МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального общего
образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «СОШ №12», утверждённой приказом
директора МАОУ «СОШ №12» от10.07.2020
№175
Калина
Лариса
Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Мир природы и человека»
(4 класс, по варианту 8.1)
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 12:54:40
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Планируемые результаты.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и
правах в организации обучения;
- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные:
- умение вступать в контакт и работать в группах;
- умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать
культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений,
используемых в быту;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни,
определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими
в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев,
составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека»
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе
(температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен
года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град,
роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по
2 - 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их
значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист,
колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве.
Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними
уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте
воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в программу
коррективы: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки
контрольных работ и др., имея на это объективные причины.
Тематическое планирование
Название раздела,
темы
I четверть
Сезонные
изменения
в природе
1 Повторение. Влияние
Солнца на смену
времен года
2 Признаки осени.
Растения осенью.
Проверочная работа
№1
№
п. п
Кол-во
часов
Дата
Основные виды
учебной деятельности обучающихся
8
(8 ч.)
1
Рассматривание рисунка. Составление рассказа
по схеме
1
Чтение текста учебника. Нахождение в тексте и
название осенних месяцев, признаков осени.
Определение по рисункам признаков осени.
Составление рассказа об осенних месяцах.
Сравнение рисунков, нахождение различий.
Объяснение
причин
признаков
осени.
Нахождение и название знакомых цветов,
овощей.
Составление
рассказа
об
использовании овощей
Чтение текста. Нахождение объектов на
рисунке. Чтение вопросов, построение ответов.
Разгадывание загадок. Нахождение и показ на
рисунке знакомых объектов. Прослушивание
текста, ответы на вопросы. Словарная работа
(многолетние растения, садовые инструменты).
Практическая работа на пришкольном участке
(сгребание листвы). Правила безопасного
использования садового инструмента.
Рассматривание
рисунка.
Определение
признаков зимы. Объяснение схем. Чтение
текста, ответы на вопросы. Составление
рассказа о зимних месяцах с опорой на
рисунки. Сравнение рисунков. Составление
описательного рассказа. Нахождение объектов
по заданию. Чтение текста. Прослушивание
текста. Нахождение ответа на вопросы в тексте
учебника.
Рассматривание
объектов
на
рисунке. Называние знакомых объектов.
Составление рассказа о жизни животных зимой
Ответы на вопросы по рисункам. Чтение
текста.
Словарная
работа
(ветеринар).
Составление рассказа по рисункам
Определение признаков весны по рисункам.
Наблюдение за погодой. Работа по схемам.
Чтение рассказа. Определение свойств объекта
по рисунку с доказательством выбора.
Отгадывание загадок. Сравнение рисунков.
Отработка названий весенних цветов. Чтение
рассказа. Нахождение в тексте объектов
природы. Составление рассказа по рисункам.
Зарисовка муравейника в тетрадь. Название
детенышей животных
3 Животные осенью.
Труд людей осенью.
1
4 Признаки зимы.
Растения зимой.
Животные зимой.
1
5 Труд людей зимой.
1
6 Растения весной.
Животные весной.
1
7 Труд людей весной.
Проверочная работа
№2
1
Рассматривание
рисунков.
Определение
объектов на рисунке. Составление рассказа о
труде людей. Разучивание стихотворения.
Составление рассказа о весне по рисункам.
Практическая работа на пришкольном участке.
Нахождение признаков объекта по рисункам.
Работа со схемами. Чтение рассказа, ответы на
вопросы. Нахождение в тексте определений
явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых растений.
Определение и разучивание названий растений
сада и огорода. Зарисовка растений. Работа со
стихотворным текстом. Называние знакомых
насекомых. Нахождение знакомых насекомых
на рисунках. Составление рассказа о животных
с опорой на рисунки, по опорному плану.
Составление рассказа о ферме.
1
Нахождение
объекта
на
рисунке
(газонокосилка, коса, сенокосилка). Чтение
рассказа, ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа о работе людей летом.
Чтение стихотворения, нахождение ответа на
вопрос в тексте. Составление рассказа о
правилах купания. Запись предложения в
тетрадь
8 Растения летом
Животные
летом
II четверть
9 Повторение. Времена
года. Труд людей
летом.
Неживая природа
10 Почва. Состав почвы.
Проверочная работа
№1
11. Обработка почвы.
Правила обращения с
садовым
инструментом
8
(4 ч)
1
1
Показ объекта природы (планета Земля) на
рисунке. Чтение текста учебника, ответы на
вопросы по тексту. Работа с рисунками
(нахождение и показ объектов, сравнение
объектов). Словарная работа (перегной,
плодородный). Чтение текста учебника,
нахождение ответов в тексте. Нахождение
объекта на рисунке
Чтение текста учебника. Составление рассказа
по рисункам об обработке земли в огороде,
поле. Запись в тетрадь названий садовых
инструментов.
Практическая
работа
на
пришкольном участке (перекапывание почвы).
Рассматривание и отбор садового инструмента
(натуральных объектов). Определение, чем
могут быть опасны садовые инструменты.
Формулировка правил обращения с садовым
инструментом. Запись правил в тетрадь.
Зарисовка садового инструмента
12. Песок. Глина. Рельеф.
Горы, холмы.
1
13 Равнины,
овраги
1
Живая природа
Растения
14 Растения. Огород.
15 Лес. Как
ориентироваться в
лесу?
Проверочная работа
№2
13 ч
(6 ч)
1
1
Опыт: свойства песка (пропускает воду,
сыпуч). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о песке с использованием текста
учебника. Работа с рисунками (использование
песка). Опыт: свойства глины (не пропускает
воду, пластичная, можно использовать для
лепки). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о глине с использованием текста
учебника. Работа с рисунками (использование
глины). Изготовление поделки из глины. Показ на
рисунке объектов природы (горы, холмы,
вершина). Чтение текста учебника, ответы на
вопросы. Сравнение гор, холмов, нахождение
сходства и различий. Зарисовка в тетради гор и
холмов, подпись названий
Чтение текста учебника. Словарная работа
(равнины, овраги). Рассматривание объектов
природы (равнины, овраги) на рисунках,
ответы на вопросы. Зарисовка в тетради
объектов природы (равнина, овраг)
Показ объекта на рисунке (поле, огород).
Перечисление инструментов для перекопки
земли. Беседа об овощах. Словарная работа
(корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на
вопросы в тексте
Чтение текста учебника, нахождение ответов в
тексте. Перечисление названий лиственных и
хвойных деревьев. Запись в тетрадь. Словарная
работа (многолетние, однолетние, клумбы,
цветоводы). Нахождение на рисунке объектов
природы, определение знакомых и незнакомых
объектов, их перечисление. Объяснение выбора
объекта природы по признаку (деревья).
Разгадывание
загадок.
Дифференциация
предметов по признаку (деревья, кустарники).
Упражнения на ориентировку в пространстве
(определение право, лево, сзади, спереди).
Рассматривание приборов для ориентировки в
пространстве
(компас).
Практическое
упражнение ориентирование по компасу, по
природным объектам
16 Сад. Растения
культурные и
дикорастущие
1
III четверть
17 Повторение.
Лекарственные
растения
10
1
18 Красная книга.
1
19 Что мы узнали
о растениях
Животные
20 Домашние
животные
1
(7 ч)
1
21 Правила ухода
за домашними
животными
1
22 Птицы
1
23 Польза и вред
птиц
1
24 Насекомые
1
Чтение текста учебника. Показ садовых
инструментов на рисунках, определение их
предназначения. Запись названий садового
инструмента в тетрадь, зарисовка одного
инструмента. Составление рассказа о правилах
использования садового инструмента на основе
рисунков и текста. Нахождение определения
дикорастущих и культурных растений, ответов
на вопросы в тексте учебника. Сравнение
рисунков. Словарная работа (культурные,
дикорастущие,
сорт).
Рассматривание
натуральных объектов (яблок разных сортов,
семян). Описание по внешнему виду. Чтение
этикеток. Ответы на вопросы
Слушание текста учебника, нахождение
ответов в тексте учебника. Знакомство с
лекарственными растениями (чтение названия
и информации на аптечной упаковке),
способом их применения, сроком годности
Чтение рассказа учебника, ответы на вопросы.
Рассматривание иллюстраций о редких видах
растений и животных, их описание по
внешнему виду. Зарисовка в тетради одного
объекта. Запись названия
Показ объекта на рисунке (поле, огород).
Перечисление инструментов для перекопки
земли. Беседа об овощах. Словарная работа
(корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на
вопросы в тексте
Чтение названий животных в тексте учебника.
Показ на рисунке знакомых животных. Чтение
рассказа в учебнике, ответы на вопросы.
Составление рассказа об известном животном
Рассматривание
предметов
ухода
за
домашними животными. Запись названий
предметов в тетрадь. Составление правил ухода
за домашними животными по вопросам. Чтение
текста. Ответы на вопросы по тексту
Показ частей тела птиц. Составление
описательного
рассказа
по
плану.
Рассматривание
и
называние
знакомых
объектов на рисунках. Сравнение птиц по
внешнему виду, среде обитания
Составление рассказа по вопросам о пользе и
вреде птиц. Рассматривание скворечника,
кормушек, объяснение их назначения. Чтение
текста учебника. Ответы на вопросы по тексту.
Изготовление
(в
домашних
условиях)
кормушки для птиц
Нахождение известных насекомых на рисунках.
Проверочная работа
№2
25 Что мы узнали
о животных
26 Повторение
IV четверть
Человек
27 Человек. Мозг
человека
1
1
8
(4 ч)
1
28 Загрязнение
воздуха
1
29 Загрязнение
воды
1
30 Заповедники
1
Безопасное
поведение
31 ПДД. Дорога
(4 ч)
1
32 ПДД.
Пешеходный
переход
Проверочная работа
№2
1
33 Транспорт.
Мы – пассажиры
1
Чтение
текста.
Ответы
на
вопросы.
Отгадывание
загадок.
Составление
описательного рассказа о насекомом по плану.
Запись названий насекомых в тетрадь,
зарисовка насекомого
Слушание рассказа о насекомых-вредителях.
Рассматривание рисунка. Запись названий
насекомых в тетрадь
Показ на схеме частей тела человека. Чтение
текста учебника. Рассматривание рисунков,
ответы на вопросы. Сравнение мозга собаки и
лягушки по рисункам
Выявление причин загрязнения воздуха по
рисункам. Определение действий человека по
очистке воздуха. Придумывание пиктограмм,
условных знаков, запрещающих загрязнение
воздуха. Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы
Выявление причин загрязнения воды по
рисункам. Определение действий человека по
очистке воды. Придумывание пиктограмм,
условных знаков, запрещающих загрязнение
воды. Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы
Определение понятия заповедник. Чтение
понятия в тексте. Запись понятия в тетрадь.
Составление рассказа о занятиях людей,
работающих в заповедниках, лесничествах.
Словарная работа (заповедник, лесничество)
Определение частей дорог по рисунку. Работа с
опорными словами (проезжая часть, полоса
движения, трамвайные пути, тротуар). Ответы
на вопросы. Чтение и разучивание правил
поведения на дороге. Практическая отработка
правил поведения на дороге
Рассматривание иллюстраций. Чтение правил
перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке).
Нахождение предложения в тексте по заданию
учителя. Экскурсия «Пешеходный переход».
Практическая отработка навыков перехода
дороги по пешеходному переходу, светофору.
Разучивание стихотворения
Прослушивание текста. Работа с опорными
словами (пассажирский транспорт, автобус,
троллейбус,
трамвай,
метро,
водитель,
кондуктор).
Нахождение
объектов
на
иллюстрациях. Чтение правил поведения в
общественном
транспорте.
Практическая
отработка правил поведения в транспорте и
34 Повторение
1
Итого
34
общественных местах (экскурсия)
Ответы
на
вопросы.
Составление
распространенных предложений с предлогами;
использование обобщенных понятий в устной
речи.