МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение к адаптированной основной
образовательной
программе начального
общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
МАОУ
«СОШ
№12»,
утверждённой
приказом директора МАОУ
«СОШ №12» от 10.07.2020 №175
Калина
Лариса
Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Рисование»
(4 класс, по варианту 8.1)
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 12:56:43
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Планируемые результаты освоения учебной программы
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе
с ними;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений
в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов
и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации
формы предмета и т. д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
понимание учебной задачи;
организовывать себе рабочее место под руководством учителя; выполнять упражнений по
инструкции учителя;
соблюдение правил безопасности при выполнении танцевальных упражнений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в пространстве под руководством учителя; уметь слушать и отвечать на
простые вопросы учителя;
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге на уроке;
участвовать в обсуждении выразительности жестов; соблюдать простейшие нормы речевого
этикета; слушать и понимать речь других;
участвовать в паре;
умение отвечать на вопросы различного характера
Личностные результаты:
положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей
передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний,
эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и
безопасного труда;
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению
общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.
2. Содержание учебной программы
o
o
o
o
o
o
o
o
o
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного
восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической
фигуры без фиксации на плоскости листа;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости
листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от ...,
слева от ..., посередине;
o
o
o
o
o
o
o
o
o
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина.
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным
точкам предметов несложной формы по образцу).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по
образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по
образцу);
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами;
рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу и т. д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв,
цифр.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи
изображения и изобразительной поверхности.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого
предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе
— больше, дальше — меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и
второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое,
большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое).
Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т. д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем,
пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.
п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости
и в пространстве и т. п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в
рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т. д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и
целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке,
аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т. д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные
цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре
основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т. д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы использует художник (краски, карандаши и т. д.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И.
Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова,
А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т. д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,
группа из нескольких фигур). Красота человека, животных, выраженная средствами
скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина.
3.
Календарно- тематическое планирование
№
Темы
1
Рассматривание картин художников.
2
Нарисуй картину- пейзаж
3
Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Натюрморт.
4
Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
5
Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши
поздравление.
Беседа. Художники о тех, кто защищает Родину.
6
Дата
Коррекция
7
Контрольная работа (тест) за 1 полугодие.
8
Доброе и злое в сказках. Покажи это в рисунках.
9
Беседа. Народное искусство. Гжель.
10
11
Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки,
блюда).
Беседа. Люди на улице города.
12
Рисунок по описанию. Улица города.
13
Животные жарких стран.
14
Беседа. Цвета, краски лета.
15
Нарисуй венок из цветов и колосьев.
16
Контрольная работа (тест) за год
17
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный
салют).