Положение о школьном библиотечном фонде учебников, порядке его формирования, учета, использования и обеспечения сохранности

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя общеобразовательная

школа Л2 12»

ги
Свердловская область, г. Артемовский , ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06 e-mail: schooll2art@lmail.ru

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
От 28.08.2020 №12

Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, 0="МА0У ""СОШ №12 , СМ=Калина
I Лариса Витальевна, Е=school 12art@mail.ru
[Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась, город
Артемовский, улица Терешковой, дом 15
Дата: 2021-07-16 15:24:07
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Калина Лариса;
Витальевна '

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ФОНДЕ УЧЕБНИКОВ,
ПОРЯДКЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о школьном библиотечном фонде разработано в
соответствии с №273-Ф3 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 08 декабря 2020 г.); с Федеральным законом
Российской федерации «О библиотечном деле» от 29.12.1994г. №78-ФЗ(с
изменениями от 1 мая 2019 г.); на основании Приказа Министерства культуры
Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 1077 «Порядка учета документов,
входящих в состав библиотечного фонда» (с изменениями на 2 февраля 2017 г.;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
08.12.2011 г № МД - 1634/03 «Об использовании учебников в образовательном
процессе», а также Уставом образовательной организации и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение о школьном библиотечном фонде (далее - Положение)
определяет порядок учета библиотечного фонда и механизм формирования,
сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных пособий,
учебно-методических материалов обучающимся
МАОУ «СОШ
№12», осваивающим основные образовательные программы в пределах
федеральных государственных образовательных стандартов, а также закрепляет
ответственность всех участников образовательной деятельности.
1.3. Понятия, используемые в Положении:

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа Л2 12»

Свердловская область, г. Артемовский , ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06 e-mail: schooll2art@lmail.ru

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной
дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в
качестве данного вида. Может быть представлено в печатной и электронной
форме.
Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или
полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат,
способствующий самостоятельной работе обучающихся над освоением учебного
предмета.
Учебно-методические материалы - совокупность материалов, в полном объеме
обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты,
поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания,
рабочие программы и т.д.)
Средства обучения и воспитания - другие источники учебной информации,
предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.
1.4. Целью настоящего положения является создание условий для максимального
обеспечения учебной литературой учащихся школы, повышение ответственности
педагогического коллектива и семьи за правильное, рациональное использование
школьных учебников, организация работы среди учащихся и их родителей по
воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.
2. Формирование фонда учебников.
2.1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведется на основе Списка
учебников, учебных и учебно-методических пособий, применяемых в
образовательном процессе школы. Данный список составляется ежегодно в
соответствии с образовательными программами, реализуемыми в школе, учебным
планом школы и Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в
образовательном процессе на принципах системного, планового подхода с учетом
перспективы и преемственности реализации образовательных программ.
2. 2. Школа самостоятельна в выборе и определении:
• комплекта
учебников,
учебных
пособий,
учебно-методических
материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля);
• средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания
определяется
спецификой
содержания
и
формой
организации
образовательного процесса.

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа Л2 12»

Свердловская область, г. Артемовский , ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06 e-mail: schooll2art@lmail.ru

2. 3. Фонд учебной литературы комплектуется на средства бюджета субъекта
Российской Федерации, а также иных источников, не запрещенных
законодательством РФ.
2.4. В целях обеспечения обучающихся учебниками, учебными пособиями школа
может взаимодействовать с другими общеобразовательными организациями
города и района, Управлением образования.
2.5. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и
своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников
осуществляет руководитель образовательного учреждения.
2.6. Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в
Федеральный перечень учебников, согласованных на педагогическом совете и
утвержденных приказом директора школы.
2.5. Для эффективной организации образовательного процесса используется
учебно-методическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
2.6. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает
следующие этапы:
• работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных
учреждениях;
• подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом
учебном году;
• предоставление списка учебников педагогическому совету на согласование
и утверждение;
• диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой на
следующий
учебный
год,
составление
перспективного
плана
комплектования учебного фонда;
• оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с
утвержденным списком учебников и планом комплектования;
• проведение аукциона и заключение договора с поставщиком о закупке
учебной литературы;
• прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеке.
3. Порядок учета фонда учебной литературы.
• Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно
от основного фонда школьной библиотеки.
• К библиотечному фонду учебной литературы относятся учебники, учебные
пособия, орфографические словари, сборники упражнений и задач,
практикумы, книги для чтения, хрестоматии.
• Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление,
выбытие, общую величину фонда учебников, и служит основой его
правильного формирования, целевого использования и сохранности,
осуществления контроля за наличием и движением учебников.

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа Л2 12»

Свердловская область, г. Артемовский , ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06 e-mail: schooll2art@lmail.ru

• Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в
соответствии с Приказом Минкультуры России от 08.10.2012 N 1077 (ред.
от 02.02.2017) Об утверждении Порядка учета документов, входящих в
состав библиотечного фонда
• Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием,
штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам,
выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
• Все операции по учёту производятся библиотекарем, стоимостный учёт
ведётся бухгалтерией, обслуживающей школу. Инвентаризация учебного
фонда и сверка данных библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
• Учёт учебной литературы осуществляется групповым способом и ведется в
«Книге суммарного учёта» (далее - КСУ). КСУ учебников хранится в
библиотеке постоянно.
• КСУ состоит из трех частей:
- Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество
поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и
даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно начинается с
№ 1 и идёт по порядку поступлений.
Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на
списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего
количества списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о
выбывших изданиях из года в год продолжается.
- Часть 3. Итоги учёта движения фондов. В третьей части записываются итоги
движения фонда учебников:
• общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
• общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
• общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января следующего
года, на сумму.
• Индивидуальный (групповой) учёт учебников осуществляется в картотеке
учёта учебников на каталожных карточках стандартного размера. На
карточке указывается
регистрационный
номер,
библиографическое
описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с
указанием цены. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем
отличий, кроме года издания и цены, все поступления заносятся на единую
карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него
заводится новая карточка. Карточки расставляются в учётную картотеку по
классам, а внутри классов - по предметам. После списания всех учебников
карточки изымаются из картотеки.
• Учёту подлежат все виды учебников и учебных пособий.
• Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в «Тетради учёта
утерянных и принятых взамен учебников». Взамен утерянных или
испорченных учебников принимаются учебники того же названия, автора и
издательства.

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа Л2 12»

Свердловская область, г. Артемовский , ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06 e-mail: schooll2art@lmail.ru

• Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид
списания (утрата, ветхость, дефектность, устарелость по содержанию,
непрофильность) составляется
акт в 2-х экземплярах,
который
подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один
экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передаётся под расписку в
бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в
акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в
соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от
сдачи учебников вносятся на расчетный счет школы.
• Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после
списания может выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам,
передаваться в учебные кабинеты или использованы для ремонта других
учебников.
4. Порядок выдачи учебников.
4.1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о
библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
4.2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в
пределах федеральных государственных образовательных стандартов,
относятся:
• обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования;
• обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования;
• обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
4.3.
МАОУ «СОШ № 12» бесплатно обеспечивает обучающихся
учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования в пределах федеральных государственных образовательных
стандартов.
Обеспечение
обучающихся
указанными
изданиями
осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки.
Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками,
учебными и учебно-методическими пособиями.
4.4.
Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии
Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может
использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от
08.12.2011 г. № МД-1634/03).
4.5.
Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы,
необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов,
дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов,
родители
(законные
представители)
приобретают
самостоятел ьн о.

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная

школа Л2 12»

Свердловская область, г. Артемовский , ул.Терешковой д.15, тел.2-14-06 e-mail: schooll2art@lmail.ru

4.6.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья,
обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с
использованием дистанционных образовательных технологий на период
получения образования учебники предоставляются в пользование бесплатно.
4.7.
Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы
(рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.)
для личного пользования учителя школы приобретают самостоятельно. Если
данные издания имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя
обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
4.8.
Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются
обучающимся школы в личное пользование по одному комплекту сроком на
один год независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны.
Второй комплект учебников может быть выдан по заявлению родителей в
связи с ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных
экземпляров в библиотеке.
4.9. С июня по август каждый год, по графику, составленным библиотекарем,
выдаются
и сдаются учебники, учебные пособия каждому читателю
индивидуально на учебный год:
• выдача
учебников
для учащихся
1 классов
осуществляется
непосредственно классным руководителем;
• учащимся со 2-9 класс учебную литературу сдают и получают родители
(законные представители обучающихся) на основании договорных
отношений;
• за каждый полученный учебник учащиеся со 10-11 классы
расписываются личной подписью в формуляре читателя, при сдаче
учебника в формуляре делается отметка;
•срок использования учебников, которые рассчитаны на два года и более,
автоматически продлевается.
• классный руководитель обеспечивает 100% явку учащихся со всеми
учебниками в соответствии с графиком.
•Учащиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии,
соответствующем единым требованиям по их использованию и
сохранности.
5.0. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного
года из школы в другую образовательную организацию учебники, учебные
пособия, возвращаются в библиотеку школы. В случае порчи или утери
учебника, учебного или учебно-методического пособия, предоставленного
обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители)
обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.

5.Правила пользования учебниками для учащихся и родителей:
5.1.Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные
образовательными программами школы, во временное пользование из
фонда библиотеки бесплатно.
5.2. Учебники выдаются учащимся сроком на один год, независимо от
того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и
продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными
представителями).
5.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее.
Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд
школ района.
5.4. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.
5.5. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и
т.д.
5.6. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде,
по необходимости ремонтировать их.
5.7. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в
конце учебного года, до летних каникул.
5.8. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по
истечении срока обучения (до получения аттестата).
5.9. Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать
учебники перед получением документов. Ответственность за сохранность
полученных школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители.
6. Требования к использованию и обеспечению
сохранности
учебников.
6.1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать
их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих
удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна,
царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и
повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация,
потрепанность блока или переплета).
6.2. При использовании учебника 1 год, он должен быть сдан в
школьную библиотеку в отличном состоянии: чистым, целым, без
повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва
6ереплета от блока.
6.3. При использовании учебника 2-3 года, он должен быть сдан в
школьную библиотеку в хорошем состоянии: чистым, целым, допускаются
незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки
переплета, корешок (но не порван).
6.4. При использовании учебника 4-5лет, он должен быть сдан в
школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии, пригодным для
дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не
более 1 см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
6.5. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной
бумагой, либо широким прозрачным скотчем.

7. Обеспечение
сохранности
библиотечного
фонда
школьных
учебников.
7.1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий
хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи и
хищений.
7.2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим
Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
7.3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного
фонда.
7.4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников
возлагается на директора школы и библиотекаря.
7.5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в
течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом.
Они же, при необходимости, осуществляют ремонт.
7.6. В случае утери или порчи учебника родители (законные
представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с
действующим законодательством.
7.7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в
год (сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды по
проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до
классного руководителя, при необходимости до завуча по УВР. По
результатам проверки составляется акт.
7.8. Критерии по проверке состояния учебников:
• Наличие записи о принадлежности учебника учащемуся;
• Наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию
уроков);
• Наличие обложек на учебниках;
• Внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей, порезов,
рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках);
• Для 1 - 4 классов - наличие закладок.
8. Ответственность участников образовательного процесса.
8.1.Директор школы несет ответственность за организацию работы по
своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников,
обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебнометодическими материалами, средствами обучения и воспитания.
8.2.Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе
определяют
потребность
школы в учебниках,
соответствующих
программам обучения, осуществляют контроль за использованием
педагогическими работниками в ходе образовательного процесса
учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов в
соответствии со списком, определенным школой, совместно с учителями и
заведующей библиотекой осуществляет контроль за выполнением
учащимися единых требований по использованию и сохранности
учебников.

8.3. Классные руководители несут ответственность за воспитание у
учащихся бережного отношения к учебной книге, за состояние учебников и
учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного года,
своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебно-методических
пособий в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным
директором школы.
8.4. Библиотекарь несет ответственность за достоверность информации об
обеспеченности
учебниками,
учебными
пособиями
и
учебнометодическими материалами обучающихся школы, за организацию работы
библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебнометодических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного
фонда учебной литературы.
8.5.
Родители
(законные
представители)
обучающихся
несут
ответственность за сохранность полученных учебников.
8.6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников,
учебных пособий и учебно-методических материалов, полученных из
фонда школьной библиотеки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».