Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
ПРИНЯТО
Протокол заседания
Педагогического совета
От 29.12.2020 №5
МАОУ «COLLI №12»
Л.В.Калина
12.2020 № 3 7 9
Калина Лариса
Витальевна
ПОЛОЖЕНИЕ
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: ИНН=660200826991,
СНИЛС=02664339254, E=lkalina@list.ru,
C=RU, S=Свердловская область, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 12""", G=Лариса Витальевна,
SN=Калина, CN=Калина Лариса Витальевна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.04.20 09:56:50+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
О «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
МАОУ «СОШ№12»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
1. Общие положения.
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ
от 29.12.2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
МАОУ «СОШ №12».
1.2.
Деятельность школы развития для детей дошкольного возраста «Школа будущего
первоклассника»
ориентирована
на
запросы
родителей
(законных
представителей).
1.3.
Школа
развития
для
детей
дошкольного
возраста
«Школа
будущего
первоклассника» предоставляет собой дополнительную образовательную услугу
по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую
школой родителям (законным представителям) детей 6 - летнего возраста.
1.4.
Содержание образовательного процесса в школе развития для детей дошкольного
возраста «Школа будущего первоклассника» определяется рабочей программой,
разрабатываемыми педагогическими работниками и утвержденной директором
школы.
1.5.
Обучение в школе развития для детей дошкольного возраста «Школа будущего
первоклассника» строится на педагогически обоснованном выборе учителем
технологий, методик, средств, форм и методов обучения, ориентированных на
личностные способности обучающихся и их развитию.
1.6.
Нормативный срок: 2,5 месяца.
2. Цели и задачи:
2.1.
Основной целью работы «школы будущего первоклассника» является: создание
педагогических и социально социально
-
личностной
психологических условий для
готовности
к
обучению
в
формирования
школе,
в
период
предшкольного образования.
2.2.
Основными задачами работы «Школы будущего первоклассника» являются:
2.2.1. Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, школе,
окружающему миру;
2.2.2. Формирование коммуникативных навыков;
2.2.3. Формирование
положительного
опыта
взаимодействия
всех
участников
образовательного процесса;
2.2.4. Психологическая подготовка дошкольников к обучению в школе;
2.2.5. Пробуждение
любознательности,
исследовательских
интересов,
формирование умения учиться;
2.2.6. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
3. Порядок и условия приёма в «школу будущего первоклассника»
3.1.
3.2.
В школу будущего первоклассника принимаются дети, которым исполняется 6
лет 6 месяцев на 1 сентября следующего учебного года, проживающие на
территории, закреплённой
за образовательным
учреждением
Приказом
Управления образования АГО.
Приём детей в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основании
заявления родителей (законных представителей) на имя директора МАОУ «СОШ
№12» (приложение 1).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
4. Организация работы «Школы будущего первоклассника»
4.1.
Организация образовательного процесса в «Школе будущего первоклассника»
является
дополнительной
образовательной
услугой,
осуществляемой
на
основании приказа директора школы.
4.2.
Открытие
«Школы будущего
первоклассника»
начинается
с
родительского
собрания.
4.3.
«Школа будущего первоклассника» работает 2,5 месяца.
4.4.
Занятия
проводятся
в соответствии
с
разработанными
и
утверждёнными
программами.
4.5.
Занятия проводятся один раз в неделю по 3 занятия (приложение. 2)
4.6.
Продолжительность занятий в «Школе будущих первоклассников» составляет 20
минут, перемен - 5 минут.
4.7.
В период функционирования «Школы будущего первоклассника» проводится
диагностико
-
консультативная
работа
по
заявкам
родителей
(законных
представителей).
4.8.
Обучение
в
«Школе
направлениям:
будущих
«Введение
первоклассников»
в математику»,
«От
ведётся
слова
по
следующим
к букве»,
«Зеленая
тропинка» /«Чудеса творчества»
4.9.
Родителям
(законным
представителям)
детей,
обучающихся
в
школе,
предлагаются лекции по вопросам воспитания детей в семье, подготовке к
школьному обучению, индивидуальные консультации по проблемам развития
личности ребёнка.
4.10.
Наполняемость учебной группы - 10-15 человек.
4.11.
Занятия проводятся в кабинетах и учебных помещениях,
соответствующих
санитарным нормам и правилам.
4.12.
В «Школе будущего первоклассника» используется только качественная оценка
усвоения обучающимися образовательной программы (Молодец! Умница! и др.).
Права и обязанности родителей (законных представителей) и педагогических
работников.
5.1.
Родители (законные представители) обязаны:
5.1.1. Незамедлительно
сообщать
руководителю
«Школы
будущего
первоклассника» об изменении контактного телефона и места жительства;
5.1.2. Извещать
руководителя
«Школы
будущего
первоклассника»
об
уважительных причинах отсутствия ребенка на занятиях;
5.1.3. Обязательно посещать все занятия для родителей (законных представителей).
5.2.
Педагогические работники обязаны:
5.2.1. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных
разделом 4 настоящего положения.
5.2.2. Во
время
оказания
дополнительных
образовательных
услуг
проявлять
уважение к личности ребёнка, оберегать его от всех форм физического и
психического
насилия,
обеспечить
условия
укрепления
физического и психологического здоровья, эмоционального
ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей;
нравственного,
благополучия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
5.2.3. Обеспечить
для
проведения
занятий
помещения,
соответствующие
санитарным и гигиеническим требованиям.
5.3.
Родители (законные представители) вправе:
5.3.1. Обращаться к педагогическим работникам по всем вопросам деятельности
образовательного учреждения.
5.3.2. Получать полную достоверную информацию об успехах и достижениях
ребенка;
5.4.
Педагогические
работники
вправе:
вносить
изменения
в
тематическое
планирование рабочей программы «Школы будущего первоклассника».
6. Финансовое обеспечение.
6.1.
Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся
добровольного денежного пожертвования (приложение 3)
6.2.
на
основе
Родители обеспечивают будущих первоклассников учебными принадлежностями.
7. Делопроизводство и отчетность.
Документация,
необходимая
для
организации
работы
«Школы
будущего
первоклассника»: рабочая программа, расписание занятий, расписание звонков, табель
посещаемости (приложение 4).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Приложение 1
Директору МАОУ «СОШ № 12»
J1.B. Калиной
Ф.И.О.
проживающего (ей) по адресу:
тел.
заявление.
Прошу зачислить моего ребенка
,
года рождения, на курсы «Школа будущего первоклассника» с ....03.2020г.
по ....05. 2020г.
число
подпись
Приложение 2
Учебный план занятий «Школы будущего первоклассника»
Курс занятий
«Введение в математику»
«От слова к букве»
«Зеленая тропинка»
«Чудеса творчества»
«Диагностические занятия с
психологом» для родителей
Итого:
Количество часов
10
10
5
5
10
40 часов
Ф.И.О. педагога
Учителя начальных
классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Приложение 3
ДОГОВОР
ДОБРОВОЛЬНОГО ДЕНЕЖНОГО ПОЖЕРТВОВАНИЯ № _
город Артёмовский
«
»
20
г
(ф. и. о. физического лица)
Паспорт: серия
№
выдан (дата)
кем
зарегистрированный
по адресу:
именуемый в дальнейшем - Благотворитель, и Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» (МАОУ «СОШ № 12»), именуемое в дальнейшем
- Благополучатель, в лице директора МАОУ «СОШ № 12»Калиной Ларисы Витальевны, действующего на
основании устава, заключили настоящий договор при соблюдении действующего законодательства о
следующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Благотворитель добровольно жертвует Благополучателю денежные средства в
размере
(
) рублей
(Сумма прописью)
(сумма цифрами)
в целях: по усмотрению Благополучателя
1.2. Пожертвованные денежные средства не имеют объявленного назначения и могут использоваться в
целях, определяемых Благополучателем.
1.3. Благополучатель будет вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованных
денежных средств.
2. ВНЕСЕНИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ПОЖЕРТВОВАНИЯ
2.1. Добровольное пожертвование вносится на счет Благополучателя по приносящей доход деятельности в
течение срока действия настоящего договора:
Юридический,фактический адрес: 623780 Свердловская область г.Артемовскийул.Терешковой, 15
ИНН 6602007212
КПП 667701001
У Ф К по Свердловской области (ФинуправлениеАдминистрации Артемовского ГО, М А О У « С О Ш
№12»,
л/с33906000120) БИК 046577001
р/с 40701810800001176202
Уральское ГУ Банка России
г.Екатеринбург
О Г Р Н 102660057941 Ю К П О 51817168
2.2. Добровольное пожертвование вносится в рублях.
3. ОТЧЕТ БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЯ
3.1. Благополучатель не позднее трех рабочих дней с момента получения простого требования
Благотворителя обязан предоставить ему письменный либо устный отчет о расходовании добровольного
пожертвования.
3.2. К отчету могут быть приложены материалы и документы, на которые Благополучатель ссылается в
отчете.
3.3. Отказ от принятия отчета Благополучателя может быть только мотивированным и изложенным в
письменной форме. Отказ доводится до Благополучателя незамедлительно.
4. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются
действующим законодательством РФ.
4.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они
совершены в письменной форме, скреплены печатями и подписаны надлежаще уполномоченными на то
представителями сторон.
4.3. Стороны настоящего договора придают юридическую силу любым документам, относящимся к его
предмету, если они отправлены и получены посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной
электросвязи или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от другой
стороны договора.
4.4. С момента вступления настоящего договора в силу все данные ранее его сторонами обязательства,
обещания, имеющаяся переписка и документы в отношении предмета договора теряют свою силу.
4.5. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим
своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе
действующего законодательства.
4.6. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в порядке,
установленном действующим законодательством РФ.
4.7. Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения
сторонами принятых на себя обязательств.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
4.8. Подписание Благотворителем
настоящего договора означает согласие его на обработку
предоставленных им персональных данных.
4.9. Настоящий договор заключен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, из
которых один находится у Благотворителя, второй - у Благополучателя.
5. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Благотворитель
Благополучатель
Муниципальное автономное
(ф.и.о. полностью)
общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 12» (МАОУ
«СОШ
№ 12») ИНН 6602007212КПП 667701001
(
Директор: J1.В.Калина
Приложение 4
Расписание занятий «Школы будущего первоклассника»
№ занятия
1
2
3
Название
«Введение в математику»
«От слова к букве»
«Зеленая тропинка» /«Чудеса
творчества»
ФИО педагога
учителя начальных
классов
кабинет
кабинеты начальной
школы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Приложение 4
ПРОГРАММА
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
2
Наименование программы
Основание для разработки программы
3
Основные разработчики программы
4
Основная цель программы
5
Задачи программы
6
Условия достижения цели и задач программы
7
Основные направления программы
8
9
Сроки реализации программы
Пользователи
основных
программы
Ожидаемые результаты
10
мероприятий
Школа будущего первоклассника
Документ является программой подготовки
будущих
первоклассников
к
школьному
обучению
Заместитель директора по УВР
Ш М О учителей начальных классов
Педагог - психолог
1) Успешная адаптация детей дошкольного
возраста к новым образовательным условиям
2) создание условий комфортного перехода с
одной образовательной ступени на другую.
3) Сохранение и укрепление здоровья
- развитие личностных качеств;
формирование
ценностных установок и
ориентаций;
- развитие творческой активности;
формирование и развитие
психических
функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Организация
обучения
дошкольников
будущими учителями первых классов
Адаптация к школьному обучению проходит
через:
формирование
базовых
умений,
необходимых
для
обучения
в
школе;
расширение
знаний
об
окружающем
предметном мире, природной и социальной
среде; обогащение активного словаря ребенка,
связной речи; логическую и символическую
пропедевтику.
Март -май текущего года
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся
поступить в 1 класс
обеспечение единых стартовых возможностей
будущих первоклассников,
развитие
личности
ребенка
старшего
дошкольного возраста,
формирование его
готовности к систематическому обучению
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа
будущего
первоклассника
представляет
собой
комплексную
дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к
обучению в школе.
Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» разработана:
• в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения;
• в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы
дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки
Российской Федерации;
• разработана на основе авторской программы Н. А. Федосовой «Преемственность.
Подготовка детей к школе» - М.: Просвещение
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения
им
универсальных
учебных
действий
(регулятивных,
познавательных,
коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических
преобразований
нашего
общества
от
учителя
начальных
классов
требуется
совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление
преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких
направлений является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества
учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом
неуспеваемости,
школьных
неврозов,
повышенной
тревожности
является
неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго
закрепляются у детей, поступивших в школу.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития.
Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы
он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации
развития, своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к
обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие
трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно
большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную
пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать чтото новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия,
чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой,
пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится
предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель
начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у
детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого
уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения
начального образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.
•
Цель данной программы:
всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к
обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных
качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
успешность адаптации
отношение к школе.
•
•
•
первоклассника,
достижения
в учебе
и
положительное
Основные задачи программы:
обеспечение разносторонней подготовки детей дошкольного возраста к обучению в
образовательном учреждении: развитие речи обучающихся, мелкой моторики,
элементарных логических операций, формирование элементарных количественных
представлений, структурирование представлений об окружающем мире.
развитие координации движений, произвольной регуляции поведения, формирование
умения работать в группе.
развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего
включения ребенка в школьную учебную деятельность;
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении
(привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным
контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную
для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его
протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и
комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация к школьному обучению проходит через:
• формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
• расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной
среде;
• обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
• логическую и символическую пропедевтику.
Планируемый
обучению в школе.
результат:
благоприятное течение адаптации первоклассников к
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе
проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку
избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и
создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать
«открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей
через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется
личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким
образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только
знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение
адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на
следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим
определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
•
•
•
Основными принципами подготовки к обучению являются:
единство развития, обучения и воспитания;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
комплексный подход;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
•
•
•
•
•
систематичность и последовательность;
вариативность и вариантность;
сознательность и творческая активность;
наглядность;
доступность и достаточность.
•
•
•
Ожидаемые результаты:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из
дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями,
т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить
его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
• группы формируются из детей 5,5 -6-летнего возраста;
• продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки - 30 минут;
• наполняемость групп от 10 до 15 человек;
• форма проведения занятий - игровая, двигательная.
• начало занятий - март
• окончание занятий - май
• режим занятий: 1 раз в неделю - 3 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15
минут.
Ведущий метод работы с детьми - это игра. Данный тип деятельности является
ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности - это урок.
Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный
для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление
содержания на предметы условно. Занятия проводятся с помощью комплекта пособий,
подготовленных к программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к
школе» (УМК «Школа России»).
Обучение в школе осуществляется с помощью учебно-методического комплекса
«Школа России». Данный УМК построен таким образом, что все его важнейшие
компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение,
методическое
сопровождение
и
художественно-полиграфическое
исполнение
направлены
на
достижение результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в
ФГОС.
Программа «Школа России» доступна для учащихся, гарантирует достижение
положительного результата в обучении и реальные возможности личностного развития,
так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное
наращивание трудностей, открытость новому.
Концепция
программы
«Преемственность»
рассматривает
дошкольное и
начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностноориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную
подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа «Преемственность» и
комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального
образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое
развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в
учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект «Преемственность» не
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский , у л . Т е р е ш к о в о й д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и дает
возможность подготовить ребенка к обучению по любой системе.
1. Федосова Н.А. Программа «Преемственность»/ Москва - 2009
2. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму: Учебное пособие для подготовки детей к школе: М.: Просвещение, 2013.
3. Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки детей к
школе. - М.: Просвещение, 2013
УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Программа «Преемственность»
(УМК «Школа России»)
Образовательные области
Математика
Учебные предметы
«Введение в математику»
Филология
«От слова к букве»»
Обществознание и
естествознание
Максимальный объём учебной
нагрузки
«Ознакомление с окружающим миром»,
«Чудеса творчества»
Количество часов в
неделю
1
1
1
3
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность»
лежат личностно-ориснтированные и развивающие технологии. Целью личностноориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки
к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного
мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат:
развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие
упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не
обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе
программа
«Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной
школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее
цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
программы.
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего
дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных,
познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными
результатами предшкольной
подготовки
является
формирование следующих умений:
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
• в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке
учителя);
• при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
•
•
•
•
•
понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу
учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными
результатами предшкольной
подготовки
является
формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД):
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться
совместно
с
учителем
и
другими
ребятами
давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего
класса;
учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные
УУД:
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные
УУД:
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
•
•
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными
результатами предшкольной
подготовки
является
формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и
письму:
• отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
• задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
• рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
• конструировать словосочетания и предложения;
• определять количество слов в предложении;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать
слова на заданную букву;
• делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и различать буквы русского алфавита;
• правильно держать ручку и карандаш;
• аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Введение в математику:
продолжать заданную закономерность;
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
вести счет предметов в пределах 10;
соотносить число предметов и цифру;
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева направо, вверху - внизу, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше позже, вчера - сегодня - завтра;
распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник)
среди
предложенных
и
среди
объектов
окружающей
действительности;
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки»;
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в
качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к
школе
является сформированность
«базиса
личностной
культуры». Основной
характеристикой
базиса личностной
культуры
ребенка дошкольного
возраста
является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную,
интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Коммуникативная
компетентность
проявляется в свободном
выражении
ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок
умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер
отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения,
соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает
желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания,
несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная
компетентность характеризуется способностью ребенка к
практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и
символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям
(сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах
деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и
закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом,
цифрами.
Компетентность
в плане физического развития выражается в том, что ребенок
имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом,
различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет
культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный
план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка
выполнять
общественно
значимую
и
оцениваемую
деятельность
(учебную).
Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое
выражение в:
• наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;
• заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;
• наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.
Содержание
программы предусматривает
комплекс занятий,
включающих
следующие направления деятельности:
Раздел «Совершенствование и развитие устной речи» и «Подготовка к обучению
чтению и письму» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к
букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению
письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание курса направлено
на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для
успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих
задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для
создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая
подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры
речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление
интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к
обучению письму. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в
ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической
и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения.
Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания,
обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. Курс предназначен
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Дети
приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся
штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят
ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику,
координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки
детей.
Раздел «Введение в математику» представлен программой курса «Математические
ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки»
положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка,
включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием
возможностей и особенностей математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и
знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с
математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов,
используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных
характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в
пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех
направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических
понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает
формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая пропедевтика - подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая
тропинка», которая нацелена на накопление фактических знаний и опыта познавательной
деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к
окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности
детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и
опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы
начальной школы.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Цели занятий:
Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие мышления и речи
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Совершенствование навыков монологической речи
Совершенствование навыков диалогической речи
Развитие мимики и пантомимики
Развитие фантазии и воображения
Развитие способностей к глубокому образному мышлению
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
Развитие творческих способностей
Формирование эмоционально-волевой сферы
•
Формирование этических представлений
•
•
Повышение уверенности в себе
Научить принимать решения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Рабочая программа «От слова к букве»
Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и
совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
создание
условий
для
формирования
многосторонне
развитой
личности
ребенка(интеллектуальное, духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное
развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
• практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
• формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
• навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже
существующими,является осуществление интеграции работы по подготовке детей к
обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к
обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
• расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
• формирование грамматического строя речи ребенка;
• совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической
(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине,
рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и
впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
• создание
речевых
высказываний
различных
типов:
описания
(человека,
животных,предметов,
помещения);
рассуждения
(прочитай
свое
любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она
тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа,
рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их
словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает
к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач
современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому
развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы,
произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной
гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию
устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение
звуков,
тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация
звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка
к
обучению
чтению. Обучать
правильному
литературному
произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать
звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного
•
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский , у л . Т е р е ш к о в о й д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место
звука в слове. Закреплять правильное
произношение
звуков. Упражнять
в
дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей
четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию
интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки
из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью
цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять
звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью
обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по
аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением
листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном
пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева
направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с
конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать
предметы из элементов букв различной конфигурации.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Планируемые результаты:
Ребенок научится и получит возможность
научится:
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие,
прощание,
благодарность,просьба;
осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо,
быстро медленно, весело — грустно и т. д.;
артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция,
хорошаядикция способствуют эффективному общению;
оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты,
не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие
по содержанию)
по
опорным
иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
•
•
Дошкольники должны знать:
Отличие буквы от звука.
Конфигурацию печатных букв.
•
•
•
Дошкольники должны уметь:
Ориентироваться на странице тетради
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.
Печатать буквы.
Календарно-тематическое планирование к курсу «От слова к букве»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Темы занятий
Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Раскрашивание пространства
около контура. Сравнение и сопоставление формы предметов.
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим.
Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. Нахождение
предложенных форм в нарисованных предметах.
Описание картинки. Слово. Предложение. Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы
«Семья», «Дом». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что
показал». Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.
Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто
наблюдательнее». Контур предмета и раскрашивание его внутри.
Гласные буквы и звуки. Предметы окружающего мира. Твоя любимая
игрушка. Контур предмета Линии, образующие внутренний контур
предметов.
Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные
знаки и обозначения. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
Согласные звуки и буквы. Противоположные по значению слова. Игра
«День-ночь» Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.
Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Буква
А (большая и маленькая). Работа в рабочей строке.
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Рабочая программа «Введение в математику»
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести
их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления
и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства
чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и
др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале
двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия,
воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных
процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в
процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется
специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления,
доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим
остается практический
метод, позволяющий
детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с
предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем
(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это
необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов
работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для
успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий,
широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на
плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше,
ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены
предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел.
Сравнение чисел первого десятка.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие
первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность
продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Содержательно-логические задания на развитие:
внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди
общие элементы» и др.;
воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление
фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в
другую и др.;
памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
геометрического материала;
мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения,
построение простых рассуждений и др.
Планируемые результаты:
знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел,
уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше
(меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать
результат числом;
знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные
операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить
классификацию
предметов
по
заданным
признакам,
выявлять
несложные
закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
состав чисел первого десятка;
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
цифры 0-9, знаки +,-,=;
название текущего месяца, последовательность дней недели.
Дошкольники должны уметь:
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
соотносить цифру с числом предметов;
пользоваться арифметическими знаками действий;
составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего
размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
проводить наблюдения;
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Календарно-тематическое планирование «Введение в математику»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема занятия
Дата план
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.
Различение предметов по цвету, форме, расположению.
Уточнение пространственных представлений ( снизу- сверху,
между, слева, справа)
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой маленький, больше - меньше, высокий - низкий, выше - ниже.
Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше,
столько же.
Прямоугольник, квадрат. Круг. Многоугольники: треугольник,
четырехугольник.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.
Число и цифра. Понятия «один - много».
Число и цифра 0.
Понятие «равенство». Знак «=». Упражнение в дополнении числа
до любого заданного
Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение».
Знак действия «сложения» +.
Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание».
Знак действия «вычитания» -.
Дата
факт
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром»
Программа «Зеленая тропинка» основывается на коррекции и развитии
накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Данная
программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений
о природе.
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них
заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс
представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции
накопленных
ими
в дошкольном
возрасте
разнообразных
природоведческих
представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к
свойственным естественно - научным дисциплинам методом познания, следуя которым
нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные
наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей
данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется
рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое
внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства
предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки,
фиксировать состояние предмета и его смену (явление).
•
•
•
•
Планируемые результаты:
распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;
перечислять в правильной последовательности времена года;
называть основные признаки времен года;
перечислять в правильной последовательности времена года и суток.
Содержание программы - это синтез различных составляющих естественно научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области
астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная
первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания
соответствующего учебного курса в начальной школе.
В содержании представлены темы курса: "Наши друзья животные", "Зелёное чудо растения", "Звёзды, Солнце и Луна", "Круглый год". Как и предусмотрено программой,
основными видами деятельности детей на занятиях должны быть непосредственные
наблюдения
явлений
природы,
манипулирование
с
предметами,
простейшие
эксперименты и т.д. Дети работают под руководством взрослого. Тексты заданий и
подрисуночные подписи в пособии также читает взрослый. Он определяет, на каком
занятии по данной теме будет использован материал пособия, на каком этапе занятия
работа с ним будет наиболее целесообразной.
Наши друзья - животные
1. Разнообразие животных
1.
2.
3.
4.
Зеленые чудо - растения
Растения и их разнообразие
Декоративные растения
Раскрашивание изображений растений, рисование, аппликация
Лепка овощей и фруктов, различающихся размером, формой, цветом
Звезды, Солнце и Луна
1. Наблюдение звездного неба, выделение созвездий (2-3)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
2. Игра - путешествие на Луну
3. Наблюдение Луны на небе
Круглый год
1. Наблюдения сезонных изменений в природе
2. Времена года
Календарно-тематическое планирование «Ознакомление с окружающим миром»
№
Тема занятия
Дата
Дата
план
1
2
3
4
5
факт
Звезды. Солнце. Луна.
Звездное небо. Солнце и Луна.
Зеленое чудо - растения.
Как узнать растения? Травы. Кустарники. Деревья.
Наши друзья - животные.
Как узнать животных? Домашние животные.
Круглый год
Времена года.
Лето. Отношение человека к природе.
Содержание курса «Чудеса творчества»
Программа «Чудеса творчества составлена на основе программы: «Волшебная
красота окружающего мира» Авторы: Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комарова, Л. В. Орлова, Л.
В. Ершова, М. Б. Зацепина и рассматривается как часть программы «Подготовка к школе»
и призвано решать главную общую цель — развитие личности ребенка 6 лет. При
разработке содержания, задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается
близость детского мировосприятия к мировосприятию в народном творчестве.по
самоактуализации детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства
своего народа, по становлению личности ребенка на основе национальной культуры, на
традициях духовного формирования личности.
Для реализации ведущей цели программного содержания раздела «Искусство и
культура» необходимо опираться на следующие исходные положения: — нравственная
основа народной культуры и искусства; — детскость в народном искусстве (то его
свойство, которое придает ему неповторимую окраску непосредственности и
жизнерадостности, огромное душевное богатство, душевную щедрость); — общность
художественно-образного
содержания
всех областей
народного
искусства
как
совокупности устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых, драматических,
прикладных,
изобразительных
форм
народного
творчества;
—
гуманитарная
ориентированность при ознакомлении с явлениями культуры, искусства.
Программное содержание курса отражено в следующих видах художественнотворческой деятельности детей 5—6 лет:
«Мы танцуем, поем, играем и слушаем музыку своего народа»;
«Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной
земли»;
«В мире родной природы»;
«Детские праздники и народный календарь»;
«В мире народной сказки. Театрализованные действа».
Планируемые результаты
Научатся и получат возможность научиться
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
Эмоционально откликаться на явления окружающей жизни, видеть красоту людей,
их поступков. Творчески включаться в наблюдение примет времен года. Проявлять
интерес к творческим успехам товарищей.
1.
2.
3.
4.
Научатся различать и определять:
названия главных цветов;
элементарные правила смешения цветов;
значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами;
вертикальное, горизонтальное, диагональное направление.
Научатся:
1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
2. Свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных
направлениях;
3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предмета;
4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно
закрывать нужную поверхность;
5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного
мира;
6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
7. Пользоваться простейшими приемами лепки;
8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
Календарно-тематическое планирование к курсу «Чудеса творчества»
№ п/п
1.
2.
3.
4
5.
Темы занятий
Дата по
плану
Дата
по
факту
Лепка овощей, фруктов круглой и овальной формы
Сюжетно - тематическая аппликация (колобок).
Нарезная мозаика: «Весёлый зайка». Русские народные сказки о
животных
Акварельные краски. Смешивание.
Волшебные мелки. Природа родного края.
Модель ребенка - будущего первоклассника
Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными
видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет
культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована
«внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической
сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника
«надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система.
Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие
качества:
эмоциональность,
креативность,
произвольность,
инициативность,
самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения.
Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и
умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12art(fi>'lmail.ru
связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков;
проявляет осведомленность в разных сферах жизни.
Социальный интеллект (социальная зрелость) - ребенок понимает разный
характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое
отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить
изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей;
способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.