Рабочая программа по учебному предмету Музыка и пение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), 5-8 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 10 к адаптированной образовательной
программе
основного
общего
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальные нарушения) МАОУ «СОШ №12»,
утвержденной приказом директора МАОУ «СОШ №12»
от 10.07.2020 № 175

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 13:02:48
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка и пение»
основное общее образование
(для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальные
нарушения))

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью МАОУ «СОШ №12»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Общая характеристика учебного предмета
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы
музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых
навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам
обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа
формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть
направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения
способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля,
воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа
песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В
формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет
«концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными
трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом
пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий
для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со
сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки,
накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется
дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум
знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в
живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью,
об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания
музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
2.Основное содержание учебного предмета «Музыка и пение»
5 класс (34)
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — реу
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности,
открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м
классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во
время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и
характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором:
ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические
оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и
мелодических оборотов группой или индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен
подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без
сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей
песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей
музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь,
трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
Повторное
прослушивание
произведений,
из
программы
4-го
класса.
Музыкальная грамота
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.
Музыкальный материал для пения
/ четверть
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, ел. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, ел. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит»
— муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, ел. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол
приходит» — муз. Ю. Чичкова, ел. П. Синявского.
// четверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, ел.
Ю. Энтина.
«Прекрасное далеко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю.
Энтина.
«Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, ел. Лены Жигалкиной и А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня.
«Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Наша елка» — муз. А. Островского, ел. 3. Петровой.
III четверть
«Ванька-Встанька» — муз. А. Филиппа, ел. С. Маршака.
«Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, ел. Я. Халецкого
«Катюша» — муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В.
Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, ел. Е. Аксельрод.
«Лесное солнышко» — муз. и ел. Ю. Визбора.
«Облака» — муз. В. Шаинского, ел. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
IV четверть
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю.
Энтина.

«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского.
«Калинка» — русская народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.
«Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, ел. 3. Петровой.
«Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. J
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Сурок».
Л. Бетховен. «К Элизе».
Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсен
«Пер Гюнт».
И. Штраус. «Полька», соч. № 214.
Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта».
И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова,
ел. Ю. Энтина.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю.
Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля.
Основные
требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
Учащиеся должны знать:
роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
паузы (долгие, короткие);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем
диапазоне;
контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных
произведений.
6 класс
(34ч) Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого,
ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не
нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания;
протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно
быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости,
решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы,
включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер
содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Повторение песен, изученных в 5-м классе.

Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи.
Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные
соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка,
театр,
киноискусство
и
анимация.
Музыка,
как
эмоци
ональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное
значение. Роль музыки
в
раскрытии
содержания
спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью
специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство
с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет,
фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник,
тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых
композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно
громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор,
дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
Музыкальный материал для пения
I четверть
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В.
Шаинского, ел. Э. Успенского.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, ел. В.
Котова.
«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев»
— муз. В. Шаинского, ел. Г. Остера.
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Кры-латова, ел. Ю. Энтина.
// четверть
«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, ел. Ю. Паркаева.
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова,
ел. Ю. Энтина.
«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, ел. Л. Дербенева.
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, ел. Н. Соловьевой.
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, ел. Р.
Лаубе.
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, ел. И. Шаферана.
III
четверть
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, ел. Р. Рождественского.
«Ты у меня одна» — муз. и ел. Ю. Визбора.
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, ел. Р.
Рождественского.
«Варяг» — русская народная песня.
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. Дунаевского, ел.
Ю. Ряшенцева.
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, ел. Б. Ласкина.
IV
четверть
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В.
Шаинского, ел. С. Козлова.
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова,
ел. Ю. Энтина.
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К. Ибряева.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю.
Михайлова.
«Священная война» — муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача.
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М. Пляцковского.
Музыкальные произведения для слушания
Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2.
«Весенняя» — муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской.
X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика».
Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль».
Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова,
ел. А. Вознесенского.
Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада».
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А: Рыбникова, ел. Р.
Тагора, русский текст А. Адалис.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
несколько песен и самостоятельно исполнять их;
музыкальные профессии, специальности;
инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой,
кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры,
треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. Учащиеся
должны уметь:
самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время
концертных выступлений;
инсценировать песни.
7 класс
(34ч) Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми2, однако крайние звуки
используются довольно редко.
Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации.
Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения.
Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика (особенно
мальчиков).
Развитие
умения
исполнять
песни
одновременно
с
фонограммой,
инструментальной и вокальной.
Вокально-хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

Повторение песен, разученных в 6-м классе.
Слушание музыки
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении
эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни,
танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических
сочинений в произведениях легкой музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка —
инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и
специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Ы. Римский-Корсаков.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната,
симфония, концерт, квартет, романс, серенада Формирование представлений о составе и
звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными
электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные
инструменты.
Повторное прослушивание произведений из программы 7-го класса.
Музыкальная грамота
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной
речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное
выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра.
Мелодии декламационного характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд,
аккомпанемент, аранжировка и т. д.
Музыкальный материал для пения
/ четверть
«Все пройдет». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.
«Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова,
ел. Ю. Энтина.
«Отговорила роща золотая» — муз. Г. Пономаренко, ел. С. Есенина.
«С нами, друг!» — муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой.
«Листья желтые» — муз. Р. Паулса, ел. Я. Петерса, пер. с латышского И. Шаферана.
«Сторона моя». Песня Гудвина. Из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» —
муз. И. Космачева, ел. Л. Дербенева.
«Школьный корабль» — муз. Г. Струве, ел. К. Ибряева.
// четверть
«Московские окна» — муз. Т. Хренникова, ел. М. Матусовского. , «Огромное небо» —
муз. О. Фельцмана, ел. Р. Рождественского.
«Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, ел. Л. Дербенева.
«Колокола». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю.
Энтина.
«Песенка о хорошем настроении». Из кинофильма «Карнавальная ночь» — муз. А.
Ленина, ел. В. Коростылева.
«Песня остается с человеком» — муз. А. Островского, ел. С. Островского.
«Сайта Лючия» — итальянская народная песня, пер. В. Струева и Ю. Берниковской.
III четверть
«Женька» — муз. Е. Жарковского, ел. К. Ваншенкина.
«Звездочка моя ясная» — муз. В. Семенова, ел. О. Фокиной.
«Надежда» — муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова.
«Песня гардемаринов». Из телефильма «Гардемарины, вперед!» — муз. В. Лебедева, ел.
Ю. Ряшенцева.
«Прощайте, скалистые горы» — муз. Е. Жарковского, ел. Н. Букина.
«Трус не играет в хоккей» — муз. А. Пахмутовой, ел. С. Гребенникова и Н. Добронравова.
«Честно говоря» — муз. С. Дьячкова, ел. М. Ножкина.
«Хорошие девчата» — муз. А. Пахмутовой, ел. М. Матусовского.

IV четверть
«Березовый сок». Из кинофильма «Мировой парень» — муз. В. Баснера, ел. М.
Матусовского.
«На безымянной высоте». Из кинофильма «Тишина» — муз. В. Баснера, ел. М.
Матусовского.
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А. Дидурова.
«Темная ночь». Из кинофильма «Два бойца» — муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова.
«Песня старого извозчика» — муз. Н. Богословского, ел. Я. Родионова.
«Четырнадцать минут до старта» — муз. О. Фельцмана, ел. В. Войновича.
«Песня туристов». Из оперы «А зори здесь тихие» — муз. К. Молчанова, ел. народные.
Музыкальные произведения для слушания
И. Бах. «Ария», ре мажор BWV 1068.
Л. Бетховен. «Allegro con brio». Из симфонии № 5, до минор, ор. 67.
Дж. Визе. «Вступление». Из оперы «Кармен».
Дж. Визе. «Хабанера». Из оперы «Кармен».
М. Майерс. «Каватина».
М. Равель. «Болеро».
Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Севильский цирюльник», и И. Штраус. «Вальс». Из
оперетты «Летучая мышь».
Ф. Шуберт. «Серенада».
М. Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя».
«Горные вершины» — муз. А. Рубинштейна, ел. М. Лермонтова.
М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов».
С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трем апельсинам».
Н. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы». Из оперы «Садко».
Г. Свиридов. «Увертюра». Из кинофильма «Время, вперед».
Г. Свиридов. «Тройка». «Вальс». Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель».
А. Хачатурян. Танец с саблями. Из балета «Гаянэ».
П. Чайковский. «Allegro con fuoco». Из концерта для фортепиано с оркестром № 1, сибемоль минор, ор. 23.
Э. Морриконе. «Мелодия». Из кинофильма «Профессионал». Л. Субраманиам.
«Иллюзия».
Е. Дога. «Мой белый город». Из музыки к одноименному кинофильму.
8 класс (34)
Пение
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:
совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание,
звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;
выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;
пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности,
легкости, подвижности;
точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых,
интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие, упражнения:
— пение на одном звуке, на разные слоги;
— пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги;
— пение попевок с полутоновыми интонациями;
— пение с закрытым ртом;
— совершенствование певческого дыхания;
— упражнения на чистое округленное интонирование;
— вокально-хоровые распевания на песнях;

— пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5—7-х классах.
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и
чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г.
Свиридов.
Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7 классов.
Музыкальная грамота
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных
произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп,
динамика, лад, мет-роритм, мелодия, гармония, тембр.
Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.
Музыкальный материал для пения
I четверть
«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» — муз. Б. Баснера, ел. М.
Матусовского.
«Гляжу в озёра синие». Из телефильма «Тени исчезают в полдень» — муз. Л. Афанасьева,
ел. И. Шаферана.
«Конопатая девчонка» — муз. Б. Савельева, ел. М. Пляцковского.
«Не повторяется такое никогда» — муз. С. Туликова, ел. М. Пляцковского.
«Подмосковные вечера» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. М. Матусовского.
«Моя Москва» — муз. И. Дунаевского, ел. М. Лисянского и С. Аграняна.
«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» — муз. Т. Хренникова, ел. В.
Гусева.
// четверть
«Город золотой» — муз. Ф. Милано, ел. А. Хвостова и А. Волохонского, обр. Б.
Гребенщикова.
«Есть только миг». Из кинофильма «Земля Санникова» — муз. А. Зацепина, ел. Л.
Дербенева.
«Песенка о медведях». Из кинофильма «Кавказская пленница» — муз. А. Зацепина, ел. Л.
Дербенева.
«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» — муз. А.
Зацепина, ел. Л. Дербенева.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова,
ел. А. Вознесенского.
«Мой белый город» — муз. Е. Доги, ел. В. Лазарева.
/// четверть
«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» — муз. А. Пахмутовой, ел. М. Матусовского.
«Спят курганы темные». Из кинофильма «Большая жизнь» — муз. Н. Богословского, ел. Б.
Ласкина.
«Когда весна придет...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» — муз. Б. Мокроусова,
ел. А. Фатьянова.
«Рассвет-чародей» — муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.
«Пожелание» — муз. и ел. Б. Окуджавы.
«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» — Муз. В. Гевиксмана, Г.
Ференс
IV четверть
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» — муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Фатьянова.
«День Победы» — муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.
«Нам нужна одна победа». Из кинофильма «Белорусский вокзал» — муз. и ел. Б.
Окуджавы.

«Прощальный вальс». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, ел. А.
Дидурова.
«Ваши глаза» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина.
«Прощайте, голуби» — муз. М. Фрадкина, ел. М. Матусовского.
Музыкальные произведения для слушания
И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.
И. Бах. «Sarabanda». Из Французской сюиты № 1.
Л. Бетховен. «Grave». «Allegro di molto e con brio». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13,
«Патетическая».
И. Брамс. «Венгерский танец № 5», фа-диез минор.
Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».
Г. Гендель. «Passacalia». 'Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, №
1.
Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».
A.
Дворжак.
«Славянский
танец»,
ми
минор.
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2».
B.
Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».
B.
Моцарт. «Allegro molto». Из симфонии № 40, KV 550.
А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).
C.
Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище».
Из кантаты «Александр Невский».
Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки». Из оперы «Садко».
Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии».
Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы
«Снегурочка».
Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к пове-г и А. Пушкина «Метель».
И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».
А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».
П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 — bis.
Д. Шостакович. «Первая часть». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».
«Я ли в поле да не травушка была...» — муз. П. Чайковского, ел. И. Сурикова.
Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».
Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.
X. Родриго. «Аранхуэсский концерт».
«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» — муз. А. Петрова, ел. Р. Киплинга.
Русский текст Г. Кружкова.
4. Тематическое планирование
класс

тема раздела

Кол-во
часов

5
класс

Раздел 1. Народные инструменты

9

Раздел 2.Особенности русского фольклоров

8

Раздел 3.Многожанровость музыки.

9

Раздел 4.Элементарное понятие о нотной грамоте

8

Раздел 1. Музыка и изобразительное искусство.

9

Раздел 2. Музыка в театре и кино.

8

6
класс

7
класс

8
класс

Раздел 3. Музыкальные профессии

9

Раздел 4. Симфонический оркестр

8

Раздел 1. Взаимосвязь легкой и серьезной музыки.

9

Раздел 2. Композиторы-

8

Раздел 3. Жанры музыкальных произведений

9

Раздел 4. Современные музыкальные инструменты-

8

Раздел 1. Взаимосвязь разных видов искусства
9
Раздел 2 Музыка –это жизнь
Раздел 3. Народная музыка
Раздел 4 Музыка и жизнь
Раздел5 Театр Оперы и балета. Музыка не имеет границ

Поурочное планирование
5 класс
№
Тема
урока
Народные инструменты
9часов
1
Состав оркестра народных инструментов.
2
состава оркестра народных инструментов.
3
звучания оркестра народных инструментов.
4
Народные инструменты.
5
Народные инструменты.
6
Народные инструменты.
7-8
Авторская и народная песня.
9
Обобщение по теме: «Народные инструменты»
Особенности русского фольклора
(8 часов)
10
Особенности русского фольклора.
11
Частушки.
12
Прибаутки.
13
Потешки.
14
Особенности русского фольклора.
15
Песни о России.
16
Значение фольклора для людей.
17
Обобщение по теме:
Многожанровость музыки.
(9 часов)
-18Многожанровость музыки.

7
3
4
11

19
-2021
22
23
24
25
26

-27
28-29
30-31
32-33
34

Связь музыки с жизнью народа и его бытом.
Песни о мире.
Песни о труде.
Песни о Родине.
Народная песня в творчестве композиторов.
Обобшение по теме: «Многожанровость музыки»
Элементарное понятие о нотной грамоте
(8часов)
Элементарное понятие о нотной грамоте.
Нотный стан. Нота.
Звук. Пауза.
Музыкальный размер 2/4; 3/4; 4/4.
Урок обобщения за весь год

6 класс
№
Тема
урока
Музыка и изобразительное искусство.-8
1.
2. 3.
4. 5
.6-7
8-

Музыка и изобразительное искусство.
Картины природы в музыке и живописи.
Музыка, изображающая реальность.
Можем ли мы увидеть музыку.
Картины нарисованные музыкой.

9-10
11-12
13-14
15-16
17

Музыка в театре и кино-9
Музыка и театр.
Музыка и киноискусство.
Музыка и анимация.
Роль музыки в раскрытии содержания фильма, спектакля, образов героев.
Урок обобщения по 1 полугодию
Музыкальные профессии-9

18-19
20-21
22-23
24-25
26

27-28
29-30
31-32
33-34

Особенности творчества Моцарта.
Особенности творчества Бетховена
Особенности творчества Грига.
Музыкальные профессии. Пианист, скрипач, гитарист, трубач,солист, артист,
певец.
Композитор, дирижер, музыкант.
Симфонический оркестр -8
Симфонический оркестр
Духовые деревянные инструменты.
Духовые медные инструменты.
Ударные инструменты.

7 класс

№
урок
а
1
2
3-4
5-6
7-8
9
9-10
11-12
14-15
16
17

18
19-20
21-22
23
24
25
26
27-28
29-30
31
32
33
34

Тема
Взаимосвязь легкой и серьезной музыки-9
Легкая музыка.
Серьезная музыка.
Взаимосвязь легкой и серьезной музыки.
Вокальная музыка.
Музыка, имеющая литературный сюжет.
Обобщение
Композиторы-8
Особенности творчества Глинки.
Особенности творчества Чайковского.
Особенности творчества Римского- Корсакова.
Особенности творчества композиторов.
(Л. В. Бетховен) зарубежная музыка
Особенности творчества композиторов.
В.А.Моцарта зарубежная музыка
Жанры музыкальных произведений-9
Жанры музыкальных произведений.
Опера.
Балет.
Симфония.
Концерт.
Соната.
Романс.
Современные музыкальные инструменты-8
Современные музыкальные инструменты.
Электронные музыкальные инструменты.
Аккомпанемент, аранжировка.
Бас, аккорд.
Современные музыканты.
Обобщение темы.

8класс
№
урок
а
1.
2
3
4
5
6.
7
8
9
10.
11

Тема
1. Взаимосвязь разных видов искусства. - 9ч
Взаимосвязь видов искусства , выражение чувств в образах
Основные жанры в музыке песня
Основные жанры в музыке танец
Средства выразительности музыки тембр, характер
Средства выразительности музыки Динамика, Ритм
Разбираем музыкальное произведение.
Музыкальная грамота
Выражение мыслей и чувств человека в музыке.
Взаимосвязь видов искусства Обобщение
2. Музыка- это жизнь - 7ч
Героика в музыке М Бородин Князь Игорь
Героика в музыке Л.В.Бетховена

12
13
14
15
16.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Лирика в музыке Ф Лист
Лирика в музыкеВ.А,Моцарт
Юмор в музыке Д Верди
Юмор в музыке
Музыка- это жизнь. Обобщение
3. Народная музыка - 3ч
Истоки музыки- народная песня
Народная песня
Оркестр народных инструментов
4 Музыка и жизнь -4ч
Духовность в музыке. Молитва.
Духовность в музыке И.С. Бах
Эпос в музыке С. С. Прокофьев А.Невский
Эпос в музыке
5.Театр Оперы и балета. Музыка не имеет границ - 11ч
Балет – красота и сказочность русской музыки Либретто
Балет Знаменитые мастера
Опера. Мастера оперного жанра.
Народная опера
М. И. Глинка опера «Иван Сусанин»
Симфония
Состав Симфонии
.Мастера симфонического жанра
Примеры симфонии в современном исполнении
Симфонический оркестр
Музыка не имеет границ. Урок-обобщение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».