Рабочая программа учебного предмета История Отечества для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), 7-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 7 к адаптированной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
МАОУ «СОШ №12», утвержденной приказом директора
МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020 № 175

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: Свердловская
облась, город Артемовский, улица
Терешковой, дом 15
Дата: 2022-10-07 13:31:12
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рабочая программа
учебного предмета
«История Отечества»
основное общее образование
(для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальные
нарушения))

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История Отечества» составлена на основе
1. Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «СОШ №12»
2.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида:5- 9 кл. под ред. В.В.Воронковой.,2013.

История для детей с нарушением интеллекта в школе рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и
умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением
интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями
интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях
отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ
наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию
их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое
понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть
использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического
развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей
региональной и краеведческой.
Важной составной частью курса «История моей Родины» является историкокраеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории
с древности до настоящего времени.
В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь
исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация
не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного
исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством
формирования гражданских качеств ученика.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью
России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Срок реализации настоящей программы 3 учебных года – 204 часа. Занятия по
данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 68
часов в год или 2 часа в неделю.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от
изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на
праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться)
на незначительное количество часов.
3. Основное содержание учебного предмета
7 класс
(2 ч. в неделю)

Введение (4 часа)
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.
Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.
История нашей страны древнейшего периода (13 часов)
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли
русской.
Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.
Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и
кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязибогатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.
Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.
Киевская Русь (16 час)
Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского
государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская
Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Кня жеское подворье,
дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли
русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и
орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов,
летописание, образование и грамотность.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы
великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».
Распад Киевской Руси — (10 час)
Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных
княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя)
Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.
Владимире-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос
столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной
Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля,
Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.
Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учитель-ной литературы.
Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные
грамоты. Их содержание
Борьба Руси с иноземными завоевателями — (10 час)
Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско,
военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских
людей против монго-ло-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой
город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой
Орды. Русь под монголо-татарским игом.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт.
Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа
новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества —(11 час)
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов.
Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои
городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.
Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на
Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа.
Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы
и укрепление Московского царства.
Повторение за год — (3 часа)
8 класс
(2 часа в неделю)
Повторение(1 час)
Единая Россия (конец XV — начало XVII века) — 21 час |
Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства
Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба
монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого
князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их
борьба за свои привилегии.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с
боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству.
Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских
земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их
быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их
быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем
иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три
моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое
издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола.
Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на
разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов —
Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха
Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния
католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке.
Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа
укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах
Симеон Полоцкий.
Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский
престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга.
Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение
европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.
Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской
газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук
России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за
влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского
университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа
Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым.
Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр
Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в
области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт
благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление
первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление
губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке.
Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и
Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном
городе, крае.
История нашей страны в XIX веке-25 часов
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с
Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию.
Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий
русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский.
Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской
войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие.
Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения
Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа
Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота
адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний,
отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от
турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и
железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими
государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр
финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н.
Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П.
И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский
певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
Краеведческая работа.
Повторение за год-1 час
9 КЛАСС
(2 часа в неделю)
Повторение
Россия в начале XX в.
Правление Николая П. Экономический кризис в начале XX в. Спор о путях развития
России. Формирование промышленной буржуазии: Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы
и др. Понятие буржуазия. Антиправительственные движения начала XX века: выступления рабочих и аграрное движение. Революционные события 1905—07 годов.
Понятие революция. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потемкин».
Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и
движений: правые, центристы, левые Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». I Мировая война
и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и
поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А. А.
Брусилова. Экономическое положение в стране во время I Мировой войны. Отношение
народа к войне. Проблемы царской семьи и влияние на нее Григория Распутина.
Отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов.
Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть.
Экономический и политический кризис в России осенью 1917 г. Захват власти
большевиками в Петрограде: мосты, почта, телеграф, банки. Низложение Временного
правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение Советской власти. Первый
руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Вооруженная борьба за
установление Советской власти в Москве. Первые декреты Советской власти. Отношение
Советской власти к православной церкви, разрушение храмов, репрессии против
священников и монахов. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных слоев
населения к захвату власти большевиками.
Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).
Гражданская война и интервенция
«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г.
Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н.
Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и
«белых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая
крестьянская армия батьки Махно. Иностранная интервенция и ее последствия.
Недовольство армии политикой советского правительства. Кронштадтское восстание.
Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства,
продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.
Переход Советской страны к нэпу
Новая экономическая политика (нэп) в стране, ее сущность и основные отличия от
предшествующей экономической политики Советской власти. Красные наркомы, красные
директора, мелкие лавочники, крестьяне-единоличники, новая советская буржуазия.
Резкое увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты
нэпа. План ГОЭЛРО и его реализация.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР. Положение народов
Советской страны.
Образование первых общественных организаций: пионерская, комсомольская, профсоюзы.
Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Создание однопартийной
системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в
руках И. В. Сталина.
Индустриализация, коллективизация и их результаты
Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). Руководители
индустриализации и их судьбы (С. М. Киров, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе и др.).
Рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.
Коллективизация
сельского
хозяйства.
Насильственное
осуще
ствление
коллективизации.
Гибель
крепких
крестьянских
хозяйств.
Голод на селе.
\
Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.
Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20—40 годов.
Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Великие научные открытия (И. П.
Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).
Советская страна накануне суровых испытаний

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной
промышленности. Танк — Т-34, автомат Калашникова. Ужесточение трудовой
дисциплины. Жестокие репрессии против военных кадров. Ослабление армии. Советскофинская военная кампания, ее цели и задачи. Столкновение с Японией (о. Хасан, р.
Халхин-Гол).
Приход фашистов к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства.
Начало Второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад.
Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских
разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Великая Отечественная война Советского Союза
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны.
Роль И. В. Сталина в войне. Обращение к народу патриарха и главы государства. Первые
неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских
войск. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования. Роль Г. К. Жукова в
войне.
Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и
мужество ленинградцев. Партизанское движение. Героизм тружеников тыла. Города-герои
России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Битва на
Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем
фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны.
Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории
Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.
Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и
Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй
Мировой войны. Героические и трагические уроки войны. Вклад науки в победу.
Отечественная история 1945—2000 гг.
Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов,
возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат,
вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И. В. Сталина и борьба за власть в стране. Приход к власти Н. С. Хрущева.
Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Освоение космоса
и полет первого человека. Юрий Гагарин. Международный фестиваль молодежи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Освоение целины. Разложение
политической системы, застой в экономике. Война в Афганистане. Гибель российских
солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального
положения населения и морального климата в стране.
Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын, С. Ковалев).
Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к власти М. С. Горбачева. Реформы
Горбачева в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из
Афганистана и Германии.
Гласность, демократизация страны, перестройка
государственного управления и реформы в экономике.
Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия.
Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и
избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых
экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его
экономическая и политическая деятельность.
Литература
и
искусство
во
второй
половине
XX
века.
Современ
ное состояние науки, культуры и образования в стране.

Повторение за год
4. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
7 класс
Учащиеся должны знать:

какие исторические даты называются точными, приблизительными;

когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

кто руководил основными сражениями;
Учащиеся должны уметь:

пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану;

соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8 класс
Учащиеся должны знать:

когда началось и закончилось событие (по выбору),

как протекало конкретное событие,

великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:

пользоваться лентой времени,

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости связи исторических
событий,

выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,

оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
9 класс
Учащиеся должны знать:

основные исторические события революционные движения, гражданская война;
становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война;
Великая Отечественная война;

основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в
предвоенные и послевоенные годы;

исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

5. Тематическое планирование
Всего:204 часа за 3 года (68 часов в год; 2 часа в неделю)
Кол-во
часов

Наименование раздела
7 класс
Введение в историю
История нашей страны древнейшего периода
Киевская Русь
Распад Киевской Руси
Борьба с иноземными завоевателями
Начало объединения русских земель
Повторение
Итого
8 класс
Повторение
Единая Россия конец XV – начало XVII вв.
Великие преобразования России XVIII века
История нашей страны в XIX в.
Повторение
Итого
9 класс
Росся в начале 20 века.
Россия в 1917 – 1920 гг.
Советская Россия - СССР в 20 – 30-е гг. ХХ века
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Советский союз в 1945 – 1991 гг.
Новая Россия в 1991 е – 2003 годах
Итого
Поурочное планирование
7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Название раздела, темы
Введение в историю
История-наука о прошлом
Исторические источники
Наша Родина - Россия
Лента времени
История нашей страны древнейшего периода
Восточные славяне. Легендарная история происхождения славян
Роды и племена восточных славян и их старейшины
Роды и племена восточных славян и их старейшины
Славянский поселок
Основные занятия восточных славян
Ремесла восточных славян
Обычаи восточных славян
Верования восточных славян
Соседи восточных славян

4
13
16
10
10
11
3
68
1
21
20
25
1
68
11
6
10
16
6
19
68

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Славянские воины и богатыри
Объединение восточных славян под властью Рюрика
Повторение
Экскурсия
Киевская Русь
Образование государства восточных славян-Киевской Руси
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга
Укрепление власти князя.
Крещение Руси при князе Владимире.
Княжеское и боярское подворье
Былины- источник знаний о Киевской Руси
Культура и искусство Киевской Руси
Жизнь и быт людей в Киевской Руси
Искусство древнерусских ремесел
Образование и грамотность на Руси
Приход к власти Владимира Мономаха
Киевский князь-Владимир Мономах
Последние годы великой державы
Лента времени
Повесть временных лет
Повторение
Распад Киевской Руси
Причины распада Киевской Руси
Образование самостоятельных княжеств
Киевское княжество в 12 веке
Владимиро-Суздальское государство
Владимиро-Суздальское государство
Господин Великий Новгород
Торговля и ремесла Новгородской земли
Новгородское вече
Русская культура в 12-13веках
Повторение
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Монголо-татары
Нашествие монголо-татар на Русь
Героическая борьба русских людей против монголо-татар
Героическая борьба русских людей против монголо-татар
Русь под монголо-татарским игом
Русь под монголо-татарским игом
Рыцари-крестоносцы
Александр Невский и новгородская дружина
Невская битва
Ледовое побоище
Начало объединения русских земель
Возвышение Москвы
Русь под монголо-татарским игом
Русь под монголо-татарским игом
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском
Сергий Радонежский
Битва на Куликовом поле
Значение Куликовской битвы для русского народа
Иван III. Стояние на реке Угре

63
64
65-68

Укрепление Московского государства
Контрольная работа
Повторение.
8 класс

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Тема урока
Повторение
Единая Россия (конец 15века-17 век) 21 час
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
Расширение государства Российского при Василии III.
Русская православная церковь в Российском государстве.
Первый русский царь Иван IV
Грозный.
Опричнина Ивана Грозного.
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
Покорение Сибири.
Быт простых и знатных людей.
Москва – столица государства Российского.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».
Великий иконописец Андрей Рублев.
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова.
Смутное время.
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
Начало правления династии Романовых.
Крепостные крестьяне
. Крестьянская война под предводительством Степана Разина
Раскол в Русской православной церкви.
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Повторение
Великие преобразования России в 18 веке (20 часов)
Начало правления Петра I.
Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.
Полтавская битва.
Победа Русского флота. Окончание Северной войны.
Петр I – первый российский император.
Преобразования Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов.
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II.
Золотой век дворянства.
Положение крепостных крестьян.
Положение крепостных крестьян.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.
Знаменитый полководец Александр Суворов.
Русские изобретатели и умельцы.
Развитие литературы и искусства в XVIII веке.

43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Быт и нравы русских людей в XVIII веке.
Обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»
История нашей страны в 19 веке (25 часов)
Россия в начале XIX века.
Начало Отечественной войны 1812 года.
Бородинская битва.
Оставление Москвы.
Народная война против армии Наполеона.
Отступление и гибель французской армии.
Правление Александра I.
Создание тайных обществ в России.
Контрольная работа
Восстание декабристов.
Император Николай I.
Золотой век русской культуры.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.
Крымская война 1853 – 1856 гг.
Отмена крепостного права.
Реформы Александра II.
Противостояние реформам Александра II

61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Правление Александра III.
Развитие российской промышленности
Появление революционных кружков в России.
Наука и культура во второй половине XIX в.
Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке.
Обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.»
Контрольная работа
Повторение

41.
42.

9 класс
№
п./п
1

Тема урока

23.
45
6

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.
Противоречия российского общества.
Русско-японская война
Первая русская революция.
Политические и экономические процессы после Манифеста 17 октября 1905 г.

7

Работа Государственной думы. Итоги революции.

8

Зачет по теме: «Российская империя в первые десятилетия 20 века»

9

Первая мировая война.

10

Конец самодержавия в России

11

Наука и культура России в начале 20 века.

Российская империя в начале 20 века.

12,
13
14-15

Революционный 1917 год: от Февраля к Октябрю.

16

Советская Россия в годы гражданской войны

17
18

От истоков кризиса – к великим потрясениям (повторительно-обобщающий)
Новая экономическая политика большевиков.

19
20
2122
2324

Создание СССР.
Курс на ускоренное построение социализма в одной стране.
Коллективизация, индустриализация и «великий террор».

25

Культура 1920-1930-х гг.

2627

Становление Советского государства и общества (повторительно-обобщающий)

28

Советский Союз накануне и в начале Второй мировой войны.

2930
313233

Фильм «Челябинский тракторный завод»

34
35
36

Коренной перелом. Курская битва.
Фильм «Курская битва»

37-38

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны.

39-40

СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма.

41

Итоги Великой Отечественной войны.

42

Игра «Вторая мировая»

43

Обобщение изученного по теме «Вторая мировая война»

44

Послевоенное восстановление народного хозяйства.

45-46

СССР в последние годы жизни И.В. Сталина.

47-48

СССР в годы «оттепели»: середина 1950-х – начало 1960-х гг.

49

Внешняя политика: между «холодной войной» и мирным сосуществованием.

50

Экономические реформы конца 1960-х гг. и начало «застоя».

Внутренняя и внешняя политика новой власти (1917-1918 гг.)

Советская внешняя политика 1920-1930-гг.

Начальный период Великой Отечественной войны Советского Союза.
Фильм «Офицеры»

51

Внешняя политика: от конфликтов «холодной войны» - к разрядке.

52

Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в первые послевоенные
десятилетия.

53

Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества.

54-

Перестройка – новый этап политической жизни в СССР.

55-56

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».

57-58

Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества.

59
60
61-62

Начальный этап экономических реформ.
Политический кризис 1993 года и принятие новой Конституции Российской
Федерации.
Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990-х годов.

63
64-65

Россия на рубеже 20-21вв.: новый этап развития.
Ориентиры внешней политики демократической России.

66
67-68

Духовная жизнь в Российском обществе.
Годы реформ: достижения и потери (повторительно-обобщающий)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».