Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная
школа № 12» •
Свердловская область , г. Артемовский, ул. Терешковой д.15, тел. 2-14-06 e-mail: school 12art(a)mail.ru
ПРИНЯТО
Протокол заседания
Педагогического совета
от
МС № ^
ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССН01
1. Общие положения
Калина
Лариса
Витальевна
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: C=RU, O="МАОУ ""СОШ №12""",
CN=Калина Лариса Витальевна,
E=school12art@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: Свердловская облась, город
Артемовский, улица Терешковой, дом 15
Дата: 2022-08-26 14:25:19
Foxit Reader Версия: 9.7.2
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее - Положение) регламентирует
работу классного руководителя Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» (далее - МАОУ «COLLI №12»).
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ
«Об образовании в Российской Федерации», другим законодательством в сфере образования
и локальными нормативными актами МАОУ «СОШ №12».
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники МАОУ «СОШ №12»,
которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в
Российской Федерации» и другим законодательством в сфере образования.
1.4. Классное руководство поручается педагогическому работнику с его согласия
руководителем МАОУ «СОШ №12», исходя из интересов МАОУ «СОШ №12» и ее
обучающихся с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей
работника.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и содержания
действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной
педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического
оформления.
1.6. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией МАОУ «СОШ №12», органами ученического самоуправления, родителями
(законными представителями), другими педагогами МАОУ «СОШ №12».
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся,
изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации», указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и
распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года», указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2.2. Цель работы классного руководителя: формирование и развитие личности в
соответствии с социокультурными, традиционными российскими духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
опора
на духовно-нравственные
ценности
народов
Российской
Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).
2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
•
•
•
•
•
создание благоприятных
психолого-педагогических
условий
в классе
путем
гуманизации
межличностных
отношений,
формирования
навыков
общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного
уважения
и
взаимопомощи,
ответственности,
коллективизма
и
социальной
солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления
жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития,
основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных
ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по
отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению
различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия,
жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности
за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в
частности событий и итогов Второй мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях
современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции,
использования возможностей волонтерского движения, детских
общественных
движений, творческих и научных сообществ.
2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
•
•
•
•
•
выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и
традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных
воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся
с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей,
поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области
образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива
МАОУ «COLLI №12», органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству
и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся. Вариативная
часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных
условий МАОУ «СОШ №12».
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная
обучающихся в классе, включая:
•
•
•
•
•
•
деятельность
по
воспитанию
и
социализации
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и
видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и
личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных
сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе
изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни
и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление
и
педагогическую
поддержку
обучающихся,
нуждающихся
в
психологической помощи;
•
•
•
•
•
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
•
•
•
•
•
•
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в
реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу
физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех
форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
•
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания
наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
• регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса;
• координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся
и другими
участниками
образовательных
отношений;
• содействие повышению
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
•
•
•
•
•
•
•
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию;
взаимодействие с администрацией МАОУ «СОШ №12» и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему
внеурочной
деятельности,
организации
внешкольной
работы,
досуговых
и
каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией МАОУ «СОШ
№12» по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками МАОУ «СОШ
№12» (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
2.7.1.5. Участие в осуществлении
социальными партнерами, включая:
воспитательной деятельности
во взаимодействии
с
• участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся;
• участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций;
• участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
2.8. Вариативная часть отражает специфику МАОУ «СОШ №12» и включает в себя:
2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» в соответствии с
календарным планом воспитательной работы и рабочей программой воспитания МАОУ
«СОШ №12»
2.8.2. Участие в общешкольных акциях
воспитательной работы МАОУ «СОШ №12».
в
соответствии
с
календарным
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
планом
3.1. Классный руководитель имеет право:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и
педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности,
выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего
образования с учетом контекстных условий деятельности;
вносить на рассмотрение администрации МАОУ «COLLI №12», педагогического
совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся
совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности,
как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов МАОУ «СОШ №12»
в части организации воспитательной деятельности в МАОУ «СОШ №12» и
осуществления контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно
планировать
и
организовывать
участие
обучающихся
в
воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру МАОУ «СОШ
№12» при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления МАОУ «СОШ
№12» для реализации задач по классному руководству;
приглашать в МАОУ «СОШ №12» родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения
вопросов, связанных с
осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и
проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае
несогласия с оценками деятельности со стороны администрации МАОУ «СОШ №12»,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других
педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
•
•
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу
по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
• организует и контролирует дежурство учащихся по МАОУ «СОШ №12»;
• организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.
4.2. Классный руководитель еженедельно:
•
проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с календарным
планом воспитательной работы, рабочей программой воспитания и рабочей программой
курса, в рамках которого проходит классный час, утвержденным расписанием;
• организует работу с родителями (законными представителями) обучающихся;
• проводит работу с учителями-предметниками
и педагогами
дополнительного
образования, работающими в классе;
• анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
•
•
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
организует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
•
•
•
оформляет и заполняет электронный журнал;
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения календарного плана воспитательной работы за четверть,
состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
• проводит коррекцию своего плана воспитательной работы на новую четверть;
• проводит классное родительское собрание.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
•
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
учащихся в течение года;
• составляет план воспитательной работы в классе.
воспитанности
4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности МАОУ «СОШ №12» проведение
внеурочных мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек и др.), не
предусмотренных образовательными программами МАОУ «СОШ №12» и годовым планом
классного руководителя, не допускается.
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
4.9. При проведении внеклассных мероприятий в МАОУ «СОШ №12» и вне классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей, обязан обеспечить
сопровождение учащихся в расчете один взрослый человек на 10 учащихся. О проведении
внеклассных мероприятий классный руководитель в письменном виде уведомляет
администрацию не менее чем за три дня до проведения мероприятия.
4.10. В соответствии с со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с учащимися:
•
коллективные: еженедельные тематические классные часы ( в том числе с приглашением
социальных партнеров), конкурсы, спектакли, концерты, слеты, соревнования,
туристические походы, игры, флешмобы, экскурсии, ведение блога педагога в сети
интернет;
• индивидуальные: изучение аккаунтов социальных сетей учащихся, организация
индивидуальных консультаций и психологической помощи учащимся, их психологопедагогического сопровождения, индивидуальные беседы, организация взаимодействия
родителей (законных представителей) с социальным педагогом, педагогом-психологом,
посещение учащихся на дому (ознакомительное, далее- по необходимости) с согласия
проживающих в данном помещении на законных основаниях граждан (родителей
(законных представителей) учащихся) в соответствии со ст.25 Конституции РФ;
• групповые: организация творческих групп, детских объединений, волонтерских отрядов,
медиасообществ и т.д.
5. Документация классного руководителя
5.1. В рамках ведения и составление классным руководителем документации:
Классный руководитель ведёт согласно приказу Министерства просвещения РФ от 21 июля
2022 г. № 582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой, осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ»:
• рабочую программу курса внеурочной деятельности;
• журнал учета успеваемости и посещаемости;
• журнал внеурочной деятельности;
• план воспитательной работы;
• характеристика на обучающегося (по запросу).
6. Механизмы стимулирования классных руководителей
6.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является
обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
6.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
6.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий
деятельности для осуществления классного руководства, включая:
•
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией МАОУ «СОШ №12»;
• создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
• организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных
задач по классному руководству.
6.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений,
участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание условий
для профессионального развития и роста, включая:
•
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
•
предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с
целью развития личностной и профессиональной самореализации;
• предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках,
вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
6.2.3.
Психологическое
стимулирование,
предполагающее
использование
разных
механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом
коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, включая:
• создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений;
• организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в МАОУ «СОШ №12» или вне ее для профилактики профессионального
выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного
руководства.
6.2.4.
Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации МАОУ
«СОШ №12», родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному руководству,
включая:
•
•
•
•
•
публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку (при ее
наличии), награждения почетными грамотами и благодарственными письмами
различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с
аннотациями на доске почета;
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте
МАОУ «СОШ №12»;
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и органами местного
самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников,
осуществляющих классное руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для педагогических
работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака, почетного
звания, региональных премий.
7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее Положение, изменения и дополнения в него принимаются Педагогическим
советом МАОУ «СОШ №12».
7.2. Настоящее Положение, изменения и дополнения в него вступают в действие с момента
утверждения директором МАОУ «СОШ №12» и действуют до его отмены/замены.