Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школаMe12»
С в е р д л о в с к а я область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, т е л . 2 - 1 4 - 0 6 е - т а П : school 12artfr/'lmail.ru
ПРИНЯТО
Протокол заседания
Педагогического совета
От 29.12.2020 № 5
УТВЕРЖДЕНО
Диоектов МАОУ «COLLI №12»
Калина Лариса
Витальевна
Подписан: Калина Лариса Витальевна
DN: ИНН=660200826991,
СНИЛС=02664339254, E=lkalina@list.ru,
C=RU, S=Свердловская область, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
""СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 12""", G=Лариса Витальевна,
SN=Калина, CN=Калина Лариса Витальевна
Основание: я подтверждаю этот документ
своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2021.04.20 09:48:38+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3
ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании детей
с ограниченными возможностями здоровья
МАОУ «СОШ№12»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Me 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12artfr/'lmail.ru
I. Общие положения
1.1.
Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными
возможностями здоровья в МАОУ «СОШ №12» (далее Положение) определяет порядок
организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
в МАОУ «СОШ №12».
1.2.
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 №26.
1.3.
В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией (далее
ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.3.
Основной целью инклюзивного образования является реализация права
обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий
для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в МАОУ «СОШ №12» с целью
максимальной коррекции
недостатков их психофизического
развития,
эмоционально- волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ.
II. Организация инклюзивного обучения
2.1.
Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Me 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12artfr/'lmail.ru
- посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению
образовательных программ всеми обучающимися);
2.2.
По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
• полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в
сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со
сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной
образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать
кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации
индивидуальных
и
групповых
занятий,
а
также
применения
дифференцированного
подхода
при
организации
образовательной
деятельности;
• частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая
совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями,
участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях
совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать
кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям ПМПК;
• точечная инклюзия - когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников
лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
2.3.
Выбор формы образовательной
интеграции в процессе
организации
инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности
недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры
нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально
развивающихся сверстников.
2.4.
Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе
являются:
• создание адаптивной среды;
• повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
• создание психолого -педагогического консилиума для организации психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
2.5.
2.6.
2.7.
Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося.
При
выборе
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося
формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение
ребенка.
Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
2.7.1.
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей (законных представителей);
- определение модели инклюзивного образования;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Me 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12artfr/'lmail.ru
- определение учителя и класса в который (ую) зачисляется обучающийся с
ОВЗ;
- определение специалистов, для осуществления психолого- педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов);
- заключение договора с родителями (законными представителями) и
зачисление обучающегося с ОВЗ в школу;
- разработка адаптированной образовательной программы.
2.7.2. Диагностический этап:
• устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в
инклюзивной форме;
• организация
диагностической
работы
учителя
и
специалистов
психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия,
изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ;
• по истечении диагностического периода ППК выносит заключение о
возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное
заключение утверждается решением педагогического совета;
• в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического
консилиума руководитель школы информирует о принятом решении
родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;
• вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и
оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ
на данном этапе обучения решается на заседании территориальной
ПМПК.
2.7.3. Основной этап:
корректировка
адаптированной
образовательной
программы
в
соответствии
с
выявленными
возможностями
и
дефицитами
обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
реализация адаптированной образовательной программы;
мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
III. Организация образовательной деятельности при инклюзии
3.1. Общая наполняемость класса (группы) и количество обучающихся с ОВЗ
в условиях инклюзии, а так же численность обучающихся в отдельном классе (группе)
для детей с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а
для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и
абилитации инвалида.
3.3.
Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Me 12»
Свердловская область, г.Артемовский ,ул.Терешковой д. 15, тел.2-14-06е-таП: school 12artfr/'lmail.ru
на основе индивидуализации
ее содержания
с учетом
особенностей
и
образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4.
При
реализации
общеобразовательных
программ
используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
3.5.
Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6.
Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является
программа
коррекционной
работы.
Коррекционно-развивающие
мероприятия в школе могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
3.7.
Образовательная
деятельность
организуется
в соответствии
с
расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной
образовательной деятельности), которое определяется школой в соответствии с
установленными требованиями СанПиН.
3.8.
Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования
определяется школой самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
3.9.
Адаптированные образовательные программы реализуются школой как
самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с OB3 в условиях инклюзивного
образования
осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом школы.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с OB3, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных
и
иных
досуговых
мероприятий.
3.12. Обучение детей с OB3 осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам
обучения.
3.13. Текущий
контроль
успеваемости
и промежуточная
аттестация
обучающихся с OB3 осуществляется в соответствии с требованиями действующего
законодательства.
3.14. Государственная итоговая аттестация выпускников МАОУ «СОШ №12»,
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
проводится в соответствии с действующим законодательством.
3.15. Лицам
с
ОВЗ,
обучавшимся
по
адаптированным
основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим
государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.
3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам, выдается свидетельство об обучении.