемости и развитии обучающегося.
3.5. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки: качественная
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет
отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе,
отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
3.6. Количественная – позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений
обучающихся, сравнивать настоящие успехи обучающегося с его предыдущими
достижениями, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание
качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую
картину динамики развития каждого обучающегося с учеѐтом его индивидуальных
особенностей.
3.7. Естественность процесса контроля и оценки – в целях снижения стресса и
напряжения обучающихся, контроль и оценка должны проводиться в естественных условиях.
3.8. Никакому оцениванию не подлежат следующие виды деятельности: темп работы
обучающегося на уроке; личностные качества школьников; своеобразие их психических
процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
4. Основные подходы к оцениванию предметного результата по учебным предметам
«Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»
4.1. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся включает в себя:
 поурочное оценивание по системе «зачёт – незачёт», которое фиксируется учителем в
личных записях;
 тематическое оценивание по системе «зачёт – незачёт», которое фиксируется учителем в
журнале «ЗЧ» или «НЗ»;
 четвертное оценивание с выставлением результата в журнале «ЗЧ» или «НЗ» (если
преподавание предмета ведется 1 час в неделю при наличии не менее 3 зачётов; 2 часа в
неделю – не менее 5 зачётов);
 полугодовое оценивание с выставлением результата в журнале «ЗЧ» или «НЗ» (если
преподавание предмета ведется 2 часа в неделю при наличии не менее 7 зачётов);
 годовое оценивание с выставлением результата в журнале «ЗЧ» или «НЗ», учитывая
результаты по четвертям или полугодиям;
 по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»
в аттестаты об основном общем и среднем общем образовании вносится запись «зачтено».
4.2. «Зачтено» по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка»
обучающиеся получают при выполнении следующих условий:
 систематическое посещение занятий;
 выполнение не менее 50% заданий, предложенных при текущем контроле (степень
освоения программного материала во время его изучения) и при выполнении
тематических проверочных работ (после изучения наиболее значительных тем
программы):
2

Отметка в системе
Качество
Уровень
«зачтено / не зачтено»
освоения программы
достижений
85-100%
высокий
зачтено
75-85%
оптимальный
зачтено
50-75 %
допустимый
зачтено
меньше 50%
начальный
не зачтено
4.3. «Зачтено» по учебному предмету «Физическая культура» обучающиеся получают
при выполнении следующих условий:
 систематически посещает занятия;
 имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом
спортивного занятия или урока;
 выполняет правила безопасного поведения в спортивном зале и на стадионе;
 соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных
упражнений на уроке;
 имеет положительные изменения в физических возможностях, которые замечены
учителем;
 успешно сдаёт или подтверждает все требуемые нормативы по физической культуре для
своего возраста;
 овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий физической культурой, а
также необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в данной
области.
4.4. Обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры на длительный
период (более одного месяца), не выполняют практические задания, но могут быть
аттестованы по теоретической части предмета, выполнив по рекомендации учителя
следующие виды работ:
 сообщение (например, «Вредные привычки», «Гигиена» и др.);
 собеседование по разделу из программного теоретического материала, например, техника
безопасности, оказание первой помощи;
 составление кроссвордов, викторин и др. по теоретической части материала;
 реферат (для 10-11 классов), в котором обучающийся основываясь на своем диагнозе,
должен описать комплекс мероприятий: образ жизни, двигательный режим, режим
питания, распорядок дня, интенсивность нагрузок, лечебные и поддерживающие
мероприятия.
4.5. Текущее и итоговое оценивание по физической культуре обучающихся, временно
освобожденных от занятий, и обучающихся, для которых предписан щадящий режим
нагрузок, осуществляется с учётом теоретических и практических знаний (доступных
двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и
спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учётом динамики физической
подготовленности и прилежания. Это присутствие на уроках, сдача зачётов (по возможности)
по технике выполнения упражнений, участие (по возможности) в разминке на каждом уроке,
проведение комплекса упражнений по заданию учителя, помощь при проведении урока,
организации соревнований, судейство и т.п.
4.6. При выполнении нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» на золотой или серебряный знаки обучающийся получает «зачтено» по
учебному предмету «Физическая культура» в ходе текущей и промежуточной аттестации в
текущем учебном году.
5. Порядок зачета результатов обучающихся, получающих музыкальное,
художественное и спортивное образование в государственных учреждениях
дополнительного образования
3

5.1. Обучающимся зачитываются результаты освоения ими дополнительных
образовательных программ в области искусства (музыка и (или) изобразительное искусство) и
спорта (далее – дополнительные общеобразовательные программы) при обучении в школе по
учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Физическая культура» в
рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
5.2. Зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе с возможностью подачи
заявления в форме электронного документа с использованием информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (Приложение 1).
5.3. Приказом директора МАОУ «СОШ №12» обучающийся, осваивающий
дополнительные образовательные программы, может быть освобожден от посещения занятий
по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Физическая культура» на
основании заявления родителей (законных представителей) (Приложение 2), если данные
предметы стоят в расписании первым или последним уроками. В данном случае учительпредметник ставит в электронном журнале П (отсутствие по уважительной причине).
5.4. В
случае
досрочного
прекращения
обучения
по
дополнительным
общеобразовательным программам родители (законные представители) в течение 3-х рабочих
дней обязаны сообщить об этом классному руководителю.
6. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
6.1. Отношения между учителями, обучающимися, родителями (законными
представителями) обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения
строится по принципу равноправного сотрудничества.
6.2. Каждый из участников сотрудничества имеет право на самооценку своей
деятельности и особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта
деятельности другим.
6.3. Права и обязанности обучающихся.
6.3.1. Обучающиеся имеют право:

на собственную оценку своих достижений и трудностей;

оценку своей работы учителем;

ошибку и время для её исправления;

участие в разработке критериев оценивания работы;

самостоятельный выбор уровня сложности заданий;

предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
6.3.2. Обучающиеся обязаны:

проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе;

осваивать способы осуществления самоконтроля и оценки своей деятельности.
6.4. Права и обязанности учителя.
6.4.1. Учитель имеет право:

иметь своё оценочное суждение по поводу работы обучающегося на уроке;

самостоятельно определять приемлемые для него формы учёта учебных
достижений обучающихся.
6.4.2. Учитель обязан:






соблюдать основные требования Положения;
соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности
обучающихся;
формировать у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки;
фиксировать динамику развития и обученности школьника только относительно
его собственных возможностей и достижений;
доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи
4

обучающихся.
6.5. Права и обязанности родителя (законного представителя).
6.5.1. Родитель (законный представитель) имеет право:

знать о принципах и способах оценивания достижений обучающихся;

получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребёнка;

получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и
трудностей в обучении ребёнка.
6.5.2. Родитель (законный представитель) обязан:

информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребёнка, с
которыми он сталкивается на учебном предмете.
7. Ответственность сторон
7.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одним из
участников образовательных отношений другая сторона имеет право обратиться к
администрации школы в целях защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
7.2. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического
такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения приказом директора
МАОУ «СОШ №12».
8.2. Изменения и дополнения в данное Положение принимаются в составе новой
редакции Положения. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция
признается утратившей силу.
8.3. В случае обнаружения противоречия между настоящим Порядком и действующим
законодательством
РФ,
необходимо
руководствоваться
нормами
действующего
законодательства РФ.

5

Приложение 1 к «Положению о безотметочной системе оценивания предметного результата
по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»

Директору МАОУ «СОШ №12»
Калиной Л.В.
от

,

(ФИО родителя (законного представителя)

проживающего по адресу:
,
тел.
заявление.

Прошу зачесть моему сыну (дочери)
(Ф.И.О ребенка)

обучающемуся

класса, следующий предмет, изучаемый (-нный) в

(наименование учреждения
дополнительного образования)

имеющей юридический адрес:
(адрес учреждения дополнительного образования)

Справка

прилагается.

(наименование учреждения дополнительного образования)

/
(дата)

(подпись)

(ФИО заявителя)

6

Приложение 2 к Положению о безотметочной системе оценивания предметного результата
по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Физическая культура»

Директору МАОУ «СОШ №12»
Калиной Л.В.
от
(ФИО родителя (законного представителя)

проживающего по адресу:

тел.
заявление.

Прошу освободить моего сына (дочь)
(Ф.И.О ребенка)

обучающегося

класса, от посещения уроков

(указать предмет, день недели, номер урока в расписании)

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка в указанный в заявлении период времени
беру на себя.
/
(дата)

(подпись)

(ФИО заявителя)

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».