Рабочая программа учебного предмета Обществознание для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), 8-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
623780, г. Артемовский, ул. Терешковой, 15, тел.: 8(343 63)21406
E-mail: school12art@mail.ru

Приложение № 8 к адаптированной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
МАОУ «СОШ №12», утвержденной приказом директора
МАОУ «СОШ №12» от 10.07.2020 № 175

Калина
Лариса
Витальевна

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась,
город Артемовский, улица Терешковой,
дом 15
Дата: 2022-10-07 13:34:28
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
основное общее образование
(для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальные нарушения))

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Обществознанию» для VIII-IX специальных (коррекционных)
классов (далее – рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных
документов:
1. Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего
образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
МАОУ «СОШ №12»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 59 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- Сб.
1.
В школе для детей с нарушениями интеллекта проведение обществоведческого
курса носит характер морально-эстетической и политико-правовой пропедевтики. Курс
дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание
практикоориентированной составляющей содержания. При этом стоит подчеркнуть, что
несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет
структурную целостность, приносящую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного
потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Цель программы - создание условий для социальной адаптации учащихся путем
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских
обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Формирование правовой культуры учащихся с нарушением интеллекта – задача
сложная, требующая длительного времени, использования специальных средств и
методов.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных
возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей
программе проводятся в форме урока (45 мин) Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34
часа в каждом классе), или 1 час в неделю.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс (1 час в неделю)
Введение (2 часа). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от
нашей гражданской позиции.
Раздел 1. Государство, право, мораль (15 часов)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство
права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть.
Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и
закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение.
Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли
права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности.
Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность.
Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и
общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и
неотчуждаемые права человека.
Раздел 2. Конституция Российской Федерации (15 часов)
2

Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской
Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской
Федерации.
Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные
органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система.
Гражданство Российской Федерации.
9 класс (1 час в неделю)
Повторение 2ч.
Раздел 3. Права и обязанности гражданина России (24 часа)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности
граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации:
экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Труд и т рудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд.
Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником?
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных
отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация
прав ребенка. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как
участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право
на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные
верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской
Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел 4. Основы уголовного права(8ч)
Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятие
подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель, пособник. Ответственность за соучастие
и участие в преступлении. Наказания и его цели. Уголовная ответственность.
Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его наказание. Правосудие. Прокуратура.
Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении
защиты граждан, охране правопорядка.
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
• Что такое государство?
• Что такое право?
• Виды правовой ответственности.
• Что такое правонарушение?
• Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской
Федерации.
• Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской
Федерации?
Учащиеся должны уметь: Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
• Оформлять стандартные бланки.
• Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
3

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

8 класс
Введение
Государство, право, мораль
Конституция Российской Федерации
Повторение
Итого
9 класс
Повторение
Права и обязанности гражданина России.
Основы уголовного права
Итого:

2
15
15
2
34
2
24
8
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ уро
ка

Тема урока
Введение.

1

Гражданин.

2

Гражданская позиция.
I раздел. Государство. Право. Мораль.

3
4
5

Мораль. Основные нормы морали.
«Золотое правило нравственности». Функции морали в жизни человека и общества

8
9

Моральная ответственность.
Общечеловеческие ценности.
Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни.
Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права
человека.
Роль права в жизни человека, общества и государства.
Право и закон. Законы древних государств. Нормы международного права.

10
11
12
13
14
15
16
17

Правовая ответственность (административная, уголовная).
Правонарушение. Преступление как вид нарушения, его признаки.
Презумпция невиновности. Отрасли права.
Основные принципы правового государства: верховенство права.
Незыблемость прав и свобод личности.
Разделение властей: Законодательная. Исполнительная. Судебная.
Разделение властей: Законодательная. Исполнительная. Судебная.
ПОУ по теме «Мораль. Право. Государство» Контрольная работа

6
7

4

Раздел II. Конституция Российской Федерации.
18
19
20
21
22

Конституция РФ – основной закон государства.
Основы конституционного строя РФ.
Законодательная власть Российской Федерации.
Законодательная власть Российской Федерации.
Исполнительная власть Российской Федерации.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Исполнительная власть Российской Федерации.
Судебная власть Российской Федерации.
Судебная власть Российской Федерации.
Институт Президента Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Местное самоуправление.
Избирательная система Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации.
Правоохранительные органы Российской Федерации.
«Конституция РФ» Контрольная работа
Повторение.
Повторение.

9 класс
№
п/п

Тема

1

Повторение

2

Повторение

3

Раздел III. Права и обязанности гражданина России
Входная диагностическая работа

4

Правоохранительные органы

5

10
11

Ответственность и обязанность
государства перед гражданами
Конституционные обязанности
граждан
Основные конституционные
права человека в Российской
Федерации
Трудовое право. Трудовые отношения.
Заключение трудового договора.
Прием на работу
Рабочее время. Время отдыха
Политические
права и свободы

12

Урок обобщающего повторения по теме «Права и обязанности»

13
14

Право человека на духовную свободу
Право на образование

6
7

8
9

5

24

Правила обращения в суд
(Практикум)
Контрольная работа за I полугодие
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних
Правовые основы семейно-брачных отношений
Брак. Порядок и условия
заключения брака
Порядок расторжения брака
Этика семейных отношений
Права ребенка
Урок обобщающего повторения по теме «Правовые основы семейно-брачных
отношений»
Жилищное право. Общие положения. Способы приобретения жилищных прав

25

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание

26
27
28

Право на социальное обеспечение
Раздел IV. Основы уголовного права
Понятие уголовного права.
Преступления. Ответственность за соучастие и участие в преступлении.

29

Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник.

30

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказания.

15
16
17
18
19
20
21
22
23

31

Правоохранительные органы в стране. Суд, прокуратура.

32

Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан.

33
34

Обобщение материала по разделу «Основы уголовного права».
Итоговая проверочная работа за год

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».