МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru
Приложение № 1 к адаптированной образовательной программе
основного общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальные нарушения) МАОУ «СОШ
№12», утвержденной приказом директора МАОУ «СОШ №12»
от 10.07.2020 № 175
Калина
Лариса
Витальевна
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 13:08:06
Foxit Reader Версия: 9.7.2
Рабочая программа
учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
основное общее образование
(для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальные нарушения))
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Адаптированная образовательная программа начального общего и основного
общего образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) МАОУ «СОШ №12»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
5-9 кл. /под. Ред. В.В. Воронковой. 2010г.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого
материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени
владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые
произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая
вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей,
тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию
писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических
произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают
слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка
героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и
их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного
воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным
ситуациям.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
5
КЛАСС
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и
ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к
Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Устное народное творчество. Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и
поговорки, загадки.
Картины родной природы. Рассказы, стихи, сказки и научно – популярные статьи о
природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в
представлениях наших предков ( духи леса, воды, земли). Светские и православные
праздники в разные времена года. Труд и развлечение детей, их помощь взрослым. ( Ф.
Тютчев, Г. Скребицкий, К. Бальмонт, С. Есенин и др.)
Басни Крылова. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
О животных. Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека. ( А.
Толстой, К. Паустовский, Б. Житков, Э. Осадов, Ф. Абрамов, С. Михалков).
Из прошлого нашего народа. Рассказы, стихи, научно – популярные статьи, содержащие
краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России
(полководцы, писатели, художники). Произведения О. Тихомирова, С. Алексеева, Н.
Некрасова, А. Куприн, Л. Жариков.
Спешите делать добро. Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие
освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Авторы: Н. Хмелик, О.
Бондарчук, В, Осеева, А. Платонов, В. Распутин.
Из произведений зарубежных писателей. Детские рассказы, сказки о жизни в разных
странах авторов В.Гюго, М. Твен, С. Лагерлеф, Г.Андерсен.
Навыки чтения.
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на
словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой
структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия
слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и
структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с
опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений,
синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе
различных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах
предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям
текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или
другого с заглавием текста. Выделение частей текста в соответствии с данным планом.
Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному
плану. Включение в пересказ произведения необходимых средств связи предложений и
частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация
диалогов. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с
помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение
непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений,
характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с
помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к
своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами
устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение
дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к
уроку внеклассного чтения.
6
КЛАСС
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из
художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о
борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней;
о знаменательных событиях в жизни страны.
Моя родина: Песков,М. Ножкин ,М. Пришвин
Золотая осень :Б. Бианки,И. Бунин ,Ю. Качаев .Б. Житков ,А. Белорусец, К.Паустовский
И. Тургенев ,Е. Носов ,В. Астафьев
Великая радость - работа С. Михалков ,Б. Заходер , Д. Биссет, Дж. Родари
Страницы истории Ф. Глинка ,В. Бианки ,С.Алексеев, Е.Холмогорова
Что такое хорошо, что такое плохо. Н. Носов, Е. Пермяк , Д.Гальперин
Здравствуй, гостья – Зима В.Бианки ,Е.Благинина ,А.Никитин ,А.Дорохов ,А. Пушкин,
Д.Хармс ,В.Бианки , Х.-К.Андерсен ,А. Чехов ,И.Никитин ,И.Суриков ,М.Зощенко ,Ю.
Рытхэу ,Ю.Дмитриев ,В.Бианки ,С.Маршак ,Х.-К.Андерсен
Весна – красна С.Смирнов ,В. Бианки ,В.Песков,М. Пришвин ,Г.Скребицкий
В.Жуковский ,А. Толстой ,А. Твардовский ,А. Плещеев ,В Бианки ,К. Паустовский
Рассказы о животных В.Астафьев,Е.Баронина ,В.Драгунский ,Д.Хармс ,И.Крылов
,Р.Киплинг
Рассказы, сказки, стихи для детей В.Набоков ,В.Бианки М.Дудин ,В.Медведев ,К.
Паустовский,А. де Сент-Экзюпери ,В.Астафьев ,Н.Рыленков
Внеклассное чтение :
Астафьев В.П "Белогрудка"
В.В.Бианки "Голубые лягушки"
Е.А.Пермяк "Голубые белки"
М.М.Пришвин "Лесной хозяин"
7
КЛАСС
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и
творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные
сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова,
Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко.
Произведения М.Горького, М.В.Исаковского, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко,
Н.И.Рыленкова, Ю.И.Коваля, Ю.Я.Яковлева, К.М.Симонова, В.П.Катаева, Р.П.Погодина,
А.Г.Алексина, К.Я.Ваншенкина.
Внеклассное чтение
Литература:
В.П.Астафьев «Гуси в полынье»
Л.Кассиль «Ночная кукушка»
А.П.Чехов «Каштанка»
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
К.Г.Паустовский «Жильцы старого дома»
В.Бианки «Бешеный бельчонок»
А.П.Гайдар «Судьба барабанщика»
В.П.Катаев «Хуторок в степи»
8
КЛАСС
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова,
И.С.Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
Произведения В.Г.Короленко, М.Горького, С.А.Есенина, А.П.Платонова, А.Н.Толстого,
Н.А.Заболоцкого, К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского,
В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова.
Внеклассное чтение
Литература:
А.Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто»
В.А.Коверин «Два капитана»
Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
9
КЛАСС
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных
качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А.
Некрасова, Л. Н. Толстого, А. А. Фета, А. П. Чехова.
Произведения А. М. Горького, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина,
Н. М. Рубцова, Ю. И. Коваля , М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского.
Произведения Р. Л. Стивенсона, Э. Сетон-Томпсона, Д. Даррелла
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Литература:
Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"
А.П. Чехов "Лошадиная фамилия"
М.И.Цветаева Стихотворения
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Л.Андреев "Кусака"
Ю.И.Коваль "Картофельная собака"
В. В. Быков «Обелиск».
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
наизусть 6—8 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про
себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию
тексты — самостоятельно.
6 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
наизусть 8—10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «i ipo себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
КЛАСС
8
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
9
КЛАСС
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в
связи с прочитанным.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.
№
1
2
3
4
5
5 КЛАСС
Наименование разделов
Устное народное творчество
Сказки
А.С.Пушкин
Д.Н.Мамин – Сибиряк
Картины родной природы
Г. Скребицкий
И.Суриков
А.Платонов
А.Прокофьев
Ю.Гордиенко
И.Соколов – Микитов
К.Бальмонт
В.Астафьев
И.Бунина
О друзьях - товарищах
Ю.Яковлев «Колючка»
Н.Носов
В.Медведев
Л.Воронцовой
Я.Аким
Басни Крылова
Количество часов
5
22
4
4
15
5
1
2
1
2
1
1
1
1
10
3
2
1
2
1
3
6
7
8
9
10
11
Спешите делать добро
Н. Хмелик
О.Бондарчук
В.Осеева
А.Платонов
В.Распутин
В.Брюсов
Р Рождественский
Картины родной природы
Ф.Тютчев
Г. Скребицкого
К.Бальмонт
С.Есенин
А.С.Пушкина
Картины родной природы.
Г. Скребицкого
А.Толстогй
А.С.Пушкин
А.Блок
Е.Серова
И. Соколов – Микитов
И.Бунин
С. Есенин
Я.Аким
12
2
1
3
3
1
1
1
7
1
2
1
2
1
15
6
2
1
1
1
1
1
1
1
О животных
Н.Гарин – Михайловский
А.Толстой
К.Паустовский
Б.Житков
Э. Осадов
Ф. Абрамов
С.Михалков
Из прошлого нашего народа
О.Тихомиров
С.Алексеев
Н.Некрасов
А.Куприн
Л. Жариков
Ю. Коринец
Из произведений зарубежных писателей
В.Гюго «Гаврош»
М.Твен
С. Лагерлеф
«Русалочка»
17
3
3
2
3
2
2
1
12
3
2
1
3
2
1
15
4
5
4
2
136
ИТОГО
6
№
1
КЛАСС
Наименование разделов
Моя родина
По Песков
М. Ножкин
М. Пришвин
Количество часов
4
1
1
1
2
Золотая осень
Б. Бианки
И. Бунин
Ю. Качаев
Б. Житков
А. Белорусец
К. Паустовский
И. Тургенев
Е. Носов
В. Астафьев
8
2
1
1
2
4
3
1
2
1
3
Великая радость - работа
С. Михалков
Б. Заходер
По Д. Биссету
Дж. Родари «Как один мальчик играл с
палкой».
Урок внеклассного чтения.
Страницы истории
Ф. Глинка
В. Бианки
С.Алексеев
Е.Холмогорова
Урок внеклассного чтения.
Что такое хорошо, что такое плохо.
Н. Носов
Е. Пермяк
Д.Гальперин
Здравствуй, гостья – Зима
В.Бианки
Е.Благинина
А.Никитин
А.Дорохов
А. Пушкин
Д.Хармс
В.Бианки
Урок внеклассного чтения
Х.-К.Андерсен
А. Чехов
И.Никитин
И.Суриков
М.Зощенко
Ю. Рытхэу
Ю.Дмитриев
В.Бианки
С.Маршак
Х.-К.Андерсен
Урок внеклассного чтения.
9
1
1
2
3
1
4.
5
6.
15
1
1
4
4
1
5
2
2
1
33
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
2
2
1
1
4
6
1
7.
Весна – красна
С.Смирнов
В. Бианки
В.Песков
М. Пришвин
Г.Скребицкий
В.Жуковский
А. Толстой
А. Твардовский
А. Плещеев
В Бианки
К. Паустовский
Урок внеклассного чтения
19
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
5
1
8.
Рассказы о животных
В.Астафьев
Е.Баронина
В.Драгунский
Д.Хармс
И.Крылов
Р.Киплинг
Урок внеклассного чтения
Рассказы, сказки, стихи для детей
В.Набоков
В.Бианки
М.Дудин
В.Медведев
К. Паустовский
А. де Сент-Экзюпери
В.Астафьев
Н.Рыленков
Урок внеклассного чтения.
4
1
2
1
1
1
6
1
20
1
1
1
3
3
2
1
1
1
9
7
№
1
2
3
КЛАСС
Наименование разделов
Устное народное творчество
Из произведений русской литературы ХIХ
века
А.С.Пушкин
Внеклассное чтение В.Астафьев «Гуси в
полынье»
М.Ю.Лермонтов
И.А.Крылов
Внеклассное чтение Л.Кассиль «Ночная
кукушка»
Н.А.Некрасов
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
Внеклассное чтение А.П.Чехов «Каштанка»
В.Г.Короленко
Обобщение по разделу
Из произведений русской литературы ХХ
Количество часов
11+1(внекл. чт.)
37+3(внекл. чт.)
8
1
3
4
1
4
8
3
1
6
1
45+5(внекл. чт.)
века.
М.Горький
Внеклассное чтение Д.Дефо «Робинзон Крузо»
М.В.Исаковский
К.Г.Паустовский
Внеклассное чтение К.Г.Паустовский «Жильцы
старого дома»
М.М.Зощенко
Н.И.Рыленков
Ю.И.Коваль
Ю.Я.Яковлев
Внеклассное чтение В.Бианки «Бешеный
бельченок»
К.М.Симонов
В.П.Катаев
Внеклассное чтение А.П.Гайдар «Судьба
барабанщика
Р.П.Погодин
А.Г.Алексин
К.Я.Ваншенкин
Внеклассное чтение. А.А.Сурков Стихи
Обобщение по разделу
8
№
1
2
3
4
7
1
3
4
1
3
3
8
4
1
2
2
1
3
3
2
1
1
КЛАСС
Наименование разделов
Устное народное творчество
Произведения русских писателей ХIХ века:
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Внеклассное чтение А.Р. Беляев «Золотая гора»,
«Прыжок в ничто»
И.А.Крылов
Н.А.Некрасов
И.С.Никитин
Внеклассное чтение
И.С.Тургенев
Л.Н.Толстой
Произведения русских писателей 1-ой
половины ХХ века:
А.П.Чехов
В.Г.Короленко
М.Горький
С.А.Есенин
А.П.Платонов
А.Н.Толстой
Н.А.Заболоцкий
Произведения русских писателей 2-ой
половины ХХ века:
К.Г.Паустовский
Внеклассное чтение (рассказы о ВОВ)
Р.И.Фраерман
Л.А.Кассиль
Количество часов
8 часов
41час
8
5
1
4
6
3
1
10
3
25часов
2
9
3
5
2
3
1
28 часов
2
1
8
3
А.Т.Твардовский
В.М.Шукшин
В.П.Астафьев
Р.П.Погодин
А.А.Сурков
4
3
2
4
1
КЛАСС
9
№
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Устное народное творчество
Произведения русской литературы 18 века
В.А. Жуковский
И.А.Крылов
А.С. Пушкин
Произведения русской литературы 19 века
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Н. А. Некрасов
А. А. Фет
А. П. Чехов
Произведения русских писателей 20 века.
М. Горький
В. Маяковский.
М. И. Цветаева
К. Г. Паустовский
С. Есенин
Е. И. Носов
Н. М. Рубцов
Ю. И. Коваль
М. А. Шолохов
Рассказы о Великой Отечественной войне
Зарубежная литература
Роберт Луис Стивенсон
Эрнест Сетон-Томпсон
Джеральд Даррелл
Количество часов
10
14
4
3
8
24
4
8
3
2
8
42
2
2
2
5
2
6
3
5
9
4
12
4
3
3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
ТЕМА УРОКА
Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества. Считалки.
Жанры устного народного творчества. Заклички – приговорки.
Жанры устного народного творчества. Потешки.
Народная мудрость пословиц и поговорок.
Жанры устного народного творчества. Загадки.
Сказки
Окружающий мир в народных сказках. «Никита Кожемяка»
Отражение народной мудрости в сказке «Никита Кожемяка»
Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
22
1
1
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Реальное и фантастическое в сказке «Как наказали медведя»
Отражение народных вкусов и пристрастий «Золотые руки»
Нравственные проблемы в сказке «Золотые руки»
Добро и зло в сказке «Морозко»
Р/Р.Сочинение по иллюстрации к сказке «Морозко»
Отношение к труду в сказке «Морозко»
Нравственные идеалы в сказке «Два Мороза»
Отношение к труду в сказке «Два Мороза»
Добро и зло в сказке «Два Мороза»
Правда и вымысел в сказке «Три дочери»
Добро и зло в сказке «Три дочери»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Волшебство в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»
Нравственные идеалы в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях»
Сходство сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» с народной
Сказка о животных. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
Нравственные проблемы сказки Д.Н.Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»
Близость сказки «Серая Шейка» к народной
Отношение к животным в сказке Д.Н.Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»
Р\Р. Сочинение «Образ Серой Шейки»
Картины родной природы
Красота родной природы в рассказе Г. Скребицкого «Лето», «Июнь»
Краски лета в рассказе Г. Скребицкого «Июнь»
Любование родной природой в стихотворении И.Сурикова «Ярко солнце
светит»
Краски природы в рассказе А.Платонова «Июльская гроза»
Нравственные проблемы в рассказе «Июльская гроза»
Р\Р. Сочинение «Образ девочки Наташи» по произведению А.Платонова
«Июльская гроза»
Восхищение родной природой в стихотворении А.Прокофьева «Береза»
Краски лета в стихотворении Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к
закату»
Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату». Обучение выразительному
чтению.
Приметы осени в рассказе Г. Скребицкого «Сентябрь»
Картины родной природы в рассказе И.Соколова – Микитова «Золотая
осень»
Грустные нотки в стихотворении К.Бальмонта «Осень»
Жизнь леса в рассказе Г. Скребицкого «Добро пожаловать»
Элегические чувства в рассказе В.Астафьева «Осенние грусти»
Картины зимы в стихотворении И.Бунина «Первый снег»
Р/Р. Сочинение на тему «Наступает осень»
О друзьях - товарищах
Взаимоотношения подростков в рассказе Ю.Яковлева «Колючка»
Нравственные проблемы в рассказе Ю.Яковлева «Колючка»
Р/Р. Составление плана рассказа
Поступки героев и взаимоотношения в рассказе Ю.Яковлева «Рыцарь
Вася»
Дружба в понимании героев рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
дома»
Дружба в понимании героев рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и
дома»
Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе В.Медведева
«Фосфорический мальчик»
Взаимоотношения героев и их поступки в рассказе Л.Воронцовой
«Дорогой подарок»
Нравственные уроки произведения Л.Воронцовой «Дорогой подарок»
Образ учителя в стихотворении Я.Акима «Твой друг»
Басни Крылова
Мораль в басне И.Крылова «Ворона и лисица»
Высмеивание недостатков в басне И.Крылова «Щука и кот»
Мораль басни И.Крылова «Квартет»
Спешите делать добро
Взаимоотношения детей и родителей в рассказе Н. Хмелика «Будущий
Олимпиец»
Заботливые отношения детей к своим бабушкам и дедушкам в рассказе Н.
Хмелика «Будущий Олимпиец»
Уроки нравственности в рассказе О.Бондарчука «Слепой домик»
Нравственные проблемы рассказа В.Осеевой «Бабка»
Взаимоотношения между детьми и родными в рассказе В.Осеевой
«Бабка»
Отношения близких людей в рассказе В.Осеевой «Бабка»
Любовь к матери в рассказе А.Платонова «Сухой хлеб»
Нравственные уроки в рассказе А.Платонова «Сухой хлеб»
Р/Р. Изложение эпизода из рассказа А.Платонова «Сухой хлеб»
Доброе отношение к животным в рассказе В.Распутина «Люся»
О труде человека в стихотворении В.Брюсова «Труд»
Подвиг летчиков во время войны в стихотворении Р Рождественского
«Огромное небо»
Контрольное тестирование по теме «Спешите делать добро»
Картины родной природы
Волшебство в стихотворении Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…»
Приметы зимы в рассказе Г. Скребицкого «Декабрь»
Приметы зимы в стихотворении К.Бальмонта «К зиме»
Жизнь животных зимой в лесу. Г. Скребицкий «Всяк по – всякому»
Любовь к природе. С.Есенин «Поет зима – аукает»,«Береза»
Чувство одиночества в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
Р/Р, Сочинение на тему «Зима»
Картины родной природы.
Приметы весны в рассказе Г. Скребицкого «Март» и в стихотворении
А.Толстого «Вот уж снег последний тает…»
Приметы весны в рассказе Г. Скребицкого «От первых проталин до
первой грозы»
Приметы весны в рассказе Г. Скребицкого «Весна – Красна»
Приметы весны в рассказе Г. Скребицкого «Грачи прилетели»
Р/Р, Изложение «Грачи прилетели»
Картины природы в рассказе Г. Скребицкого «Заветный кораблик»
Картины природы в рассказе Г.Скребицкого «В весеннем лесу»
Приметы весны в отрывке «Весенние ручьи» из произведения А.Толстого
«Детство Никиты»
А.С.Пушкин «Гонимы вешними ручьями». Обучение выразительному
1
1
1
1
1
3
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
чтению
Чувство любования весенней природой в стихотворении А.Блока
«Ворона»
Состояние природы ранней весной в стихотворении Е.Серовой
«Подснежник»
Приметы наступления весны в рассказе И. Соколова – Микитова «Весна»
Картины природы в стихотворении И.Бунина «Крупный дождь в лесу
зеленом»
С. Есенин «Черемуха». Обучение выразительному чтению
Чувство радости в стихотворении Я.Акима «Весна, весною, о весне…»
Р/Р, Составление рассказа по данному плану
О животных
Нравственный поступок героя в отрывке из повести Н.Гарина –
Михайловского «Детство Темы»
Доброе отношение к животным в произведении Н.Гарина –
Михайловского «Детство Темы»
Нравственные уроки в произведении Н.Гарина – Михайловского «Детство
Темы»
Спасение воробья в отрывке из повести А.Толстого Детство Никиты» «Желтухин»
Нравственный поступок героя повести А.Толстого Детство Никиты» «Желтухин»
Любовь к животным в отрывке из повести А.Толстого Детство Никиты» «Желтухин»
Жизнь животных в рассказе К.Паустовского «Кот – Ворюга»
Доброе отношение к животным в рассказе К.Паустовского «Кот –
Ворюга»
Животные в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку»
Отношение людей к животным в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку»
Уроки доброты в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку»
Осуждение бездушных людей, бросающих животных в стихотворении Э.
Осадова «Дачники»
Нравственные уроки в стихотворении Э. Осадова «Дачники»
Отношение к диким животным в рассказе Ф, Абрамова «Из рассказов
Олены Даниловны»
Помощь животным в рассказе Ф, Абрамова «Из рассказов Олены
Даниловны»
Отношение человека ко всему живому на земле в стихотворении
С.Михалкова «Будь человеком»
Р/р. Сочинение – миниатюра «Помощь животным»
Из прошлого нашего народа
Страницы истории в произведении О.Тихомирова «На поле Куликовом»
Подвиг князя Дмитрия Донского в произведении О.Тихомирова «На поле
Куликовом»
Нравственные уроки произведения О.Тихомирова «На поле Куликовом»
Подвиг русских воинов в рассказе С.Алексеева «Рассказы о войне 1812
года»
Подвиг русских воинов в рассказе С.Алексеева «Рассказы о войне 1812
года»
Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос»
Отрывок из произведения А.Куприна «Белый пудель»
Взаимоотношения героев рассказа А.Куприна «Белый пудель»
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Любовь к животным в рассказе А.Куприна «Белый пудель»
Подвиг защитников Москвы в рассказе Л. Жарикова «Снега, поднимитесь
метелью»
Нравственные уроки произведения Л. Жарикова «Снега, поднимитесь
метелью»
Тема памяти в стихотворении Ю. Коринец «У могилы неизвестного
солдата»
Из произведений зарубежных писателей
Образ Гавроша в произведении В.Гюго «Гаврош»
Отношение Гавроша к малышам в произведении В.Гюго «Гаврош»
Поступки Гавроша в произведении В.Гюго «Гаврош»
Мир детства в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»
Взаимоотношения Тома и Беки в произведении М.Твена «Приключения
Тома Сойера»
Смелость и предприимчивость подростков в произведении М.Твена
«Приключения Тома Сойера»
Приключения друзей в произведении М.Твена «Приключения Тома
Сойера»
Уроки жизни в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»
Мир приключений в сказке С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса
с дикими гусями»
Волшебное и реальное в сказке С. Лагерлефа «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями»
Образ Нильса в сказке С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями»
Составление плана по сказке в сказке С. Лагерлефа «Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями»
Возвышенность и благородство сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка»
Образ Русалочки в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»
Р/р. Сочинение «Образ Русалочки»
6
№
1
2
3
4
5
6
7
8-9
1013
1416
17
1819
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
КЛАСС
ТЕМА УРОКА
Кол-во
часов
Моя родина
Урок внеклассного чтения. Самые интересные книги, прочитанные летом.
По Пескову «Отечество».
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя родина».
Золотая осень
Б. Бианки «Сентябрь».
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Ю. Качаев «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
4
1
1
1
1
18
1
1
1
2
4
К. Паустовский «Заячьи лапы» .
3
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще».
Е. Носов «Хитрюга».
1
2
20
21
22
23
24
25
26
27
2829
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
4748
4950
51
52
53
54
55
56
57
58
5962
63
64
В. Бианки «Октябрь».
Урок внеклассного чтения. По В. Астафьеву «Белогрудка»
Обобщающий урок.
Великая радость - работа
С. Михалков «Будь человеком».
Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
Дж. Рожари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
1
1
1
9
1
1
1
1
1
2
Урок внеклассного чтения. М.Пришвин «Лесной хозяин»
Обобщение пройденного.
Страницы истории
Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей -разбойник».
Ф. Глинка «Москва».
В. Бианки «Ноябрь».
Тестирование по пройденному материалу. Проверка техники чтения.
Литературный ринг.
Литературные игры.
По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По С.Алексееву «На берегу Неву»
По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Медаль»)
По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» («Гришенька»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («Серебряный
лебедь»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («Боевое крещение»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («День рождения
Наполеона»)
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин» («В дни спокойные»)
Урок внеклассного чтения.
Библиотечный урок.
Что такое хорошо, что такое плохо.
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Е. Пермяк «Тайна цены»
2
Д.Гальпериной (перевод) «Здравствуйте»
6.Здравствуй, гостья – Зима (33ч.)
В.Бианки «Декабрь»
Е.Благинина «Новогодние загадки»
А.Никитин «Встреча зимы»
А.Дорохов «Теплый снег»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Д.Хармс «Пушкин»
В.Бианки «Январь»
Урок внеклассного чтения. В.Бианки «Голубые лягушки»
Проверка техники чтения
Х.-К.Андерсен «Ель»
1
А. Чехов «Ванька».
И.Никитин «Весело сияет».
1
1
1
1
1
1
5
2
1
1
1
1
1
1
1
4
65
6667
6869
70
71
7275
76
7782
83
84
85
86
87
88
8990
91
92
93
94
95
96100
101
И.Суриков «Белый снег пушистый».
М.Зощенко «Елка».
1
2
Ю. Рытхэу «Пурга».
2
Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость».
В.Бианки «Февраль».
С.Маршак «Двенадцать месяцев».
1
1
4
Просмотр мультфильма по одноименной сказке С.Маршака «Двенадцать
месяцев»
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева».
1
Просмотр мультфильма по одноименной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная
королева»
Урок внеклассного чтения. Е.Пермяк «Голубые белки»
Весна – красна
С.Смирнов «Первые приметы».
В. Бианки «Март».
По В.Пескову «Весна идет».
М. Пришвин «Жаркий час».
Г.Скребицкий «Весенняя песня».
1
1
19
1
1
1
1
2
В.Жуковский «Жаворонок».
А. Толстой «Детство Никиты».
А. Твардовский «Как после мартовских метелей».
А. Плещеев «А вот шатер свой голубой…»
В Бианки «Апрель».
К. Паустовский «Стальное колечко».
1
1
1
1
1
5
Просмотр мультфильма по одноименной сказке К.Паустовского
«Стальное колечко»
102 Урок внеклассного чтения «Люби живое».
Проверка техники чтения.
103 Литературная викторина.
Рассказы о животных
104 По В.Астафьеву «Злодейка»
105 По Е.Барониной «Рассказы про зверей»
106
107 В.Драгунский «Кот в сапогах»
108 Д.Хармс «Заяц и ёж»
109 И.Крылов «Зеркало и обезьяна»
110115 По Р.Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
116 Просмотр мультфильма «Рикки-Тикки-Тави» по мотивам сказки
Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»
117 Урок внеклассного чтения. Стихи о войне
Рассказы, сказки, стихи для детей
118 В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»
119 В.Бианки «Май»
120 М.Дудин «Наши песни спеты на войне»
6
1
1
1
14
1
2
1
1
1
6
1
1
20
1
1
1
121
123
124
126
127
128
129
130
131
132
133
134
136
136
В.Медведев «Звездолет Брунька»
3
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»
3
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
2
Просмотр фильма «Маленький принц» по мотивам сказки А. де СентЭкзюпери «Маленький принц»
В.Астафьев «Зорькина песня»
Н.Рыленков «Нынче ветер…»
Урок внеклассного чтения. Современные детские журналы.
Вспоминаем прочитанное.
Проверка техники чтения.
Тестирование по пройденному материалу.
Обобщающий урок по литературным сказкам
Литературные игры.
1
7
№
1
2
3
4
5
6
78
9
10
11
12
13
1418
19
20
21
1
1
1
1
1
1
1
КЛАСС
ТЕМА УРОКА
Кол-во часов
Устное народное творчество
Введение. Знакомство с учебником. Сказки.
Сказки. Сказки Урала
Сивка – бурка (русская народная сказка)
12
1
1
2
Журавль и Цапля (русская народная сказка)
Умный мужик (русская народная сказка)
Былина.Три поездки Ильи Муромца
1
1
2
Народные песни«Ах, кабы на цветы не морозы…»,» По улице мостовой»
НРК Пословицы. Загадки.
Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Внеклассное чтение.
Чтение газет и журналов.
Из произведений русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»
А.С.Пушкина «У Лукоморья»(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Внеклассное чтение.
В.Астафьев «Гуси в полынье»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино»
1
1
1
1
2224
25 Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. « Кукушка и петух»
26 Иван Андреевич Крылов. «Волк и Журавль»,
27 Иван Андреевич Крылов. «Слон и Моська»
40
1
5
1
1
1
3
1
1
1
28 Итоговый урок по творчеству И.А. Крылова
29 Внеклассное чтение.
Л.Кассиль «Ночная ромашка»
30 Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Несжатая
31 полоса»
32 Николай Алексеевич Некрасов. «Генерал Топтыгин»
33
34 Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе
35- Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник»
40
41 Итоговый урок по творчеству Л.Н.Толстого
42- Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. А. Чехов «Хамелеон»
44
Внеклассное чтение.
45 А.П. Чехов «Каштанка»
46 Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе
47- В.Г. Короленко «Дети подземелья» ( в сокращении).
51 Рр.Сочинение «Минуты радости и тревоги»
52 Обобщение по разделу
Из произведений русской литературы XIX века
Из произведений русской литературы XX века
53- Максим Горький. Слово о писателе. « Детство» (отрывки из повести)
56 ( Составление характеристики
об Алеше)
57- «В людях» (отрывки из повести)
59 ( Составление характеристики
об Алексее)
60 Внеклассное чтение.
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
61 Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте. «Детство»
62 Михаил Васильевич Исаковский. «Ветер», «Весна»
63 Составление рассказа о наступлении весны в моем городе.
64- Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.
67 К. Паустовский « Последний черт»
68 Внеклассное чтение.
К.Паустовский «Жильцы старого дома»
67- Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе.
71 « Великие путешественники»
Составление рассказа «Смешной случай ,произошедший со мной»
72- Николай Иванович Рыленков. Слово о писателе.«Деревья», «Весна без
74 вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».
75- Юрий Иосифович Коваль.
78 Слово о лисателе.
«Капитан Клюквин»
Рр.Составление характеристики клеста по плану
79- Юрий Иосифович Коваль
82 « Картофельная собака»
Пересказ от имени собаки
83- Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»
86
87 Внеклассное чтение.
В. Бианки «Бешеный бельчонок»
88- Константин Михайлович, Симонов - Военный корреспондент. « Сын
1
1
2
2
1
6
1
3
1
1
5
1
50
4
3
1
1
2
4
1
3
3
4
4
4
1
2
89 артиллериста» ( отрывки).
.Пересказ содержания стихотворения от лица Леньки
90- Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»
91
92 Внеклассное чтение
А.П. Гайдар «Судьба барабанщика»
93- Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»
95
96- Анатолий Георгиевич Алексин.
98 Слово о писателе. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»)
99 Константин Яковлевич Ваншенкин. Слово о писателе. «Мальчишка»,
10 «Снежки»
0
10 Внеклассное чтение
1
А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители»
10 Обобщение по разделу
2
Из произведений русской литературы XX века
Что читать летом»
8
№
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14.
15
16
17
18
19
2
1
3
3
2
1
1
КЛАСС
ТЕМА УРОКА
Кол-во часов
Устное народное творчество
Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
Описание дружбы и взаимовыручки в сказке «Волшебное кольцо».
Поролевое чтение отрывков из сказки «Волшебное кольцо».
Пословицы и поговорки. Умение объяснять смысл и значение.
В. А. Жуковский. «Перчатка» Оценка поведения главного героя.
«Нашла коса на камень»
И. Суриков. Поролевое чтение баллады.
Краткое знакомство с былинами. Умение правильно читать былину
плавно, напевно.
Чтение былины «Добрыня и Змей»
Произведения русских писателей XIX века
Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина
Работа по плану по статье М.Я. Васина «Публичное испытание».
Описание встречи двух лицейских друзей
И. И. Пущина «Записки о
Пушкине» .
Выразительное чтение стихотворения«Во глубине сибирских руд» А.С.
Пушкин .
Описание зимнего утра в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина.
Выразительное чтение «И. И. Пущину», «19 октября 1827 г.», «Няне» А.С.
Пушкин
Выделение основной мысли А.С. Пушкина «сожжённое письмо», «Я вас
любил» .
Выразительное чтение «Сказки о Попе и его работнике Балде» А.С.
Пушкина
Знакомство с творчеством великого русского писателя М.Ю. Лермонтова.
Выразительное чтение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова.
«Родина» М.Ю. Лермонтов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
41
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34.
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Выразительное чтение «Парус», «Сосна», М.Ю. Лермонтова
Выразительное чтение
«Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца
Калашникова»
«Песня…» как вид устного народного творчества
Внеклассное чтение А. Р. Беляев «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
И.А. Крылов. Биография
Чтение по ролям И.А.Крылова «Волк на псарне»
Главная мысль басни И.А.Крылова«Муха и пчела»
Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А.
Крылова
Знакомство с творчеством великого русского поэта Н. А. Некрасова.
Описание народного страдания в стих-ии «Размышления у парадного
подъезда» (отрывок)
Работа над выразительным чтением «В полном разгаре страда
деревенская»
Составление характеристики русской женщины по плану Н.А.Некрасова
«Мороз, Красный нос» (отрывок)
Умение выразительно читать отрывок
Н.А.Некрасова «Русские
женщины» (отрывок)
Знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Никитина.
Привитие любви к родине. Природе через стихотворение «Русь» (отрывок)
Учиться правильно читать стихотворение «Утро на берегу озера»
Систематизация знаний по творчеству Н. А. Некрасова и И.С. Никитина.
Знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева.
Работа по плану И.С.Тургенева «Муму» I часть –«Новое житье»
Выделение главной мысли в повести«Муму» II часть – «Появление друга»
Работа по плану 3 ч. Повести «Муму» III часть –
«Муму попала в немилость»
Выделение главной мысли в 4-й части «Муму» IV часть – «Исчезновение
друга»
Пересказ по плану «Муму» V часть – «Муму вернулась»
Выразительное чтение «Муму» VI часть – «Переполох в доме»
Характеристика барыни в повести «Муму» VII часть - «Приказ барыни»
Выделение главной мысли в повести «Муму» VIII часть – «Гибель Муму»,
Подготовка к изложению
Заключительный урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Знакомство с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого
Осознанное чтение Л.Н. Толстого «После бала» (в сокращении)
1
1
Осознанное чтение Л.Н. Толстого «После бала» (в сокращении)
Произведения русских писателей 1-ой половины 20 века
А.П. Чехов Знакомство с творчеством
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»
В. Г. Короленко Знакомство с творчеством
«Слепой музыкант» (отрывки)
а) знакомство с главными героями рассказа
б) характеристика детей
в) знакомство девочки с семьёй Петрика
г) дружба детей
д) встреча Петра с молодёжью
е) разговор матери и Максима
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
ж) одиночество Петра
з) сравнение героев в детские и юношеские годы
Творческий путь М. Горького
«Макар Чудра» (отрывок)
а) история Лойко и Радды
б) мастерство Горького М. при описании своих героев
Творчество поэта С. А. Есенина
Любовь поэта к родине в стихотворении «Спит ковыль»
1
1
1
1
Любовь поэта к родине в стихотворении «Спит ковыль»
Изображение зимней природы в стихотворении «Пороша»
Использование сравнений в стихотворении «Отговорила роща золотая»
А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»
а) материнская любовь в сказке
б) сравнение сказки с реальной жизнью
А.Н. Толстой «Русский характер»
а) Егор Дремов – главный герой рассказа
б) чувства Егора Дремова в родном доме
в) главная мысль рассказа
Н. А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка»
Произведения русских писателей
2-й половины XX века
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
а) чувство одиночества в рассказе
б) главная мысль рассказа
Внеклассное
чтение.
Б.Н.Полевой
«Повесть
о
настоящем
человеке»В.А.Коверин «Два капитана»
Р. И. Фраерман Знакомство с творчеством
«Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
а) знакомство с главными героями
б) чтение 2-й главы повести
в) анализ 3-й главы повести
г) характеристика главной героини
д) оценка поведения детей
е) деление 4-й главы на части
е) изображение чувства грусти в повести
Л. А. Кассиль Знакомство с творчеством
1
1
1
1
Л. А. Кассиль
«Пекины бутсы
в) характеристика Пеки Дементьева по плану
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин (отрывки из поэмы)
б) анализ главы «Гармонь»
в) подвиг Тёркина в главе «Кто стрелял?»
г) характеристика Василия Тёркина
В.М. Шукшин «Гринька Малюгин»
характеристика главного героя
выделение главной мысли рассказа
В. П. Астафьев
«Далёкая и близкая сказка»
а) искусство музыки в рассказе
б) анализ произведения
1
1
1
1
1
1
1
1
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
98
99
10
0
10
1
10
2
Р. П. Погодин «Альфред»
а) знакомство с главными героями
б) составление плана 2-й главы
в) деление 3-й главы на части
1
г) характеристика детей
оценка поведения детей
А. А. Сурков. Главная мысль стихотворения «Родина»
1
1
1
9
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8-9
10.
11
1213
14.
15.
16.
17.
1819.
20
21
2224
25.
26
27.
28.
29
3032
33
34-
1
КЛАСС
ТЕМА УРОКА
Кол-во часов
Устное народное творчество
Вводный урок по теме «Устное народное творчество»
Пословицы и поговорки. Загадки.
Русские народные песни.
Былина как вид УНТ.
Былина «На заставе богатырской».
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Сказка как вид УНТ. Виды сказок.
«Сказка про Василису Премудрую».
Сказка «Лиса и тетерев». Чтение по ролям.
Произведения русской литературы 18 века.
В.А. Жуковский – русский сказочник.
Сказка «Три пояса».
10
1
1
1
1
1
1
1
2
1
14
1
2
Внеклассное чтение «Литературная сказка».
И.А.Крылов – великий русский баснописец.
Басня «Кот и повар». Мораль басни.
Внеклассное чтение «Мораль в баснях И. А. Крылова».
Инсценировка басен.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
1
1
1
1
Поэма «Руслан и Людмила».
Демонстрация художественного фильма по поэме А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила»
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».
2
1
Произведения русской литературы 19 века
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
М.Ю. Лермонтов «Тучи». Баллада.
М.Ю. Лермонтов «Морская царевна»
Внеклассное чтение «Стихи М. Ю. Лермонтова»
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
24
1
1
1
1
1
3
Демонстрация художественного фильма по поэме Н.В. Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница»
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
1
1
3
2
35
36.
37.
38.
39
40
41
42
43
44
4546
47
48
49
50
51
52
53
54
55
5657
58
59
60
61
62
6365
66
67
68
69
70
7173
74
75
7679
80
81
8283
84-
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.
Н. А. Некрасов «Рыцарь на час».
Н. А. Некрасов «Саша».
А. А. Фет. Жизнь и творчество.
А. А. Фет. Стихи. Выразительное чтение.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество.
А. П. Чехов «Злоумышленник».
Демонстрация художественного фильма по рассказу А. П.
Чехов «Злоумышленник».
Чтение рассказов А. П. Чехова по ролям
А. П. Чехов «Пересолил».
1
1
1
1
1
1
1
1
Внеклассное чтение «Юмор в рассказах А. П. Чехова».
"Лошадиная фамилия"
Просмотр художественных фильмов по произведениям
А.П.Чехова
Произведения русских писателей 20 века.
М. Горький. Жизнь и творчество.
М. Горький «Песня о Соколе».
В. Маяковский. Жизнь и творчество.
В. Маяковский « Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче».
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество.
Выразительное чтение стихов М. И. Цветаевой
К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество.
К. Г. Паустовский «Стекольный мастер».
1
1
2
1
42
1
1
1
1
1
1
1
2
Работа над пересказом текста.
Внеклассное чтение по рассказе К. Г. Паустовского "Телеграмма"
С. Есенин. Жизнь и творчество.
Выразительное чтении стихов С. Есенина.
Е. И. Носов. Жизнь и творчество.
Е. И. Носов «Трудный хлеб».
Составление рассказа о собаке по плану
Внеклассное чтение «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Л.Андреев "Кусака"
Н. М. Рубцов. Жизнь и творчество.
Н. М. Рубцов. Стихи.
Внеклассное чтение «Природа в стихах Н. М. Рубцова».
Ю. И. Коваль. Жизнь и творчество.
Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
1
1
1
1
1
3
Внеклассное чтение. Ю. И. Коваль «Картофельная собака
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество.
М. А. Шолохов «Судьба человека».
1
1
4
Характеристика Андрея Соколова.
Пересказ по плану отрывка «Побег из плена».
Просмотр художественного фильма С. Бондарчука «Судьба
человека».
Внеклассное чтение «Рассказы о Великой Отечественной войне».
1
1
2
1
1
1
1
3
4
87
88
89
90
9193
94
9597
9899
100
101
102
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд».
Выразительное чтение баллады.
Беседа-дискуссия на тему «Можно ли жестокостью покорить
народ».
Зарубежная литература
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап».
1
1
1
12
3
Краткий пересказ по составленному плану.
Внеклассное чтение.
Сравнение рассказов о животных: «Заячьи лапы», «Снап»,
«Картофельная собака» К. Г. Паустовского.
Джеральд Даррелл «Живописный жираф».
1
3
Сравнительная характеристика Питера и Билли.
Итоги учебного года. Беседа «Произведение, которое захотелось
перечитать»
1
2
2