МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623 780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел. (34363) 2-14-06
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение к адаптированной основной
образовательной
программе начального
общего образования для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
МАОУ
«СОШ
№12»,
утверждённой
приказом директора МАОУ
«СОШ №12» от10.07.2020 №175
Калина
Лариса
Витальевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Ручной труд»
(4 класс, по варианту 8.1)
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2022-10-07 12:58:52
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной рабочей программы по предмету
«Ручной труд» Личностные результаты:
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и
социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
своюРодину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневнойжизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социальноговзаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебнойдеятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей ичувств;
11)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельнойжизни.
Предметные результаты:
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применять. АООП определяет
два уровня овладения предметными результатами:
4 класс
Минимальный уровень:
o знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять их с большей долейсамостоятельности;
o знать названия некоторых поделочных материалов, называтьих;
o знать правила техники безопасной работы с колющими и разящимиинструментами;
o знать виды трудовых работ;
o знать основные приемы работы, выполнятьих;
o выполнять простые инструкцииучителя;
o отвечать на простые вопросыучителя;
o
знать
названия
инструментов, используемых
на
уроках ручного труда,
показывать, использоватьих;
o анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять
способы соединения деталей с помощью учителя;
использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с
помощьюучителя;
o оценивать своюработу;
o осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировать их в процессе работы с большей долейсамостоятельности.
o
Достаточный уровень:
o знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы, выполнять ихсамостоятельно;
o знать названия некоторых поделочных материалов, называтьих;
o знать виды трудовыхработ;
o отвечать на простыевопросы;
o выполнять простые инструкцииучителя;
o
знать названия инструментов,
используемых
o знать основные приемы работы, выполнятьих;
o знать правила техники безопасной работы с колющими и разящимиинструментами;
o анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять
способы соединениядеталей;
o использовать в работе доступные материалы, конструировать изних;
o оценивать своюработу;
o осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий,
корректировать их в процессе работы с большей долейсамостоятельности.
Характеристика базовых учебных действий обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки
на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия сокружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из- за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов.
Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты,
используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с
засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой.
Инструменты и материалы для работы с бумагой.
Виды работы с бумагой:
o обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по
контуру, разрывание бумаги по линиисгиба;
o сминание и скатываниебумаги;
o соединение деталей с помощью клея;
o конструирование из плоских деталей различнойформы.
Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по шаблонам
сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.
Вырезание ножницами из бумаги:
Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания
ножницами.
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с
текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами, правила
работы с ними.
Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка,
выполнение простых стежков.
Виды работы с тканью: раскрой деталей из ткани, различные способы соединения
деталей из ткани, аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.
Работа с металлом
Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места
при работе с проволокой.
Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание,
скатывание, разрывание.
Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько
раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок.
Комбинированные работы
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы,
бумага и пластилин, бумага и нитки ит.д.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
планируемых
результатов
освоения
адаптированной рабочей программы «Ручной труд»
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке
подлежат личностные и предметные результаты
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения
(репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценкамитипа:
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий - удовлетворительно»(зачёт);
от 51% до 65% заданий -«хорошо»;
свыше 65% - «очень хорошо»(отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок
по 5- балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом
случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок
выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность
обучающегося,
оказывали
бы
положительное
влияние
на
формирование
жизненныхкомпетенций.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
программы призвана решать следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочнойдеятельности;
- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и
состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы
применения системыоценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебныхдействий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностныхрезультатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательнойорганизации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненнойкомпетенции.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют
основу результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимисяс умственной
отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической
деятельности.Отметочная система оценивания предметных результатов вводится со второго
класса.
Тематическое планирование.
№
Тема урока
Работа с бумагой.
1
«Что ты знаешь о бумаге?»
2
Фигура «Рыбка».
3
«Геометрический конструктор»
Работа с тканью.
4
«Что ты знаешь о ткани?»
5
Игрушка «Кукла-скрутка»
6
Салфетка с аппликацией.
Работа с бумагой и картоном.
7
Игрушка с подвижным соединением
деталей «Цыпленок», «Летающий диск».
8
Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
9
Вырезание симметричных деталей из
бумаги, сложенной пополам.«Птица».
10
Складывание из бумаги.
«Снежинка»,«Звезда».
11
Выполнение разметки с опорой на чертеж.
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая
модель «Планер», «Самолет».
Работа с нитками.
12
Аппликация «Цветок изниток»
13
«Помпон изниток»
Работа с проволокой
14
Изгибание проволоки. Декоративные
фигурки птиц, зверей,человечков.
15
Сборка изделия из разных материалов
(проволока, бумага, нитки). «Муха»
Работа с бумагой.
16
Изготовлениеоткрытойкоробочки способом
сгибания бумаги. «Открытая коробочка»,
Работа с древесиной.
17
«Что ты знаешь о древесине?»
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Примечание