Рабочая программа учебного предмета География для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), 6-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 6 к адаптированной образовательной
программе
основного
общего
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальные нарушения) МАОУ «СОШ №12»,
утвержденной приказом директора МАОУ «СОШ №12»
от 10.07.2020 № 175

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2022-10-07 13:08:55
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рабочая программа
учебного предмета
«География»
основное общее образование
(для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальные нарушения))

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.

Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «СОШ №12»

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9
кл. /под. Ред. В.В. Воронковой. 2013г.
Общая характеристика учебного предмета «География».
Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых
школьников об окружающем мире.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых
детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с
символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию
абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет
словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и
черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.
Рабочая программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в
разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что
способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных
географических знаний.
В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других
школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими
преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены
значительные коррективы.
В программе учебный материал расположен по годам обучения:
6 класс – «Начальный курс физической географии» 1 час в неделю (34 часа);
7 класс – «География России» 2 часа в неделю (68 часов);
8 класс – «География материков и океанов» 2 часа в неделю (68 часов);
9 класс – «География материков и океанов» (продолжение), «Наш край» 2 часа в неделю (68
часов).
В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить
ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к
знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).
Основной материал посвящен изучению географии России.

2.Основное содержание учебного предмета «География».
6 класс
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой
России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности,
водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более
точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей
местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и
Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование
элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими,
что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.
Практические работы:
Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в
масштабе.
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета
школьного участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и
цветов физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Изготовление топографического лото.
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление
макетов.
Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, доказывающих:
1. растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
2. очистка воды фильтрованием.
Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее
частей.
Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление
контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий
изученных географических объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной
карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции –
его название – основные месторождения.
Путешествия (на карте) по нашей стране.
7 класс
Учащиеся знакомятся с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической,
элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться
в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности
людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Значительное внимание
уделено экологическим проблемам. Необходимо раскрыть причины обострения

экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна,
Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера. На изучение «Географии России» отведен 7
класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
I.
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика).
II.
Природные зоны России.
Требуют особого внимания вопросы геополитического и экономико-географического
положения России после распада СССР. Необходимо разъяснить направления
экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.
При изучении курса необходимо констатировать новые национально-территориальные
образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
При изучении природных зон России следует обратить внимание на географическое
положение каждой природной зоны, ее рельеф, месторождения полезных ископаемых,
экологические проблемы. Изучаются климат, водоемы, растительный и животный мир;
города, занятия населения, заповедники и заказники каждой природной зоны.
Практические работы:
Работа с физической картой и картой природных зон России.
Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной
зоны растений и животных.
Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.
Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих
причинно-следственные зависимости.
Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.
8 класс
Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии,
Антарктиды, Северной и Южной Америки. Учащиеся знакомятся с природой
континентов, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой
людей, отдельными государствами. В четвертой четверти дается общий обзор природных
условий Евразии.
Практические работы:
Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
Составление схемы хозяйственного использования океанов.
Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, рек Нил,
Нигер, Заир, Атласских гор, Суэцкого канала, изученных государств Африки.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных
Африки.
Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея, Тасмания, реки Муррей, городов
Канберра, Сидней и Мельбурн.
Обозначение на контурной карте Антарктиды.
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов,
островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор
Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури Великих озер. Нанесение изученных государств
Северной Америки и их столиц.
Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской
равнины, гор Анд, реки Амазонки, озера Титикака, Магелланова пролива.
Нанесение изученных государств Южной Америки и их столиц.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных Южной
Америки.
Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское,
Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое,

Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов
(Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский,
Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан,
Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань,
Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья,
Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум). Проведение границы
между Европой и Азией.
Запись в тетради названий типичных растений и животных Евразии.
9 класс
На изучение стран Евразии выделено три четверти. Деидеологизирована тематика данного
раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной
общественной системе, а по типу географической смежности. Бывшие союзные
республики изучаются во второй четверти в разделах «Восточная Европа», «Центральная
и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает возможность рассказать о
распаде монополизированного государства, на данном материале проанализировать
последствия, повлиявшие на углубление экономического кризиса и на усугубление
национальных проблем. Следует отметить на экономические и культурные контакты с
этими государствами.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Изучение стран Евразии строится по плану:
1. Географическое положение.
2. Государственный строй, символика.
3. Климат, рельеф, флора и фауна.
4. Хозяйство, население.
5. Столица, крупные города.
6. Достопримечательности.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения Свердловской
области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными
экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей
области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных
аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных
культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических
чувств.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
Нанесение границы Европы и Азии.
Обозначение на контурной карте России своей области.
Обозначение на карте Свердловской области условными знаками месторождений
полезных ископаемых, областного и районных центров.
Прикрепление к карте Свердловской области контуров наиболее распространенных
растений и животных, отметить заповедники и заказники.
Вычерчивание простейшей схемы структуры народного хозяйства области.
Зарисовка растений и животных, занесенных в Красную книгу области. Запись в тетрадь
названий водоемов, форм земной поверхности, фамилий известных людей края.

3. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
6 класс
Учащиеся должны знать:
Что изучает география;
Горизонт, линию и стороны горизонта;
Основные формы земной поверхности;
Виды водоемов, их различия;
Меры по охране воды от загрязнения;
Правила поведения в природе;
Отличие плана от рисунка и географической карты;
Масштаб, его обозначения;
Основные направления на плане, географической карте;
Условные цвета и знаки географической карты;
Расположение воды и суши на Земле;
Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена
первых космонавтов;
Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
Основные типы климатов;
Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной
поверхности;
Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
Читать географическую карту;
Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
7 класс
Учащиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты
над уровнем моря;
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;
Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
Правила поведения в природе;
Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей
программе.
Учащиеся должны уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картами;
Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
Делать несложные макеты изучаемых природных зон;
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в

природе.
8 класс
Учащиеся должны знать:
Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое
положение и их хозяйственное значение;
Особенности географического положения, очертания берегов и природные условия
каждого материка, население и его особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
Показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
Определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого
материка, давать элементарное описание их природных условий.
9 класс
Учащиеся должны знать:
Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
Границы, государственный строй и символику России;
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей
области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
Медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;
Учащиеся должны уметь:
Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
По иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города
Евразии;
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
Находить свою местность на карте России;
Давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей
местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
Называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
Правильно вести себя в природе.
Тематическое планирование

4.

класс
6

7

тема раздела основного содержания
Введение.
Ориентирование на местности
План и карта
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
Земной шар
Карта России
Итого:
Особенности природы и хозяйства России (общая
характеристика)
Природные зоны России
введение
Зона арктических пустынь
Тундра
Лесная зона
Зона степей
Полупустыни и пустыни

количество часов
1
3
5
2
5
9
9
34
11
57
2
6
8
19
9
6

Субтропики
Высокая поясность в горах
Итого:
8

Введение
Мировой океан
Африка
Австралия
Антарктида
Америка
Итого:

20
16
68

Итого:
Всего:

46
6
4
3
12
5
7
1
4
4
6
16
68
238

Евразия
9

2
5
68
1
5
12
7
7

Политическая карта Евразии.
Западная Европа.
Южная Европа.
Северная Европа.
Восточная Европа.
Центральная Азия.
Юго-Западная Азия.
Южная Азия.
Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия.
Россия.
«Моя малая Родина»

Поурочное планирование
6 класс
№
1

Тема
Введение
Что изучает география.Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
Признаки времен года.

3

Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта.Стороны горизонта.
Компас и правила пользования им
Ориентирование по Солнцу, местным признакам и природным объектам.

4

Контрольно-обобщающий урок по теме «Ориентирование на местности».

5

7

План и карта Рисунок и план предмета.
Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.
Использование плана в практической деятельности человека.План школьного
участка.
Условные знаки плана местности.План и географическая карта. Основные
направления на карте. Масштаб карты.
Условные цвета физической карты.

8

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).

2

6

9

10
11
12

13

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей.
Формы поверхности Земли.Рельеф местности, его основные формы.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы, различие
по высоте.
Вода на Земле .
Вода на Земле. Океаны и моря.
Острова и полуострова.Река, ее части. Горные и равнинные реки.
Как люди используют реки.

15

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.
Родник, его образование. Колодец. Водопровод.
Водоемы в нашей местности.

16

Охрана воды от загрязнения.

17

20

Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты.
Форма Земли.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта
полушарий.
Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка.
Материки: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

21

Первое кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие.

22

Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные,
наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

14

18
19

23
24
25
26

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе
и карте полушарий. Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица

России – Москва.
27

Границы России. Сухопутные границы на западе.

28

Сухопутные границы России на юге.

29

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России

30

Моря Северного Ледовитого океана.

31

Моря Тихого и Атлантического океанов

32

Острова и полуострова России.

33

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с
контурными картами.
Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

34

7
№
уро
ка
1

Класс
Тема

2

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные
границы.
Европейская и Азиатская части России.

3

Административное деление России. Федеральные округа.

4

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

5

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального
использования.
Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий,
жизнедеятельности людей в разных частях России.
Водные
(гидроэнергетические)
ресурсы
России,
их
использование.
Экологические проблемы.
Численность населения России. Размещение по территории России. Народы
России.
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.

6
7
8
9

13

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические
проблемы.
Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути
решения Экологических проблем.
Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации
сельского хозяйства и жизни людей.
Карта природных зон России.

14

Зона арктических пустынь.Положение на карте. Моря и острова.

15

Климат. Особенности природы.

10
11
12

16

Растительный и животный мир. Охрана природы/

17

Население и его основные занятия.

18

Контрольная работа за четверть.

19

Северный морской путь.

20
21

Тундра. Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные
ископаемые.
Климат. Водоёмы тундры.

22

Особенности природы. Растительный мир.

23

Животные тундры.

24

Хозяйство. Население и его основные занятия.

25

Города: Мурманск, Архангельск.

26

Города: Нарьян–Мар, Норильск, Анадырь.

27

29

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
65-66
Лесная зона.Положение на карте. Поверхность, полезные
Экологические проблемы.
Климат. Особенности природы.

30

Реки, озёра, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

31

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

32

Контрольная работа за четверть.

33

Смешанные леса.

34

Лиственные леса.

35

Животный мир лесной зоны.

36

Пушные звери.

37

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел. Охота.

38

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.

39

Города Центральной России.

40

Особенности развития хозяйства Северо–Западной России.

41

Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

42

Западная Сибирь.

43

Восточная Сибирь.

44

Дальний Восток.

28

ископаемые.

45

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

46

Обобщающий урок по лесной зоне.

47
48

Зона степей. Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат.
Реки. Проблема водоснабжения.
Растения зоны степей.

49

Животный мир степей.

50

Хозяйство.

51

Население и его основные занятия.

52

Контрольная работа за четверть.

53

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

54

Города степной зоны: Ростов–на-Дону, Ставрополь, Краснодар.

55

Охрана природы зоны степей.

56

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

57

Климат. Реки. Охрана природы.

58

Растительный мир и его охрана.

59

Животный мир. Охрана животных.

60

Хозяйство. Основные занятия населения.

61

Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

62

Субтропики. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и
животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.
Курортное хозяйство. Населения, его основные занятия. Города - курорты: Анапа,
Геленджик, Туапсе, Сочи.
Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность.
Полезные ископаемые. Климат.
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные
Воды, Нальчик, Грозный и др.
Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Ирбит и др.)

63
64
65
66
67
68

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города:
Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана
природы.
8

№
уро
ка
1.

класс
Тема

Введение.
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на
глобусе и карте.

3.

Мировой океан.
Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан.

4.

Тихий океан.

5.

Индийский океан.

6.

Современное изучение Мирового океана.

7.

Африка .Географическое положение.

8.

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

9.

Природные зоны. Растительный мир тропических лесов

2.

10 . Животный мир тропических лесов.
11 . Растительный мир саванн.
12 . Животный мир саванн.
13 . Растительный и животный мир пустынь.
14 . Население.
15 . Государства:
Египет, Эфиопия.
16 . Танзания. Демократическая республика Конго (ДР Конго).
17 . Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие по выбору учителя.
18 . Обобщающий урок.
19 . Австралия. Географическое положение.
20 . Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
21 . Растительный мир.
22 . Животный мир.
23 . Население. Австралийский Союз.
24 . Океания. Остров Новая Гвинея.
25 . Обобщающий урок.
26 . Антарктида.
Географическое положение. Антарктика.
27 . Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

28 . Разнообразие рельефа, климат.
29 . Растительный и животный мир Антарктиды.
30 . Охрана природы.
31 . Современные исследования Антарктиды.
32 . Обобщающий урок.
33 . Америка.
Открытие Америки
34 . Северная Америка. Географическое положение.
35 . Разнообразие рельефа, климат.
36 . Реки и озера
37 . Растительный и животный мир.
38 . Население и государства.
39 . Соединенные Штаты Америки. Канада.
40 . Мексика. Куба.
41 . Обобщающий урок.
42 . Южная Америка .
Географическое положение.
43 . Разнообразие рельефа, климат.
44 . Реки и озера.
45 . Растительный мир тропических лесов.
46 . Животный мир тропических лесов.
47 . Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов.
48 . Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.
49 . Население
50 . Государства: Бразилия,
51 . Аргентина, Перу или другие. по выбору учителя.
52 . Обобщающий урок. Часть света — Америка.

53 . Евразия.
Географическое положение.
54 . Очертания берегов Евразии Моря Северного Ледовитого и Атлантического
океанов. Острова и полуострова.
55 . Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова.
56 . Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.
57 . Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
58 . Климат Евразии.
59 . Реки и озера Европы.
60 . Реки и озера Азии.
61 . Растительный и животный мир Европы.
62 . Растительный и животный мир Азии.
63 . Население Евразии.
64 . Культура и быт народов Европы.
65 . Культура и быт народов Азии.
66 . Обобщающий урок.
67 . Итоговая контрольная работа
68 . Географический КВН

9
№
уро
ка
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10

класс
Тема

Политическая карта Евразии.
Западная Европа
'
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной
Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика).
Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа Испания.
Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша).
Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь)
Украина
Молдавия (Республика Молдова).
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика)
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия Индия (Республика Индия).
Восточная Азия Китай (Китайская Народная Республика).
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия Таиланд (Королевство Таиланд).
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия)
Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Россия Границы и символика России.
Природа России
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы.
Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Реки, пруды, озёра, каналы.
Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения,
грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения).
Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и
сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые.)
Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных.
Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции,
костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать
выпускники школы.
Сельское
хозяйство (специализация:
растениеводство, животноводство,
бахчеводство и т.п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наше село.
Обобщающий урок «Моя малая Родина».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».